СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скелет человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Скелет человека»

Открытый урок окружающего мира

по программе «Планета Знаний»

на тему "Скелет человека".

3-й класс.

Цель: знакомство со скелетом человека и его особенностями

Задачи:

Познавательные УУД

- учить находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

познакомить обучающихся со скелетом, его строением, особенностями, предназначением;

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении практических работ, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: сравнивать, обобщать

Регулятивные УУД

- создать условия для нахождения информации о понятии «скелет и его значение»;

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации;

- актуализировать знания детей о назначении скелета

Коммуникативные УУД

- учить оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;

- формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД

-способствовать самооценке на основе рефлексии

Ход урока


I. Организационный момент.

- Доброе утро, девчонки, мальчишки!
Все вы достали тетрадки и книжки?
А свой дневник и пенал не забыли?
Всё аккуратно на парте сложили?
Будем сегодня трудиться старательно,
Слушать друг друга очень внимательно
И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!


Здравствуйте! - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

II. Проверка домашнего задания.


Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала.


Фронтальный опрос:

- Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира. (“Мы и наше здоровье”)

- О чём именно говорили на прошлом уроке? ( “Надёжная защита организма”)

- Назовите орган осязания человека. (Кожа)

- Какое значение для человека имеет кожа? (Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий).

- Какую роль выполняют пот и жир? (Пот охлаждает, жир делает кожу мягкой и упругой).

- Как надо ухаживать за кожей? (Мыть, вытирать насухо, смазывать кремом).

- Расскажите какую первую помощь оказывают при небольшой ранке.(кожу вокруг раны следует обработать йодом. он убивает болезнетворные бактерии)

- Расскажите как помочь, если у человека ожог или обморожение.(обожженное место нужно закрыть чистым полотенцем и приложить что нибудь холодное. При обморожении кожу нужно растереть мягкой тканью. Нельзя растирать кожу снегом!!! При сильных ожогах и обморожении кожи нужно обращаться к врачу!!!)


Мини-тест.

-А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

1) Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5 б) 3 в) 2


2) Кожа – это …

а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека


3) Можно ли кожу назвать органом дыхания?

а)нет б)да в)не знаю


4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

а) потовым железам б) порам в) сальным железам


5) Пот выделяется, когда человеку…

а) холодно б) просто так в) жарко


6) Кожу надо мыть…

а) по мере необходимости б) утром и вечером в) можно и не мыть


7) Может ли человек обойтись без кожи?

а) конечно б) нет в) может быть


III Введение в тему урока.

Учитель: О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Прочитайте эти

пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат. (Учащиеся

читают по цепочке.)

- Дал бог здоровья, а счастье найдѐм.

- Здоров будешь – всѐ добудешь.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

- Здоровый человек не тот, кто в детстве прыгает, а тот кто под старость бегает.

Дети: человека можно назвать здоровым, если он дожил до старости и не болеет, может быстро ходить, работать;

Дети: если человек может быстро двигаться, сам поднимается по лестнице, выполняет тяжѐлую физическую работу, не принимает лекарства, то его можно назвать здоровым и др.

Учитель: вы правы, человека, который достиг преклонного возраста и сохранил двигательную активность, мы уверенно можем назвать здоровым человеком.


IV. Сообщение темы урока. Формирование новых знаний.

- О чём будем говорить сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Не часы, а тикает. (Сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)

3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)

4. Орган зрения. (Глаз)

5. Органы дыхания человека. (Лёгкие)

6. И говорит, и ест. (Рот)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Скелет)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать?

(Скелет человека)


Тема нашего урока: «Скелет человека»

В течение урока нам предстоит ответить на вопросы.

Как устроен скелет? Для чего нужен скелет? Как сохранить его здоровым?


Приём «Инсерт».

  • В скелете человека более 200 костей.

  • Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений.

  • Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать .

  • При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме.

  • Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости .



V. Изучение нового материала.

1) Практическая работа «Удивительное тело» (внешнее строение тела человека).

Учитель: Встаньте, пожалуйста. Погладьте себя по голове. Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по грудиПогладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами.

Молодцы! Садитесь.

Учитель:  Если бы в нашем теле не было костей, смогли бы мы ходить?

