Ни в одном из русских писателей не сливались так органически в нераз-рывное целое жизнь и творчество, личные интересы и заветные стремления эпохи, национальное и общечеловеческое, как в Александре Сергеевиче Пушкине. Ещё при жизни А.С. Пушкина сложилась его репутация величай-шего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.
Происхождение А. С. Пушкина идёт от разветвлённого нетитулован-ного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеологической легенде к «мужу честну» Ратше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого».
Не раз он обращался и к образу своего прадеда по матери -- африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I ,а потом военным инженером и генералом.
Дед по отцу Лев Александрович -- артиллерии полковник, гвардии капитан.
Родители его, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми свое-го времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.
К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах : он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домаш-ние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. В его декламациях было много истинно актёрского. Особенно мастерски он читал Мольера. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.
Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущест-венно из французских книг XVII-XVIII веков. Мальчик Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора. Бабушка писала о своём внуке следующее: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо… Что ничем не уймёшь; из одной край-ности в другую бросается, нет у него середины».
И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность. Гибель сына, конечно , потрясла Сергея Львовича: он рыдал на людях, но почти ничего не сделал для сохранения памяти о нём . Неприятна была его скупость не только по отношению к сыну, но и позднее по отношению к вдове сына, Наталье Николаевне, оставшейся с четырьмя детьми. Он ссудил ей две тысячи рублей под расписку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, слыла красавицей (прекрасной креолкой), блистала на балах, но была женщиной с тяжёлым характером: во время ссор по неделям и месяцам не разговаривала с мужем; дети её боялись. К Александру она относилась деспотически. Только, смертельно заболев, на 61 году жизни, Надежда Осиповна поняла всю несправедливость своего отношения к старшему сыну. По свидетельству Е. Н. Вревской (Зизи Вульф), Надежда Осиповна просила прощения у Александра Сергеевича, который с сыновней почтительностью и вниманием ухаживал за умиравшей матерью. По её завещанию, он отвёз её тело для погребения в Святогорский монастырь.
Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже, в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину», «Сон».
Вывозили маленького Пушкина с сестрой на танцевальные вечера в знатные дома по четвергам -- на балы у танцмейстера Иогеля в доме Коло-гривовых, что на Тверском бульваре (там он впервые встретил Н.Н. Гончарову, свою будущую жену), к Сушковым на Большую Молчановку, к Трубецким на Покровку.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, совсем сжилась с семьёй дочери, брала на себя домашние заботы, нанимала «мамзелей» и учителей, сама учила детей. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов. В полную силу вступали родные привычки, заботливость бабушки, коренной русачки, говорившей и писавшей на таком прекрасном, истинно народном языке, что лучшего учителя и искать не надо было.
Модное тогда французское воспитание Пушкин получал преимущественно в доме отца и матери, где разговорным языком был французский, -- от гувернёров, от дяди Василия Львовича, высоких гостей, посещавших дом.
Поэт упоминал двух своих учителей: Монфора и Русло. Граф де Монфор, французский эмигрант, образованный, добрый, не докучал «моралью строгой». Он обладал незаурядным талантом рисовальщика. Главным образом благодаря ему Пушкин усовершенствовался во французском языке , чем заметно отличался от остальных лицеистов; за это они его с первых же дней прозвали «французом». Видимо, и рисованию маленький Пушкин научился у Монфора.
Совсем другого характера был Русло, который оставил о себе дурную память. Пушкин дичился его, претерпевая много неприятностей. При поступ-лении в Лицей в экзаменационной ведомости у Пушкина значилось, что он немецкому языку «не учился».
Большую роль в русском воспитании поэта уже в этот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах знаменитая Арина Родионовна, ко-торая ему много «сказывала» о жизни.
Кто же она, эта «мамушка» из стихотворения «Сон», от сказок которой замирал мальчик Пушкин? Кто же и эта «добренькая старушка»-всезнайка, угощающая «душистым чайком », в «Городке»? Не с этим ли именно образом мы встречаемся и в не опубликованном при жизни Пушкина стихотворении «Наперсница волшебной старины», явно имеющим автобиографический характер?
Итак, эта «мамушка», «старушка» -- образ вечный и всегда добрый : и дворянка, и крестьянка. Чепец, «драгой антик» (старинный предмет художественной работы) наводят на мысль о бабушке, Марии Алексеевне. А «шушун» (то есть телогрейка) -- скорее об Арине Родионовне. Пушкин создал обобщённый образ «старушки-сказительницы», в котором соединились черты и Марии Алексеевны, и Арины Родионовны.
Об Арине Родионовне надо сказать особо. Фамилия её Матвеева. Насто-ящее её имя по документам Ирина или Иринья. В быту чаще звали её Ариной. C детства она познала нужду и труд. У Арины было четверо детей. Последний, Степан, родился в конце 1797, и этим обстоятельством объясняется то, что она была взята кормилицей к Ольге, родившейся у Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных 20 декабря 1797 года. Выкормив Ольгу, она стала затем её няней. Стала она няней и Саши Пушкина, который любил играть со своей сестрой.
