Словообразование
Разминка. Задания конкурса «Русский медвежонок»
- Все приведенные ниже слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно отличается от остальных Укажите это слово.
- рыбак, 4) простак,
- чужак, 5) верстак.
- казак,
2. Сложносокращенными называются слова, состоящие из двух других, причём одно или оба исходных частично урезаются. Например,
универмаг = универ /сальный/ + маг /азин/
спецзадание = спец /иальное/ + задание.
Какое из данных ниже слов не сложносокращенное:
- турпоход, 4) турникет,
- турслёт, 5) физкультура.
- турагентство,
Расшифруйте ребус.
К какому разделу языкознания относятся все выполненные вами задания?
Способы словообразования.
- Приставочный.
- Суффиксальный. См. учебник.
- Сложение.
- Приставочно-суффиксальный: под уш к а
- Бессуффиксный: бег
перелет
6. Переход из одной части речи в другую:
Больной ( имя сущ. ) скоро поправится.
Завтра ( имя сущ .) всё изменит к лучшему.
Выполните словообразовательный разбор слов. Подумайте, какой должна быть его последовательность.
лётчик, перелётный,
перелететь, самолёт,
полёт, ковёр-самолёт,
полететь, лётная (школа),
летать, слёт
летательный (аппарат),
Последовательность словообразовательного разбора.
- Определяю лексическое значение слова.
- Нахожу ближайшее родственное слово, от которого образовано данное. Оно будет исходным.
- Нахожу и выделяю основу, от которой образовано слово. Она будет называться производящей .
- Определяю, с помощью каких морфем образовано слово, обозначаю их.
- Указываю способ словообразования.
Выполните словообразовательный разбор слов.
букварь,
невысокий.
(Пришли) военные.
молоковоз,
мудро,
пригород,
ход,
выход,
пригородный,
около (дома),
ходьба,
заокеанский,
букварик,
сдела л .
Третий лишний.
- Корень, приставка, суффикс.
- Приставка, окончание, суффикс.
- Приставочный способ словообразования, приставочно-суффиксальный, переход из одной части речи в другую.
- Перелёт, лётный, слёт.
- Заморский, морской, моряк.
- Выучить, поучить, научиться.
- Пришкольный, премудрый, во-первых.
морозище
снеговик
заморозки
снегоход
заморозить
морозить
снежинка
заснеженный
мороженое морозильник подморозить заморозка обморожение …
более 40
подснежник
однокоренных
снежный
снегурочка
слов
бесснежный
снежочек
снеговой
снежно
снежность
бесснежье
бесснежность
мороз
мороз ец
мороз ищ е
мороз н ый
без мороз н ый
морозн о
мороз и ть
морозить ся
морож ен ый
сущ.
мороженое
за морозить
замораж ива ть
на морозить
замора-
об морозить
живать
от морозить
обмораж ива ть
ся
пере-
по-
обмора-живать- ся
под-
при-
раз-
Даны слова. Спишите их, объясняя орфограммы, распределяя их по строчкам:
- образованные с помощью приставки - Как называется такой способ словообразования? :
- с помощью суффикса - Как называется такой способ словообразования? :
- с помощью приставки и суффикса одновременно - Как называется такой способ словообразования? :
- без помощи суффикса - Как называется такой способ словообразования? :
- сложением слов, основ :
- переходом одной части речи в другую :
П.р.листывать, (остались) в связи с неп..годой,
мор..продукты, об..ез.., вд..л..ке, ло.., счас..ли..чик,
бе..вес..ный, ра..жеч?, ежем..нутно, учёный (пришёл).
Самостоятельная проверочная работа по теме «Словообразование».
Задание 1.
Дайте определение. Что такое
Приведите примеры.
1
корень
2
при-
3
ставка
суф-фикс
4
окон-чание
5
одно-корен-ные слова
6
формы слов
Задание 2.
Дайте определение. Что такое
Приведите примеры.
1
словообра-зова-ние
2
слово-обра-зова-тель-ное гнездо
3
словообра-зова-тель-ная пара
4
слово-образо-ватель-ная цепоч-
5
ка
приста-вочно-суффик-сальный способ словообразова-ния
6
«переход из одной части речи в другую» как способ словообра-зования
Задание 3.
Выполните словообразовательный разбор.
1 вариант
2 вариант
придумка
лесовоз
просьба
переводить
бездомный
перевод
луноход
ответ
съехать
водопроводчик
невинный
получше
Задание 4.
Выстройте словообразовательное гнездо.
1 вариант
2 вариант
лист
листочек
книга
книжечка
листопад
листок
книжка
книжность
полистать
листать
книголюб
книжный
Обновы зимы, А.Лёвушкин
Порхает снег. Ну что ж, зима,
Мне по душе твои обновы:
И вздорной вьюги кутерьма,
И в белых шапках бор сосновый,
И окна в ледяной резьбе,
И у дороги клён продрогший,
И остроносых лыж разбег
По свежей сказочной пороше.
Порхает снег. Белым-бело.
И вот заснеженное утро
Совсем неслышно в дом вошло,
Как будто в валенки обуто.
Написание корней с
чередующимися гласными
лАг-лОж
рАст-рОс
полог
рАщ
кос-кас
Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль
Буквы О-Ё после шипящих
Ё , если есть однокоренное слово с Е,
Буквы
Ы-И после Ц
в причастиях
И
О – остальные случаи, в том числе заимствованные слова
в корне,
чечЁтка
Цыган, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок «цыц», цып
и глаголах
ожОг-ожЁг
в словах
Ы в □ ,
на -ция
в Λ