СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование глаголов»

Словообразование глаголов

Словообразование глаголов

 Повторение изученного Вспомним, что вам известно о глаголе как части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета). Как изменяются глаголы? (По временам, по лицам и числам ( в настоящем и будущем), по числам и родам (в прошедшем времени, по родам в единственном числе). Какие наклонения глагола вы знаете? Что они обозначают? А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс) . Рисовать -нарисовать, труд- трудовой, берёза- подберёзовик.  А какие вам ещё известны способы образования слов? Бессуффиксный( переходить- переход), сложение основ (рыболов), сложение целых слов (диван-кровать), переход слова из одно части речи в другую (ванная, учительская).

Повторение изученного

  • Вспомним, что вам известно о глаголе как части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).
  • Как изменяются глаголы? (По временам, по лицам и числам ( в настоящем и будущем), по числам и родам (в прошедшем времени, по родам в единственном числе).
  • Какие наклонения глагола вы знаете? Что они обозначают?
  • А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
  • Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс) . Рисовать -нарисовать, труд- трудовой, берёза- подберёзовик.
  • А какие вам ещё известны способы образования слов? Бессуффиксный( переходить- переход), сложение основ (рыболов), сложение целых слов (диван-кровать), переход слова из одно части речи в другую (ванная, учительская).
Глаголы, чаще всего, образуются приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом. По лететь- лететь; утюж и ть – утюг; у плотн и ть- плотный. От слов какой части речи могут образовываться глаголы? Узнаем, выполнив упражнение.
  • Глаголы, чаще всего, образуются приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом.
  • По лететь- лететь;
  • утюж и ть – утюг;
  • у плотн и ть- плотный.
  • От слов какой части речи могут образовываться глаголы? Узнаем, выполнив упражнение.
 Упражнение 1 вариант – выписывает глаголы, обозначающие начало действия, неполное действие. 2 вариант – окончание действия, неполное действие. Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.

Упражнение

  • 1 вариант – выписывает глаголы, обозначающие начало действия, неполное действие.
  • 2 вариант – окончание действия, неполное действие.
  • Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.
 Самопроверка!  1 вариант  2 вариант Начало действия (запеть, побежать, полететь) Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть) Окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать) Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть).

Самопроверка!

1 вариант

2 вариант

  • Начало действия (запеть, побежать, полететь)
  • Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
  • Окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
  • Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть).
Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным) От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов). Вывод: с помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
  • Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным) От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов).
  • Вывод: с помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
Выполнив упражнение №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
  • Выполнив упражнение №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
 Упражнение Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано. Утюжить – обедать – краснеть – белеть – беседовать – княжить – ночевать – занавесить – светлеть –

Упражнение

  • Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано.
  • Утюжить –
  • обедать –
  • краснеть –
  • белеть –
  • беседовать –
  • княжить –
  • ночевать –
  • занавесить –
  • светлеть –
Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников) Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и– Обедать – обед (сущ.) –а– Краснеть – красный (прил.) –е– Белеть – белый (прил.) –е– Беседовать – беседа (сущ.) –ова– Княжить – князь (сущ.) –и– Ночевать – ночь (сущ.) –ева– Занавесить – занавес (сущ.) –и– Светлеть – светлый (прил.) –е–
  • Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
  • Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
  • Обедать – обед (сущ.) –а–
  • Краснеть – красный (прил.) –е–
  • Белеть – белый (прил.) –е–
  • Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
  • Княжить – князь (сущ.) –и–
  • Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
  • Занавесить – занавес (сущ.) –и–
  • Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
  • Вывод: итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
 Упражнение Определите от каких слов образованы данные глаголы и каким способом словообразования . Вдуматься, обсахарить, откладывать, приплясывать, недолюбливать, узаконить, наработаться, дозвониться.

Упражнение

  • Определите от каких слов образованы данные глаголы и каким способом словообразования .
  • Вдуматься, обсахарить, откладывать, приплясывать, недолюбливать, узаконить, наработаться, дозвониться.

В –дума-ть- ся – думать. Об- сахар- и- ть- сахар.  От- клад- ыва- ть – класть.  При- пляс- ыва- ть- плясать.  У- закон- и- ть – закон. На- работа-ть- ся – работать. До- звони-ть- ся- звонить. Объ- един- и -ть - единый.
  • В –дума-ть- ся – думать.
  • Об- сахар- и- ть- сахар.
  • От- клад- ыва- ть – класть.
  • При- пляс- ыва- ть- плясать.
  • У- закон- и- ть – закон.
  • На- работа-ть- ся – работать.
  • До- звони-ть- ся- звонить.
  • Объ- един- и -ть - единый.
 Упражнение Составить с любыми двумя словами из предыдущего упражнения одно простое предложение и одно сложное.  Выполнить их полный синтаксический разбор.

Упражнение

  • Составить с любыми двумя словами из предыдущего упражнения одно простое предложение и одно сложное.
  • Выполнить их полный синтаксический разбор.
 Итог урока

Итог урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!