Содержание предметной области «Технология» Урок ручного труда для детей с умственной отсталостью Внеурочная деятельность по ручному труду с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Содержание предметной области «Технология»
Предметная область "Технология"
Вариант 1 АООП для детей с интеллектуальными нарушениями:
Вариант 2 АООП для детей с интеллектуальными нарушениями:
РУЧНОЙ ТРУД (1′-4 классы)
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (5-9 классы; 10-12 классы)
(6-9 классы; 10-12 классы)
Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Обучение ручному труду направлено на решение следующих учебно-воспитательных задач:
- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;
- обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекционная направленность уроков ручного труда
- коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами;
- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
- коррекция ручной моторики за счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;
- компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя и т. д.
Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором; работа с древесиной; комбинированные работы с разными материалами.
4 класс
2 класс
1 доп.-1 классы
3 класс
- работа с глиной и пластилином
- работа с природными материалами
- работа с бумагой
- работа с нитками
- работа с бумагой и картоном
- работа с текстильными материалами
- работа с древесиной
- работа с проволокой, металлоконструкотором
- картонажно-переплетные работы
- работа с глиной и пластилином
- работа с природными материалами
- работа с бумагой и картоном
- работа с текстильными материалами
- работа с природными материалами
- работа с бумагой и картоном
- работа с текстильными материалами
- работа с древесиной
- работа с проволокой, металлоконструкотором
Методы обучения ручному труду
Методы и приемы обучения ручному труду
Метод обучения — это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.
Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа)
Наглядные методы (учебная демонстрация, наблюдения)
Практические методы (упражнения)
Словесные методы обучения ручному труду
Объяснение — это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала.
Беседа —это совместное обсуждение учебного материала учителем и обучающимися.
Наглядные методы обучения ручному труду
Учебная демонстрация — это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения.
На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.
Предметно-операционный план — это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия.
Графический план — это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков.
Словесный план — это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей.
Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
Практические методы обучения ручному труду
Из группы практических методов в трудовом обучении традиционно используются различные упражнения.
Упражнение — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого обучающиеся постепенно овладевают трудовыми навыками.
Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий.
Основные формы организации трудового обучения в образовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями
В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда.
Преимущества урока как формы организации трудового обучения:
- он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- урок позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений обучающихся, двигательных приемов труда.
Типы уроков ручного труда
Уроки ручного труда различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими.
Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими .
Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.
В I′ —IV классах наиболее распространены комбинированные и практические уроки.
Структура урока ручного труда
Этапы урока ручного труда:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
- Ориентировка в задании.
- Планирование работы.
- Практическая работа.
- Отчет о проделанной работе.
- Оценка качества выполненной работы.
- Подведение итогов урока.
Структура урока-экскурсии по ручному труду
Экскурсия — это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями. Программой по ручному труду предусмотрено несколько экскурсий на природу и в школьные мастерские.
Экскурсия, так же, как и урок, имеет определенную структуру.
Подготовительный этап. У читель должен определить содержание экскурсии, конкретизировать ее задачи, выбрать объект наблюдения, сам посетить место проведения экскурсии.
Вводная беседа . Каждая экскурсия начинается с вводной беседы. Учитель сообщает школьникам о теме, задачах экскурсии, рассказывает о том, куда им предстоит пойти и что сделать.
Подготовка инвентаря (если это предусмотрено содержанием экскурсии). Следует подготовить необходимый инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и др.), распределить его среди учеников.
Проведение экскурсии . Непосредственно перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо).
Заключительная беседа. После окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями, выясняется, что они поняли и запомнили, а учитель делает вывод о степени реализации поставленных им задач.
Внеурочная деятельность по ручному труду
с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- формирование систему знаний, умений, навыков в рамках предметной области «Технология»;
- овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в ОО;
- оптимизация учебной нагрузки по трудовому обучению;
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к трудовой деятельности;
- создание условий для индивидуального развития, творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к предметной области «Технология»;
- развитие творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков трудовой деятельности;
-развитие опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;