СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словообразование»

Словообразование

Словообразование

Разминка.  Задания конкурса «Русский медвежонок» Все приведенные ниже слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно отличается от остальных Укажите это слово. рыбак, 4) простак, чужак, 5) верстак. казак,

Разминка. Задания конкурса «Русский медвежонок»

  • Все приведенные ниже слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно отличается от остальных Укажите это слово.
  • рыбак, 4) простак,
  • чужак, 5) верстак.
  • казак,
2. Сложносокращенными называются слова, состоящие из двух других, причём одно или оба исходных частично урезаются. Например, универмаг = универ /сальный/ + маг /азин/ спецзадание = спец /иальное/ + задание. Какое из данных ниже слов не сложносокращенное: турпоход, 4) турникет, турслёт, 5) физкультура. турагентство,

2. Сложносокращенными называются слова, состоящие из двух других, причём одно или оба исходных частично урезаются. Например,

универмаг = универ /сальный/ + маг /азин/

спецзадание = спец /иальное/ + задание.

Какое из данных ниже слов не сложносокращенное:

  • турпоход, 4) турникет,
  • турслёт, 5) физкультура.
  • турагентство,
Расшифруйте ребус.

Расшифруйте ребус.

К какому разделу языкознания относятся все выполненные вами задания?

К какому разделу языкознания относятся все выполненные вами задания?

Способы словообразования. Приставочный. Суффиксальный. См. учебник. Сложение. Приставочно-суффиксальный: под уш к а Бессуффиксный: бег перелет 6. Переход из одной части речи в другую: Больной ( имя сущ. ) скоро поправится. Завтра ( имя сущ .) всё изменит к лучшему.

Способы словообразования.

  • Приставочный.
  • Суффиксальный. См. учебник.
  • Сложение.
  • Приставочно-суффиксальный: под уш к а
  • Бессуффиксный: бег

перелет

6. Переход из одной части речи в другую:

Больной ( имя сущ. ) скоро поправится.

Завтра ( имя сущ .) всё изменит к лучшему.

Выполните словообразовательный разбор слов.  Подумайте, какой должна быть его последовательность. лётчик, перелётный, перелететь, самолёт, полёт, ковёр-самолёт, полететь, лётная (школа), летать, слёт летательный (аппарат),

Выполните словообразовательный разбор слов. Подумайте, какой должна быть его последовательность.

лётчик, перелётный,

перелететь, самолёт,

полёт, ковёр-самолёт,

полететь, лётная (школа),

летать, слёт

летательный (аппарат),

Последовательность словообразовательного разбора. Определяю лексическое значение слова. Нахожу ближайшее родственное слово, от которого образовано данное. Оно будет исходным. Нахожу и выделяю основу, от которой образовано слово. Она будет называться производящей . Определяю, с помощью каких морфем образовано слово, обозначаю их. Указываю способ словообразования.

Последовательность словообразовательного разбора.

  • Определяю лексическое значение слова.
  • Нахожу ближайшее родственное слово, от которого образовано данное. Оно будет исходным.
  • Нахожу и выделяю основу, от которой образовано слово. Она будет называться производящей .
  • Определяю, с помощью каких морфем образовано слово, обозначаю их.
  • Указываю способ словообразования.
Выполните словообразовательный разбор слов. букварь, невысокий. (Пришли) военные. молоковоз, мудро, пригород, ход, выход, пригородный, около (дома), ходьба, заокеанский, букварик, сдела л .

Выполните словообразовательный разбор слов.

букварь,

невысокий.

(Пришли) военные.

молоковоз,

мудро,

пригород,

ход,

выход,

пригородный,

около (дома),

ходьба,

заокеанский,

букварик,

сдела л .

Третий лишний. Корень, приставка, суффикс. Приставка, окончание, суффикс. Приставочный способ словообразования, приставочно-суффиксальный, переход из одной части речи в другую. Перелёт, лётный, слёт. Заморский, морской, моряк. Выучить, поучить, научиться. Пришкольный, премудрый, во-первых.

Третий лишний.

  • Корень, приставка, суффикс.
  • Приставка, окончание, суффикс.
  • Приставочный способ словообразования, приставочно-суффиксальный, переход из одной части речи в другую.
  • Перелёт, лётный, слёт.
  • Заморский, морской, моряк.
  • Выучить, поучить, научиться.
  • Пришкольный, премудрый, во-первых.
морозище снеговик заморозки снегоход заморозить морозить снежинка заснеженный мороженое морозильник подморозить заморозка обморожение …  более 40 подснежник  однокоренных снежный снегурочка  слов бесснежный снежочек снеговой снежно снежность бесснежье  бесснежность

морозище

снеговик

заморозки

снегоход

заморозить

морозить

снежинка

заснеженный

мороженое морозильник подморозить заморозка обморожение …

более 40

подснежник

однокоренных

снежный

снегурочка

слов

бесснежный

снежочек

снеговой

снежно

снежность

бесснежье

бесснежность

мороз мороз ец мороз ищ е мороз н ый без мороз н ый морозн о мороз и ть морозить ся морож ен ый  сущ. мороженое за морозить замораж ива ть на морозить замора- об морозить живать от морозить обмораж ива ть ся пере- по- обмора-живать- ся под- при- раз-

мороз

мороз ец

мороз ищ е

мороз н ый

без мороз н ый

морозн о

мороз и ть

морозить ся

морож ен ый

сущ.

