СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к обучению чтению младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы к обучению чтению младших школьников на основе дифференциации и индивидуализации обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к обучению чтению младших школьников»

















«Современные подходы к обучению чтению младших школьников на основе дифференциации и индивидуализации обучающихся»











Базовым элементом включения человека в современный мир является чтение. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ В. В. Путин.

От того, как дети научатся читать, во многом зависит успех всего школьного обучения. Не всегда просто организовать процесс первоначального обучения чтению 6 - 7-летнего ребёнка. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. Одни учащиеся ещё до школы научились читать и читают уже целыми словами. Другие читают по слогам, третьи не знают букв русского алфавита. Таким образом, у всех первоклассников разный уровень овладения техникой чтения.

В традиционной практике проведения уроков чтения в период обучения грамоте, принято ориентироваться на «среднего ученика». Тем временем детям, читающим бегло, неинтересно изучать известные им буквы, слушать монотонное чтение одноклассников, которые только осваивают процесс чтения.

Поэтому в период обучения грамоте проблема формирования и совершенствования навыка чтения в соответствии с возможностями каждого первоклассника стоит весьма остро.

Организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными запросами каждого ученика представляется возможным, применяя дифференцированное обучение. Дифференцированный подход создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем готовности: для реабилитации отстающих и для продвижения обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Вопросами дифференциации обучения занимались известные педагоги, ученые: А.М. Абрамов, И.П. Подласый, И.М Осмоловская, И.Г. Унт и т.д.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Цель такого обучения это - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

В педагогической практике выделяются внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя предполагает организацию разнотипных учебных заведений: гимназий, колледжей, профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов. В современной российской школе преобладает внутренняя - это внутриклассная, внутрипредметная, внутригрупповая дифференциация.

Она предполагает разделение учебных заданий, вариативность темпов изучения материала, определение учителем степени самостоятельности выполнения заданий. Внутренняя дифференциация предполагает разделение учащихся на группы внутри класса. Эти группы подвижны, их состав меняется.

Для выделения и создания групп учителю необходимо изучить разносторонние особенности своих учащихся. Показателями для выделения учащихся в соответствующие группы будут служить следующие параметры.

Во-первых, психические особенности ребёнка. Внимание - наиболее общая сторона познавательных процессов. Индивидуальные различия памяти особенно явно выступают в процессе овладения звуками и буквами. Для успешного овладения грамотой большую роль играет сформированность мышления первоклассника. Овладение грамотой находится в тесной связи с индивидуальными различиями речевого развития. Владение связной речью и активный словарный запас- одно из важнейших условий быстрого овладения навыком сознательного чтения.

Во- вторых, учителю практически важно ознакомиться с тем, какие буквы знает каждый ребёнок, кто умеет читать и как читает. Обследование знания букв, навыков чтения и различения звуков позволит учителю сделать шаги в обучении первоклассников грамоте с учётом их возможностей.

Первое обследование первоклассников ученые рекомендуют проводить ещё до их поступления в школу. Посещая семью каждого ребёнка, учитель может проверить у него и знание букв, и различение звуков, и чтение, а также получить представление о его общем интеллектуальном развитии. Это облегчает учителю первые шаги обучения первоклассников. Если учителю не удаётся провести обследование, описанное выше, то он проводит его с первых дней поступления в школу.

С этой целью, в сентябре 2017 года в моём классе была проведена «Стартовая диагностика первоклассников». В диагностики приняли участие 10 первоклассников. А также проводилось анкетирование родителей.

Задачи стартовой диагностики: анализ и интерпретация полученных результатов; распределение учащихся по группам с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Обследование включало в себя три методики:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Первая буква

Выполнение теста «Рисунок человека» направлено на исследование общего уровня умственного развития ребёнка. Методика «Графический диктант» предложена известным психологом Д.Б. Элькониным. Её проведение направлено на выявление такого важного умения в учебной деятельности, как умения слушать и точно выполнять указания учителя, воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно работать по указанию учителя. Проведение методики «Первая буква» нацелено на выявление готовности первоклассника к обучению грамоте. У учащихся проверяется умение выделять согласный звук в начале слова, не учитывая его твердость или мягкость.