Кто же может сказать какие части тела относятся к внешнему строению тела человека? (ответы детей).

Правильно!

К внешнему строению тела человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находится грудь, спина, живот, потом руки и ноги.


2) Суперскелет.

Рассмотрите рисунок

- Что на нём изображено? (Скелет)

- Что он из себя представляет? (Кости человека)

-Скажите, из каких частей состоит скелет человека.

Используйте слова для справки: череп, позвоночник, рёбра, грудина, кости таза, кости рук, кости ног.

Теперь рассмотрим подробнее каждую из них.


В скелете различаются более 200 костей: ЧЕРЕП, кости туловища – ПОЗВОНОЧНИК и ГРУДНАЯ КЛЕТКА, состоящая из РЕБЕР и ГРУДИНЫ, костей верхних и нижних конечностей.


3) Обсуждение

Череп

Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

ЧЕРЕП состоит из 29 сросшихся, наиболее прочных костей. Почему они самые прочные?

Из всех частей черепа подвижна только одна – нижняя челюсть. Она позволяет нам открывать и закрывать рот, когда мы разговариваем, принимаем пищу.

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 – 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

- Нащупайте у себя рёбра, грудину.

- Как вы думаете, какие органы защищает грудная клетка?

Позвоночник

Основная опора скелета – эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.

Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким “хвостиком”. Называется он копчиком.

ПОЗВОНОЧНИК тянется вдоль спины. Он состоит из 30 позвонков, внутри которых проходит спинной мозг. Между позвонками находятся хрящи, благодаря которым мы легко сгибаемся, наклоняемся. К позвоночнику одним концом прикреплены ребра (12 пар), а другим концом – с грудиной. Ребра вместе с позвонками, грудиной образуют грудную клетку, которая защищает легкие и сердце. Внизу к позвоночнику прикреплены кости таза с костями ног. А заканчивается позвоночник маленьким костяным хвостиком – копчиком.


3)Чтение в учебнике по цепочке, с.16.


Встать

Найдите друг у друга позвоночник. Проведите рукой.

Встаньте, дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие мы гибкие! А теперь возьмите ручку и попробуйте, не сгибая руки написать. Невозможно! Поэтому в каждой руке не одна длинная кость, а несколько более коротких, подвижных.

Верхние конечности – плечо, предплечье, кисть.


Учитель: Нога тоже состоит из трѐх частей: бедра, голени и стопы. В бедре одна толстая кость – бедренная, в голени – две, а в стопе, как и в кисти, много небольших костей. Прощупайте на себе кости ног.


4). Физминутка «Зарядка»


5). Практическая работа ( 2 куклы – 2 ученика)

Посмотрите на нашу куклу Юлю. Я вращаю ее руку. Какой сустав сейчас у нее работает? (плечевой)

Почему у нее рука в локте не гнется? (нет локтевого сустава)

Какого еще сустава нет у нашей куклы? (коленного)

Если нет коленного сустава, то что не сможет делать Юля? (присесть, встать на коленки, кувыркаться…)

Значит, что позволяет нам двигаться? (кости и суставы)


Да, кости скелета, соединенные суставами, не позволяют нам развалиться на 200 частей. А если бы суставов не было, мы бы только лежали.

- У кого костей больше: у взрослых или детей? Почему? Чем отличаются кости ребёнка и кости взрослого человека?

- У кого более гибкий скелет: у вас или у взрослых?


4) Просмотр видеоролика. (3.49мин)


VI Закрепление.


1). Работа в тетрадях, с.5.


2). Синквейн

1. скелет человека
2.Твердый , прочный
3. Носить , расти , помогать
4. Скелет человека помогает жить
5. Опора


3) Вывод

Учитель: Ребята, так какое же значение имеет скелет для человека?

Дети: Скелет служит опорой. Он защищает от повреждений внутренние органы – мозг, сердце, лѐгкие.



VII . Итог урока.

- Что такое скелет человека?

- Из каких частей он состоит?

- Для чего служит каждая из этих частей и весь скелет?

- Что приводит скелет в движение?

- Изменится ли ваше поведение после сегодняшнего урока? Как?


