Система работы социального педагога с подростками по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Ни прием, ни метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Л.И.Новикова
В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличились среди преступников число девочек-подростков, число несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП за злоупотребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных веществ, а также причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям антиобщественной направленности. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей, распространением психических и иных форм отклоняющего поведения и развития.
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем общества.
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации подростка в обществе, создает благоприятные условия для его развития, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между несовершеннолетним, образовательным учреждением, органами власти, способствует реализации прав и свобод.
Основные направления социально-педагогической работы в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов.
Считаю, что в наше время актуальными остаются традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, деятельность трудовой, игровой и спортивной направленности в вопросах воспитания, волонтерская деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование. Главным объектом внимания социального педагога остаются проблемы социальной жизни ребенка, его адаптация в современных условиях.
Одним из направлений работы социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непременно является деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, индивидуального подхода к несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С воспитанниками, попавшими в «группу риска», проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики педагог-психолог и социальный педагог предлагают заполнить воспитаннику анкету для подростка «Группы риска». Опираясь на результаты диагностики и наблюдения за поведением воспитанника, создается банк данных детей «группы риска», который в дальнейшем помогает при составлении программы и планов работы специалистов.
Заказ на разработку плана индивидуальной профилактической работы, контроль его исполнения, общий анализ ситуации рассматривается на заседаниях консилиума и Совета профилактики. Составление плана профилактической работы предполагает несколько этапов:
Изучение особенностей личности и его жизненной ситуации;
Сопоставление полученных данных и выводы о направлениях предполагаемой работы с ним;
Разработка плана действий по каждому из направлений предполагаемой работы;
Сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов в процессе исправления его недостатков.
Мною была разработана Программа «Старт во взрослую жизнь. Подростку (14-18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности» на 2024-2025 годы. Видя положительные результаты реализации программы, пришла к выводу, что в нашем учреждении стоит продолжить работу по данному направлению. Целью программы является повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организации правового всеобуча педагогического коллектива учреждения по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних; профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
На следующих этапах реализации программы и плана профилактической работы привлекаются специалисты (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор ПДН, медицинская сестра, воспитатели, заместитель директора по ВР), которые в комплексе способны более эффективно решать выявленные проблемы. Это позволяет создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не отдельные несогласованные мероприятия.
Помощь и поддержка воспитаннику оказываются по следующим направлениям:
Социально-правовое: трудоустройство; правовая защита; поиск замещающей семьи, предоставление интересов в суде и т.п.
Медико-социальное: организация лечения, реабилитации, укрепление здоровья, профилактика заболеваний (снижение физических, трудовых, учебных нагрузок), консультации и т.п.
Педагогическое: организация помощи и поддержки в учебной деятельности; создание ситуации успешности в учебе, повышение учебной мотивации, обучение социальным и жизненным навыкам, вовлечение в интересные сферы досуговой деятельности, профессиональная ориентация и помощь в выборе профессии, создание воспитывающих ситуаций.
Психологическая коррекция: эмоционально-волевой сферы, нарушение коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и позитивного мировосприятия, обучение навыкам поддержки и самоподдержки.
В соответствии с данной программой и планом работы провожу ряд мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения, на пропаганду здорового образа жизни. Проводятся профилактические занятия, в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, выступаю пред замещающими семьями родительском собрании, где рассматриваются вопросы по профилактике употребления ПАВ, профилактике суицида среди детей и подростков, по профилактике совершения преступлений в отношении несовершеннолетних детей. Традиционно проводятся ежегодные мероприятия для детей и взрослых с привлечением сотрудников ПДН, юристов, адвокатов, специалистов органов опеки и попечительства. С начала года проведены занятия «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Социальная зрелость, интеллектуальная взрослость», «Юность - позитивная фаза развития» и др. На занятиях дети анализируют ситуации, находят нужные решения. Таким образом, дети приходят к выводу, что все люди равны, независимо от пола, возраста и нации.
Ведется работа по обеспечению занятости детей и подростков, особенно «группы риска», в каникулярное время. Важное место в реализации этого направления играет лагерь труда и отдыха. Существует также практика вовлечения воспитанников в отряды по наведению порядка. Наиболее эффективной формой отдыха считаю развитие детско-юношеского туризма.
Я считаю, что предупреждение и искоренение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних – важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи.
Таким образом, системный подход в организации профилактической работы несовершеннолетних должен включать в себя как необходимые разовые мероприятия, направленные на снижение остроты возникшей ситуации, так и постоянные действующие программы и мероприятия, планово-встроенные в учебно-воспитательный процесс.