В том числе учащимся было предложено прочитать русскую народную сказку «Заяц-хвастун» и ответить на вопросы по содержанию. Оценивались качества зрительного восприятия читаемого и качества осмысления читаемого.

Таким образом, анализируя проведённые методики делаем вывод, что в среднем 60 % учащихся готовы к обучению в школе. Около 40% первоклассников показали низкие результаты по проводимым методикам. Эти дети нуждаются в специально организованном обучении, помощи, как со стороны учителя, так и со стороны других специалистов.

Кроме того, мной было проведено анкетирование родителей первоклассников, целью которого было получение дополнительной информации о готовности к школьному обучению. Родителям была предложена анкета, содержащая 26 вопросов.

Родители учащихся 1 «б» класса приняли активное участие в анкетировании, постарались объективно отвечать на все вопросы. Полученные данные показали, что большинство родителей ответственно относятся к началу обучения ребёнка в школе. Однако уже сами родители отмечают низкий и средний уровень подготовки к школе. Более того, более половины учащихся не получали дошкольной подготовки, не посещали детские дошкольные учреждения. Эти и другие факторы оказали значительное влияние на уровень интеллектуальной готовности к целенаправленному обучению грамоте в школе.

На основе детских ответов были выделены 3 группы учащихся, находящихся на разных ступенях овладения чтением.

Группа детей, читающих целыми словами. Группа детей, читающих по слогам. Группа учащихся, не умеющих читать.

Проанализировав и обобщив полученные результаты, я пришли к выводу о необходимости введения дифференцированного обучения в период обучения грамоте. Были обозначены пути дифференциации в обучении. Это разделение учащихся на группы, соответствующие их уровню подготовки и развития. Для каждой группы была определена цель обучения чтению. Каждой группе были предложены задания, для каждого периода обучения грамоте.

С целью проверки усвоения основного содержания учебной программы, уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий первоклассников, в конце учебного года была проведена комплексная(итоговая) работа.

Комплексная работа представляла собой текст с иллюстрациями, к которому даются задания по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Задания итоговой комплексной работы в области литературного чтения позволяют определить уровень владения основными общеучебными умениями (скорость чтения, навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала).

Итоговая комплексная работа показала, что навык чтения развивался у каждого ученика. Более половины детей читают в пределах обозначенной в программе нормы чтения к концу 1 класса. Первоклассники, пришедшие в школу с развитым навыком чтения, так же продвинулись в своих результатах. Отличный результат показали 60% и хороший 40% учащихся. Самое большое количество безошибочных работ показали 30% первоклассников.

Правильно выстроенная работа в начале обучения - это хороший фундамент. Но это только полдела. На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"?

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Данный вопрос был рассмотрен на заседании школьного методического объединения. Тема заседания звучала так: «Работа с текстом. Критическое мышление и смысловое чтение в начальной школе». Цель данного заседания: «Анализ понятий, цели и роли критического мышления и смыслового чтения в учебном процессе начальной школы».

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Сейчас я расскажу о методических приемах развития смыслового чтения, которые я использую в своей работе.

Кластеры. По середине чистого листа(классной доски) записывается ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Инсерт (чтение с пометками). Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками.

Классификация вопросов Б. Блума: объясняющие вопросы (используются для анализа текстовой информации, начинаются со слова «почему»), практические вопросы (нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой «как бы я поступила на месте героя?»), простые вопросы (проверяют знание текста, ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации «как звали главного героя?»), уточняющие вопросы (выводят на уровень понимания текста- провокационные вопросы «правда ли, что…», «если я правильно понял, то…»),творческие вопросы (подразумевают синтез полученной информации, в них всегда есть частица бы или будущее время «что бы произошло, если бы….»), оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки явлеиий, событий, фактов «как вы относитесь к …», «правильно ли поступил…»).

Следующий приём – ассоциативный куст. Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Работа с текстом ведется не только на уроках литературного чтения, а также на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи). Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения.

Главное, к чему я стремились в своей работе - организовать обучение для каждого учащегося, опираясь на его индивидуальные возможности. Полученные результаты доказывают необходимость введения и применения в работе дифференцированного обучения. А продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.