VIII. Рефлексия

«SMS» - детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

IX . Домашнее задание.


  • стр.15-16 чит., отв. на вопросы устно.














1. скелет человека
2.Твердый , прочный
3. Носить , расти , помогать
4. Скелет человека помогает жить
5. Опора


Верите ли вы, что…

Моё мнение

Правильный ответ

В скелете человека более 200 костей




Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений




Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать



При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме



Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости




Да +Нет-

Да +Нет-



Верите ли вы, что…

Моё мнение

Правильный ответ

В скелете человека более 200 костей




Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений




Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать



При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме



Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости




Да +Нет-

Да +Нет-



Верите ли вы, что…

Моё мнение

Правильный ответ

В скелете человека более 200 костей




Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений




Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать



При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме



Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости




Да +Нет-

Да +Нет-



Верите ли вы, что…

Моё мнение

Правильный ответ

В скелете человека более 200 костей




Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений




Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать



При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме



Чем старше человек, тем более хрупкие у него кости




Да +Нет-

Да +Нет-



Работа в парах. В тексте вставить пропущенные слова, из рамочки.

Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.






Более 200 костей составляет _______________ человека. Он поддерживает _________ тела, ________________ органы от повреждений, позволяет человеку двигаться.



Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.





Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри позвоночника находится __________________________________.



Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.






Грудная клетка состоит из позвонков, грудины и ________ пар рёбер. Она защищает ___________ и ___________.



Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.




















Плечо, предплечье и ____________________ составляют верхнюю ____________________.


Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.











Бедро, _________________ и стопа – составные части ___________________

конечностей.

Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.








Большинство костей соединены подвижно с помощью _________________.







Скелет, форму, конечность, позвонков, сердце, 12, кисть руки, голень, суставов, лёгкие, двигаться, спинной мозг, клетка, защищает, нижних, грудины.








Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри позвоночника находится __________________________________.















Составьте синквейн


1 СТРОКА – 1 существительное

2 СТРОКА – 2 прилагательных

3 СТРОКА – 3 глагола

4 СТРОКА – предложение из 4 слов                    

5 СТРОКА – 1 слово – синоним, вывод.


1. Скелет

2. ____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________


 Составьте синквейн


1 СТРОКА – 1 существительное

2 СТРОКА – 2 прилагательных

3 СТРОКА – 3 глагола

4 СТРОКА – предложение из 4 слов                    

5 СТРОКА – 1 слово – синоним, вывод.


1. Скелет

2. ____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________


Составьте синквейн


1 СТРОКА – 1 существительное

2 СТРОКА – 2 прилагательных

3 СТРОКА – 3 глагола

4 СТРОКА – предложение из 4 слов                    

5 СТРОКА – 1 слово – синоним, вывод.


1. Скелет

2. ____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5.__________________________________________

Индивидуальная работа __________________________________

ги

ди

ми

я

ске

а

о

лет

фи

ци

зи

е

то

ме

ло

на

Используя слоги этой таблицы, ответьте на вопросы:

  1. Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения _________________

  2. Наука, изучающая строение тела человека _____________________

  3. Наука, изучающая работу организма человека __________________

  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья ________________







ги

ди

ми

я

ске

а

о

лет

фи

ци

зи

е

то

ме

ло

на

Используя слоги этой таблицы, ответьте на вопросы:

  1. Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения _________________

  2. Наука, изучающая строение тела человека _____________________

  3. Наука, изучающая работу организма человека __________________

  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья ________________





ги

ди

ми

я

ске

а

о

лет

фи

ци

зи

е

то

ме

ло

на

Используя слоги этой таблицы, ответьте на вопросы:

  1. Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения _________________

  2. Наука, изучающая строение тела человека _____________________

  3. Наука, изучающая работу организма человека __________________

  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья ________________








«Поезд»

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

«Анкета»

Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

«Чемодан, мясорубка, корзина», который я применяю в 3—4 классах. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

«Мои ответы»

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

«Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку»

«Подбор фразеологизмов»

- спустя рукава

- краем уха

- как рыба о лед

- шевелить мозгами

- ловить ворон

- комар носа не подточит

- в два счета

- войти во вкус

- зарубить на носу

- держать ухо востро