мороженое

за морозить

замораж ива ть

на морозить

замора-

об морозить

живать

от морозить

обмораж ива ть

ся

пере-

по-

обмора-живать- ся

под-

при-

раз-

Даны слова. Спишите их, объясняя орфограммы, распределяя их по строчкам: образованные с помощью приставки - Как называется такой способ словообразования? : с помощью суффикса - Как называется такой способ словообразования? : с помощью приставки и суффикса одновременно  - Как называется такой способ словообразования? : без помощи суффикса - Как называется такой способ словообразования? : сложением слов, основ : переходом одной части речи в другую :  П.р.листывать, (остались) в связи с неп..годой,  мор..продукты, об..ез.., вд..л..ке, ло.., счас..ли..чик,  бе..вес..ный, ра..жеч?, ежем..нутно, учёный (пришёл).

Даны слова. Спишите их, объясняя орфограммы, распределяя их по строчкам:

  • образованные с помощью приставки - Как называется такой способ словообразования? :
  • с помощью суффикса - Как называется такой способ словообразования? :
  • с помощью приставки и суффикса одновременно - Как называется такой способ словообразования? :
  • без помощи суффикса - Как называется такой способ словообразования? :
  • сложением слов, основ :
  • переходом одной части речи в другую :

П.р.листывать, (остались) в связи с неп..годой,

мор..продукты, об..ез.., вд..л..ке, ло.., счас..ли..чик,

бе..вес..ный, ра..жеч?, ежем..нутно, учёный (пришёл).

Самостоятельная проверочная работа по теме «Словообразование». Задание 1. Дайте определение. Что такое Приведите примеры. 1 корень 2 при- 3 ставка суф-фикс 4 окон-чание 5 одно-корен-ные слова 6 формы слов

Самостоятельная проверочная работа по теме «Словообразование».

Задание 1.

Дайте определение. Что такое

Приведите примеры.

1

корень

2

при-

3

ставка

суф-фикс

4

окон-чание

5

одно-корен-ные слова

6

формы слов

Задание 2. Дайте определение. Что такое Приведите примеры. 1 словообра-зова-ние 2 слово-обра-зова-тель-ное гнездо 3 словообра-зова-тель-ная пара 4 слово-образо-ватель-ная цепоч- 5 ка приста-вочно-суффик-сальный способ словообразова-ния 6 «переход из одной части речи в другую» как способ словообра-зования

Задание 2.

Дайте определение. Что такое

Приведите примеры.

1

словообра-зова-ние

2

слово-обра-зова-тель-ное гнездо

3

словообра-зова-тель-ная пара

4

слово-образо-ватель-ная цепоч-

5

ка

приста-вочно-суффик-сальный способ словообразова-ния

6

«переход из одной части речи в другую» как способ словообра-зования

Задание 3. Выполните словообразовательный разбор. 1 вариант 2 вариант придумка лесовоз просьба переводить бездомный перевод луноход ответ съехать водопроводчик невинный получше

Задание 3.

Выполните словообразовательный разбор.

1 вариант

2 вариант

придумка

лесовоз

просьба

переводить

бездомный

перевод

луноход

ответ

съехать

водопроводчик

невинный

получше

Задание 4. Выстройте словообразовательное гнездо. 1 вариант 2 вариант лист листочек книга книжечка листопад листок книжка книжность полистать листать книголюб книжный

Задание 4.

Выстройте словообразовательное гнездо.

1 вариант

2 вариант

лист

листочек

книга

книжечка

листопад

листок

книжка

книжность

полистать

листать

книголюб

книжный

Обновы зимы, А.Лёвушкин Порхает снег. Ну что ж, зима, Мне по душе твои обновы: И вздорной вьюги кутерьма, И в белых шапках бор сосновый, И окна в ледяной резьбе, И у дороги клён продрогший, И остроносых лыж разбег По свежей сказочной пороше. Порхает снег. Белым-бело. И вот заснеженное утро Совсем неслышно в дом вошло, Как будто в валенки обуто.

Обновы зимы, А.Лёвушкин

Порхает снег. Ну что ж, зима,

Мне по душе твои обновы:

И вздорной вьюги кутерьма,

И в белых шапках бор сосновый,

И окна в ледяной резьбе,

И у дороги клён продрогший,

И остроносых лыж разбег

По свежей сказочной пороше.

Порхает снег. Белым-бело.

И вот заснеженное утро

Совсем неслышно в дом вошло,

Как будто в валенки обуто.

Написание корней с чередующимися гласными лАг-лОж рАст-рОс полог рАщ кос-кас Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль Буквы О-Ё после шипящих Ё , если есть однокоренное слово с Е, Буквы Ы-И после Ц в причастиях И О – остальные случаи, в том числе заимствованные слова в корне, чечЁтка Цыган, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок «цыц», цып и глаголах ожОг-ожЁг в словах Ы в □ , на -ция  в Λ

Написание корней с

чередующимися гласными

лАг-лОж

рАст-рОс

полог

рАщ

кос-кас

Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль

Буквы О-Ё после шипящих

Ё , если есть однокоренное слово с Е,

Буквы

Ы-И после Ц

в причастиях

И

О – остальные случаи, в том числе заимствованные слова

в корне,

чечЁтка

Цыган, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок «цыц», цып

и глаголах

ожОг-ожЁг

в словах

Ы в ,

на -ция

в Λ