Конспект урока русского языка в 9 классе учителя
надомного обучения Прониной Лидии Владимировны
Тема: Союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП.(1)
Цель урока: узнать о средствах связи в сложноподчинённых предложениях, чем отличаются союзы от союзных слов.
Задачи урока
Предметные:
- знать основные понятия по теме;
- умение находить СПП по его признакам;
- умение определять границы главного и придаточного предложений, задавать вопрос от главного к придаточному;
- умение конструировать СПП;
- навык использования СПП в речи;
-навык расстановки знаков препинания в СПП.
Метапредметные
Регулятивные: самостоятельная постановка целей; самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей; оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста; владение основами самоконтроля.
Познавательные: умения определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Личностные
воспитание самостоятельности;развитие интерес к предмету
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа .
Использованная литература: учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Орфоэпическая разминка.
II.Актуализация знаний.Мотивирующий этап
- Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно?
СПП предложение – это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное |
( - Нет, есть неточности)
- Определите неточности в определении.
( 1)в СПП части соединяются только подчинительной связью;
2)части СПП не могут быть равноправными.)
2) Синтаксическая разминка. Составление схем.
Даны предложения, необходимо построить схемы данных предложений.
1)Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением. 2)Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости. |
Проверка построенных схем.
III. Целеполагание
-Вернёмся ко второму предложению. Скажи, что необычного вы в его структуре можно обнаружить?
- Что мы знаем о союзах?
(союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения)
Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы.
- Давайте сформулируем до конца тему нашего урока.
«Союзы и союзные слова в СПП»
-Запишем тему урока.
Какие задачи мы поставим перед собой на урок?
Знать… союзы и союзные слова Понять…..отличие союзов и союзных слов. Научиться….отличать союзы от союзных слов. |
IV. Усвоение новых знаний
1. Работа с учебником.
Изучение теоретического материала. Параграф 12.
Упражнений 69. Проанализировать материал таблицы.


Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?
Совет первый. Если мы хотим узнать – союз перед вами или союзное слово — необходимо расчленить!
Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.
Совет второй. Убрать!
Попытаться убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
Используйте логическое ударение.
Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
Совет четвёртый. Попытаться заменить слово, которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
Совет пятый. Добавить к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрим, как себя поведет слово.
А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
3.Построение проекта выхода из затруднения. Сравним:
Она сказала, что сестра не вернется к ужину. | Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. |
Мини-исследование.
- Сравним предложения.
-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? (что )
- Составим алгоритм:
1.Выделить грамматические основы. 2.Определить средство связи частей. 3.Попробуем убрать это средство связи: «что». Изменилось предложение? 4.Являются ли слова «что» и «что» членами предложения? 5.Сделайть вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом. |
V.Закрепление материала
Упражнение 70 (письменно).
Тестовые задания
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3
б) 1,2,3,4
в) 1,3
г) 2,3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 2, 3
г) 1, 3, 4
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.
В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.
в) В лесу было тихо, несмотря на то__ что солнце уже поднялось.
г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.
Тренировочные упражнения.
Выделить главное и придаточное предложения. Обратить внимание на знаки препинания.
1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький). |
VI. Подведение итогов урока.
– Что мы узнали о СПП?
– Назови средства связи в СПП?
– Как различать союзы и союзные слова?
VII. Домашнее задание.
П. 12, упражнение 72