Хотя образ Арины Родионовны сливается в поэзии Пушкина с образом Марии Алексеевны, между двумя «мамушками» была разница. Всё-таки пер-вая из них – крестьянка. А это показывает, как рано и глубоко зарождались в душе поэта начала истинного народолюбия. Открыто шёл он на ласковое слово крестьянки. Ведь ни Ольга Сергеевна (сестра), ни Лев Сергеевич (брат), которых она тоже выходила, не были к ней так привязаны. Тут суть дела в самом Пушкине. Недаром он в стихах навеки прославил Арину Родионовну. А матери -- ни одного стиха … И отцу -- тоже…
Захаровские крестьяне любили в праздники водить хороводы, петь песни. Здесь отложились в душе поэта «народные впечатления», зародилась любовь к русской природе, которая окружала его во всей красе, любовь к родному быту, слову, напеву родных песен. В усадьбе бабушки, можно опре-делённо сказать, преобладал разговорный русский язык.
Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков, дальний родственник -- замысловатый остряк, стихотворец Алексей Михайлович Пушкин. Связи умножались и через дядю-поэта, Василия Львовича Пушкина.
Уже в раннем детстве было много обстоятельств, весьма благоприятство-вавших пробуждению таланта Пушкина. В первые годы московской жизни его родители снимали квартиры в переулках Огородной слободы, на перекрёстках Большого и Малого Харитоньевских и Малого Козловского переулков. В этом месте одновременно жило несколько замечательных людей, общавшихся друг с другом, и всю эту Огородную слободу можно назвать «уголком поэтов». Здесь, у Харитонья, жил Сергей Львович Пушкин. В Малом Козловском переулке жил поэт-баснописец Иван Иванович Дмитриев, гостеприимный холостяк.
В садике у Дмитриева собирались его литературные друзья, среди них и Жуковский, воспевший тамошние солнечные часы. Дмитриев – лучший друг Карамзина. Сергей Львович впоследствии вспоминал, как Александр «вслушивался» в разговоры Карамзина у них в доме «и не спускал с него глаз». Ребёнок явно опережал свой возраст. Насмешливая «Орлеанская дев-ственница» Вольтера, шаловливые музы Парни, Грекура не мешали ему вос-хищаться серьёзным Гомером, «Илиадой» и «Одиссеей».
Вопреки словам самого Пушкина, говорившего, что он стихи начал писать только в Лицее, первые стихи по-французски он начал сочинять ещё в раннем детстве, видимо, не придавая им ещё серьёзного значения. Но всё же это были первые проблески таланта, замеченные окружающими. Сейчас мы имеем счастье читать некоторые из ранних стихотворений совсем ещё юного Пушкина. Несколько произведений на французском он присылал сестре из Лицея, но они до нас не дошли.
Пушкин – подросток уже обращал на себя внимание окружающих: у Бу-турлиных читались его стихи, басни, эпиграммы; барышни просили вписать им в альбомы стихи. Живший у Бутурлиных гувернёр, доктор словесных наук француз-эмигрант Жилле, одним из первых разгадал будущее Пушкина: он дружески пожал Александру руку и, оборотясь к стоявшему поблизости литератору М.Н.Макарову, сказал : «Чудное дитя! Как он рано всё начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребёнок жил и жил; вы увидите, что из него будет». А поводом для такого лестного отзыва послужило какое-то русское четверостишие Пушкина -- будущего лицеиста.
Идея создания Царскосельского лицея зародилась в пору либеральных начинаний Александра I.
К 13 октября поступающие были собраны в Лицей, размещены по «дор-туарам», одеты в официальную, присвоенную лицеистам форму. Кто же бы-ли они, эти тридцать юношей? Возраст их колебался от 11-16 лет.
Группа сверстников Пушкина, как мы видим, не имела доминирующего положения. В этой группе, кроме Пушкина, почти не было одарённых юно-шей. Здесь самый, может быть, рассудительний и серьёзный из всех лицеис-тов – Иван Пущин, ещё в лицейском мундире вступивший в тайное общество.
Служение отечеству у ряда выпускников приобрело высшую предусмот-ренную начальством форму: освободительную, революционную.
Из первого выпуска Пущин, Вольховский и Кюхельбекер стали декабристами. Почти треть выпускников была заражена либерализмом, свободомыслием. Служение Пушкина -- национального гения -- могла оценить только история. А около него особым светом загорались имена Дельвига, Яковлева, Матюшкина, Малиновского, отношения с которыми отмечены близкой симпатией.
Многие поэтические выступление Пушкина, признание его как поэта так или иначе связаны с Отечественной войной. Эти же события давали начало свободомыслию, которое зарождалось в Лицее. Лицеисты завязывали тесные знакомства с офицерами, вернувшимися из заграничного похода и расквар-тированными в Царском селе. Лицеисты, и в частности Пушкин, встречались с офицерами Н. Н.Раевским-сыном, П.Я.Чаадаевым, П. П. Кавериным.
Из мемуаров Пущина и собственных слов Пушкина мы знаем, что он нисколько не стремился к тому, чтобы «разыгрывать какую-нибудь роль» между товарищами, поражать «какими-нибудь странностями». Он возился со всеми, бегал, прыгал через стулья, гасил лампы, бросал мячик-как все. Признаком доброй почвы Пущин считал отсутствие у Пушкина заносчивости.
Но лучший друг поэта, сосед по «дортуару» Пущин, зорко подмечал сочетание «разных внутренних двигателей» в характере Пушкина. Удивлялся он и резкой перемене настроений: то Пушкин погружён не по летом в думы и чтение, то внезапно оставляет занятия, «входит в какой-то припадок бе-шенства» и хочет «одним ударом уронить все кегли». Для Пушкина всё это было естественными проявлениями то одной, то другой стороны его харак-тера. Но из-за такой неуравновешенности в поведении молодого лицеиста Пушкина часто возникали трудности во взаимоотношениях с товарищами. Не всё легко сходило ему с рук. Пушкин сам пометил в наброске программы автобиографических записок: «Отношение к товарищам. Моё тщеславие» . Он часто заводил сам себя в тупик, из которого не сразу мог найти выход: мешало сознание необходимости уступок, действий по мерке общепринятых правил, «приличий» и «добродетели» .
Юный поэт вступил в свет и закружился в нём со всем упоением моло-дости. Балы, театры, салоны, рестораны, карты, дружеские вечера - всё чередовалось, как в калейдоскопе.
По молодости лет в поведении Пушкина были некоторые «излишества». Но почти всегда за ними скрывались непосредственность, благородный характер, честность, высокое представление о своём достоинстве, которое он щепетильно оберегал . Конечно, когда во время прогулки со знакомыми на лодке по Неве он в присутствии Сергея Львовича бросает золотые монеты в реку, «любуясь» их блеском ,- это своего рода бравада, вызов скупому отцу. Но когда он соседа по петербургской квартире, бывшего лицеиста, графа Модеста Корфа вызывает на дуэль за то, что тот , разнимая подравшихся до-машних слуг, ударил Никиту Козлова , тут же проявляется чисто пушкинская черта. Корф отказался от дуэли: «Не потому, что ты Пушкин, а потому, что я не Кюхельбекер». Да, Пушкиным Корф вовсе не дорожил, а за Кюхельбекера прятался. Оба они понимали, какой «взбалмошный вепрь» был Кюхля. Ведь он уже вызывал Пушкина на дуэль за будто бы экспромтом сочинённые сти-хи «И кюхельбекерно, и тошно» («За ужином объелся я…») . Кажется, Пушкин на дуэли выстрелил в воздух и тут же захотел обнять друга. Корф же считал ниже своего достоинства принимать вызов Пушкина из-за слуги, а Пушкин здесь оказывается всецело самим собой: для него слуга - человек, а своему дядьке, Никите Козлову, он и цены не знал…
Естественно было желание Пушкина немедленно окунуться в литератур-ную борьбу. Он рвался в неё, ещё не будучи на лицейском скамье. Так велико было его стремление стать поэтом, пусть не великим (об этом он тогда не мог и мечтать), но поэтом-борцом…В Пушкине всё естественно, непосредствен-но, поучительно, интересно. Мы читаем каждый клочок исписанной им бумаги, всматриваемся в черты его лица, сожалея, что он не застал нашу современность, чтобы во всеуслышание заявить о своих претензиях к ней…
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»
Всероссийский конкурс исследовательских, проектных и творческих работ учащихся 5-11 классов «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», посвящённый жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Вид материала: Исследовательская работа
Направление работы: Мой Пушкин
Тема работы: Пробуждение таланта Пушкина-поэта
Класс: 10
Имя и фамилия автора работы: Алвард Согомонян
Ф.И.О., должность руководителя работы: Пашенькина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы
С.Муравьиха, 2017 год
Библиография
1.Анненков П.В. Материалы для биографии А.C. Пушкина.—М., Современник, 1984.
2.Кулешов В. Жизнь и творчество А.С. Пушкина.—М., Художественная литература, 1987.
3. Куприянова Н.И. К сему: Александр Пушкин.—Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1988.
4. Павлищев Л. Из семейной хроники. Воспоминания об А. С. Пушкине.—М.,1980.
5. Цявловский М.Я. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина, т.1.—М., Изд-во АН СССР, 1951.
6. Шевырёв С. П. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников в двух томах, т. 2.—М., Художественная литература, 1974.