Современные образовательные технологии в практике обучения
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. На уроках и во внеурочной деятельности реализую различные технологии полностью или отдельные их приёмы.
Образовательные технологии и их результативность.
Технология | Результат использования |
Учебно-исследовательская технология | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления. |
Технология игрового обучения | Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта. |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо | Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. |
Обучение в сотрудничестве | Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей. |
Концентрированное обучение | Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности. |
Интегрированные уроки | Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. |
Информационно-коммуникативные технологии | Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по предметам. |
Здоровьесберегающие технологии и методики | Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. |
Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:
- возрастные особенности учащихся;
- преемственность технологий;
- возрастание доли самостоятельности учащихся;
Широко использую в деятельности социоигровые приёмы: работу в парах, в парах сменного состава и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у учащихся. Считаю, что такие средства обучения как моделирование, ТРИЗ, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей. Различные средства ТСО, применяемые мной в педагогическом процессе помогают управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.
Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.
Педагогическая деятельность в этом направлении включает следующие компоненты:
· входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;
· планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;
· создание условий для исследования через систему уроков;
· дифференциация и индивидуализация домашних заданий;
· выстраивание индивидуальной образовательной траектории (учащихся и учителя);
· внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;
· самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.
Уверена, что учебно-исследовательская технология позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, в форме экскурсии, позволяющие выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Для успешной подготовки к ВПР 4 –х классах считаю целесообразным применять тестовую технологию и формировать у учащихся специфические навыки тестирования. Применяю тесты, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами и которые позволяют выявить навыки практического использования знаний.
Активно использую интернет-технологии в образовательной деятельности. Пользуюсь электронными изданиями, ориентированными на предметно-профессиональную деятельность. Уверена, что именно использование интерактивных и компьютерных технологий на уроках дали возможность повысить качество знаний, умений и навыков учащихся.
В классах учатся ребята, по-разному ориентированные на учебный процесс, поэтому очень важна в данном случае уровневая дифференциация. Считаю, что именно разноуровневое обучение помогает многим нашим ученикам получить знания.
В настоящее время большое внимание обращаю на возможности дистанционного обучения. Особенно это стало актуально в тот период, когда из-за суровых морозов и в период эпидемии гриппа и ОРВИ школу закрывают на карантин. Со всеми этими учащимися я связана электронной почтой и через систему электронных дневников и журналов, посредством которых учащиеся от меня получают задания по сбору и анализу определенной информации, по сбору информации в сети Интернет, провожу тестирование и анализ творческих работ. Использую дистанционное обучение и при подготовке учащихся к ВПР.
Мощным средством поддержки профессиональной деятельности считаю профессиональные сообщества. Для успешной педагогической деятельности использую сетевое взаимодействие с коллегами: пополняю страницы своих мини-сайтов наработками, использую опыт других педагогов в своей практике, участвую в различных конкурсах, викторинах,олимпиадах для учителей, различных телекоммуникационных проектах, обучающих семинарах, конференциях.
Приведу примеры сетевых педагогических сообществ, в которых я активно работаю в течение многих лет, и которые дают практическую возможность повышать свой педагогический уровень:
1. Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/
2. Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/
3. ПроШколу.ру Адрес сайта:http://www.proshkolu.ru/
4. Педсовет.org Адрес сайта:http://pedsovet.org/
5. Открытый класс. Адрес сайта:http://www.openclass.ru/
6. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»
Адрес сайта: http://metodisty.ru/
7. Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта:http://pedsovet.su/
8. Сайт К-уроку.ru Адрес сайта:http://www.k-yroky.ru/
9. Учительский портал Адрес сайта:http://www.uchportal.ru/
10. «Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru. Адрес сайта:http://intergu.ru/
11. Инфрмационно-образовательный портал RusEdu».
Адрес сайта:http://rusedu.net/
12. Ведущий образовательный портал Инфоурок https://infourok.ru/user/istomina-natalya-pavlovna1
13. Образовательный портал УЧИ РУ на базе интерактивной платформы для обучения детей https://uchi.ru/
Вывод. Применение инновационных технологий в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по предметам и осознается важность и необходимость школьного образования для того, что бы быть успешным в жизни. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования для успешной педагогической деятельности.