СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание предметной области "Технология" для детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается содержание предметной области "Технология, анализируется примерная  структура урока ручного труда, описывается специфика организации внеурочной деятельности по трудовому обучению

Просмотр содержимого документа
«Содержание предметной области "Технология" для детей с интеллектуальными нарушениями»

Содержание предметной области «Технология»   Урок ручного труда для детей с умственной отсталостью   Внеурочная деятельность по ручному труду с детьми,  имеющими интеллектуальные нарушения

Содержание предметной области «Технология» Урок ручного труда для детей с умственной отсталостью Внеурочная деятельность по ручному труду с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Содержание предметной области «Технология»   Предметная область

Содержание предметной области «Технология»

Предметная область "Технология"

Вариант 1 АООП для детей с интеллектуальными нарушениями:

Вариант 2 АООП для детей с интеллектуальными нарушениями:

РУЧНОЙ ТРУД (1′-4 классы)

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (5-9 классы; 10-12 классы)

(6-9 классы; 10-12 классы)

Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Обучение ручному труду направлено на решение следующих учебно-воспитательных задач:

  • воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности;
  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
  • обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;
  • обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;
  • формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  • развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекционная направленность уроков ручного труда

  • коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами;
  • коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
  • коррекция ручной моторики за счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;
  • компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя и т. д.

 

Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; работа с древесиной; комбинированные работы с разными материалами. 4 класс 2 класс 1 доп.-1 классы 3 класс работа с глиной  и пластилином работа с природными материалами работа с бумагой работа с нитками работа с бумагой и картоном работа с текстильными материалами работа с древесиной работа с  проволокой, металлоконструкотором картонажно-переплетные работы работа с глиной  и пластилином работа с природными материалами работа с бумагой и картоном работа с текстильными материалами работа с природными материалами работа с бумагой и картоном работа с текстильными материалами работа с древесиной работа с  проволокой, металлоконструкотором

Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; работа с древесиной; комбинированные работы с разными материалами.

4 класс

2 класс

1 доп.-1 классы

3 класс

  • работа с глиной и пластилином
  • работа с природными материалами
  • работа с бумагой
  • работа с нитками
  • работа с бумагой и картоном
  • работа с текстильными материалами
  • работа с древесиной
  • работа с проволокой, металлоконструкотором
  • картонажно-переплетные работы
  • работа с глиной и пластилином
  • работа с природными материалами
  • работа с бумагой и картоном
  • работа с текстильными материалами
  • работа с природными материалами
  • работа с бумагой и картоном
  • работа с текстильными материалами
  • работа с древесиной
  • работа с проволокой, металлоконструкотором
Методы обучения ручному труду Методы и приемы обучения ручному труду Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа) Наглядные методы (учебная демонстрация, наблюдения) Практические методы (упражнения)

Методы обучения ручному труду

Методы и приемы обучения ручному труду

Метод обученияэто совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.

Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа)

Наглядные методы (учебная демонстрация, наблюдения)

Практические методы (упражнения)

Словесные методы обучения ручному труду Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Беседа —это совместное обсуждение учебного материала учителем и обучающимися.

Словесные методы обучения ручному труду

Объяснениеэто краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала.

Рассказэто повествовательное изложение учебного материала.

Беседа —это совместное обсуждение учебного материала учителем и обучающимися.

Наглядные методы обучения ручному труду Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы. Предметно-операционный план — это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия.  Графический план — это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков. Словесный план — это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей.  Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

Наглядные методы обучения ручному труду

Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения.

На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.

Предметно-операционный планэто расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия.

Графический план — это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков.

Словесный план — это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей.

Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

Практические методы обучения ручному труду Из группы практических методов в трудовом обучении традиционно используются различные упражнения. Упражнение — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого обучающиеся постепенно овладевают трудовыми навыками.  Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий.  

Практические методы обучения ручному труду

Из группы практических методов в трудовом обучении традиционно используются различные упражнения.

Упражнениеэто многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого обучающиеся постепенно овладевают трудовыми навыками.

Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий.

 

Основные формы организации трудового обучения в образовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда. Преимущества урока как формы организации трудового обучения: он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; урок позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений обучающихся, двигательных приемов труда.

Основные формы организации трудового обучения в образовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями

В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда.

Преимущества урока как формы организации трудового обучения:

  • он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  • урок позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений обучающихся, двигательных приемов труда.
Типы уроков ручного труда Уроки ручного труда различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими.  Занятия, в процессе которых основное внимание  уделяется выполнению практических работ, называются практическими .  Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными. В I′ —IV классах наиболее распространены комбинированные и практические уроки.

Типы уроков ручного труда

Уроки ручного труда различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими.

Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими .

Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

В I′ —IV классах наиболее распространены комбинированные и практические уроки.

Структура урока ручного труда Этапы урока ручного труда: Организационный момент. Вводная беседа. Ориентировка в задании. Планирование работы. Практическая работа. Отчет о проделанной работе. Оценка качества выполненной работы. Подведение итогов урока.

Структура урока ручного труда

Этапы урока ручного труда:

  • Организационный момент.
  • Вводная беседа.
  • Ориентировка в задании.
  • Планирование работы.
  • Практическая работа.
  • Отчет о проделанной работе.
  • Оценка качества выполненной работы.
  • Подведение итогов урока.

Структура урока-экскурсии по ручному труду

Экскурсия — это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями. Программой по ручному труду предусмотрено несколько экскурсий на природу и в школьные мастерские.

Экскурсия, так же, как и урок, имеет определенную структуру.

Подготовительный этап. У читель должен определить содержание экскурсии, конкретизировать ее задачи, выбрать объект наблюдения, сам посетить место проведения экскурсии.

Вводная беседа . Каждая экскурсия начинается с вводной беседы. Учитель сообщает школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказывает о том, куда им предстоит пойти и что сделать.

Подготовка инвентаря (если это предусмотрено содержанием экскурсии). Следует подготовить необходимый инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и др.), распределить его среди учеников.

Проведение экскурсии . Непосредственно перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо).

Заключительная беседа. После окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями, выясняется, что они поняли и запомнили, а учитель делает вывод о степени реализации поставленных им задач.

Внеурочная деятельность по ручному труду

с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Цель внеурочной деятельности :  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- формирование систему знаний, умений, навыков в рамках предметной области «Технология»;

- овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;

- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в ОО;

- оптимизация учебной нагрузки по трудовому обучению;

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к трудовой деятельности;

- создание условий для индивидуального развития, творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к предметной области «Технология»;

- развитие творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков трудовой деятельности;

-развитие опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;