СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученого в 6 классе по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Словообразование глаголов»

7 класс

Тема: Словообразование глаголов



Цель урока:

1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,

2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.

Задачи:

Обучающая:

1. Научить определять способы образования глаголов.

Развивающая:

1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.



Тип урока:

Урок закрепления знаний.

Формы учебной деятельности:

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Методы обучения:

Исследовательский, словесный, наглядный.



Ход занятия.



I. Организационный момент

Слово учителя:

– Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения!

(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)

– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).

На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.

– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)

–А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)

– А какие вам известны способы образования слов?

– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

«Способы образования глаголов»

– Запишите в тетрадях число и тему урока.

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)

– А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать!)



II. Работа с теоретическим материалом.

– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?

(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)

– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование

2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)

У вас на столах лежат карточки со словами.

– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1

Карточка №1 (работа в группах)

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия

2 группа – окончание действия

3 группа – неполное действие

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать

1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)

2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)

3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)

Что у вас получилось?

Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)



Вывод: С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.



3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.

Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.





Карточка №2 (работа в парах)



Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.

Утюжить –

Обедать –

Краснеть –

Белеть –

Беседовать –

Княжить –

Ночевать –

Занавесить –

Светлеть –

Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.

– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)

Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–

Обедать – обед (сущ.) –а–

Краснеть – красный (прил.) –е–

Белеть – белый (прил.) –е–

Беседовать – беседа (сущ.) –ова–

Княжить – князь (сущ.) –и–

Ночевать – ночь (сущ.) –ева–

Занавесить – занавес (сущ.) –и–

Светлеть – светлый (прил.) –е–



Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)



Определить способ образования названного слова. Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)

Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)

Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)

Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)



Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?

– приставочный (при помощи приставки)

– суффиксальный (при помощи суффикса)

– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)



III. Закрепление

На доске записаны слова:

Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;

Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить-оружие;

Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).

Составить словообразовательные ряды от данных слов.

IV. Подведение итогов

– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?

– Какими способами образуются глаголы в русском языке?

– В чем особенность каждого из способов?

(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)



V. Рефлексия

– Что получилось?

– Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!