СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в контексте с ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология подготовки урока в современной информационной среде

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в контексте с ФГОС»

Доклад на тему «Современный урок в контексте с ФГОС. Технология подготовки урока в современной информационной среде»

Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации:

  • Систему духовно-нравственных ценностей

  • Систему научных представлений о природе, обществе и человеке

  • Систему универсальных учебных действий


Требования к результатам освоения основной образовательной программы



1.Личностные

  • Смыслообразование: мотивация (учебная и социальная), граница собственного знания и «незнания».

  • Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка.

  • Ценностная и морально – этическая ориентация: ориентирована на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценивание поступков.

2.Метапредметные

  • Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

  • Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

  • Познавательные: работа с информацией, учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий.

3. Предметные:

  • Основы системы научных знаний: опыт « предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Компоненты учебной деятельности:

  • Учебно-познавательная мотивация

  • Учебные задачи и учебные операции

  • Контроль и самоконтроль

  • Оценка и самооценка

Доминантами учебного процесса основной школы являются :

  • Создание условий освоения смысловой стороны действия

  • Ребенок нацелен на поиск себя и своего места

  • Педагогический смысл взаимодействия учителя и ребенка в преодолении формальной всеобщности в пользу вариативности, открывающей возможности культурной индивидуализации ребенка

Результат обучения

  • Система научных знаний и представлений в соответствии с программными требованиями изучения отдельного предмета;

  • Способность детей к решению учебно-практических задач на основании умений познавательной , исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности и коммуникативных, информационных умений

Портрет выпускников основной школы:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

  • уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для себя и окружающей его среды

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий инициирующих детское действие.

Деятельностный метод - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

К информационно-образовательной среде ОУ относится:

  • Комплекс информационно-образовательных ресурсов

  • Совокупность технологических средств ИКТ

  • Система современных педагогических технологий.

Учебный процесс в информационной образовательной среде увеличивает возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечивает доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; повышает интерес учащихся за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, позволяет активно использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах), Создает установку на непрерывное образование в течение жизни.



Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  1. Урок открытия новых знаний

  2. Урок рефлексии

  3. Урок построения системы знаний

  4. Урок развивающего контроля

Чтобы построить урок в рамках ФГОС, необходимо понять какими должны быть критерии результативности урока.

Этапы проектирование урока в информационной образовательной системе:

  1. Планирование и анализ новых образовательных результатов ( личностных, предметных, метапредметных);

  2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

  3. Выбор средств обучения



Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

Технологическая карта конструирования урока

Общая часть

предмет


Класс


Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные









Решаемые учебные проблемы


Основные понятия, изучаемые на уроке


Вид используемых на уроке средств ИКТ


Методическое назначение средств ИКТ


Аппаратное и программное обеспечение


Образовательные интернет-ресурсы






Образовательные цели урока

Знания – понимаемая и воспроизводимая научная информация

Умения – применяемые на практике знания

Навыки – автоматизированные действия

Развивающие и воспитательные цели урока

  • Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.

  • Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Организационная структура урока

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

ЭТАП 3. Практикум.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Этап 5.Подведение итогов, домашнее задание.

Содержание учебного материала

  • Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.

  • Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

Систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия. Как система учебных задач, они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия - предметные, контрольные, вспомогательные и т.д.

Учебная ситуация-это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают.

Виды учебной деятельности

  • Деятельность со словесной основой: публичные выступления в виде презентацией, самостоятельная работа с учебником, поиск информации в справочниках и т.д.

  • Деятельность на основе восприятия образа: просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, наблюдение, интерпретация, анализ ситуаций и т.д.

  • Деятельность с практической основой : опыт, эксперимент и т.д.



Средства обучения - это все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития учащихся.

Требования к современному уроку

Урок является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой.

На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений.

На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока.

Построение урока в рамках ФГОС

  1. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

  2. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися

  3. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие

  4. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока

  5. Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.

  6. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

Урок является основной формой организации обучения. Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Исходная идея современного урока - единство обучения, воспитания и развития, а общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Цель урока всегда носит триединый характер: образовательный, развивающий и воспитывающий. Триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть, достигнут учителем и учащимися в конце урока, определяет характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Что значит построить урок в рамках ФГОС? Это когда учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика; стиль, тон отношений создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта; на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик»

Рассмотрим некоторые типы современного урока.

  1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  1. Урок построения системы знаний

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Рассмотрим требования, предъявляемые к современному уроку, сравнивая современный урок с традиционным.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия





Две модификации урока

Вчерашний урок

Современный урок

Строгий регламентированный, порядок, дисциплина, исполнительность учеников, подчинение учителю, точно очерченный материал, традиции и ритуалы, правила.

Свободная встреча с малоизученным, инициатива и творчество учащихся, развитие учащихся, сотворчество с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей