Специальная индивидуальная программа развития для ребенка инвалида

Специальная индивидуальная программа развития, составлена для ребенка инвалида, который не в полной мере осваивает АООП для детей с мнтальными нарушениями. СИПР составлена в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для ребенка инвалида»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Федоренко Данила Алексеевич

5 год обучения, класс 5

2017-2018 учебный год

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО

Федоренко Данила Алексеевич

Дата рождения

01.06.2005

Адрес проживания

Г. Москва ул. Кременчугская д. 3 к. 2 кв. 75

Члены семьи/ответственные за воспитанника

Мать: Федоренко Ирина Анатольевна

Наличие/отсутствие инвалидности

Инвалид

Заключение ПМПК


Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть)



Периодическая


Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка


Форма обучения (классно-урочная; надомная; комбинированное занятие)

Надомная


  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Физическое развитие Данилы не соответствует возрасту, мальчик имеет субтильное телосложение, рост и вес ниже возрастной нормы. Крупная моторика сохранна. Общая координация тела и конечностей достаточна. Мелкая моторика развита недостаточно. Соматическими заболеваниями болеет редко.

Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме

Работоспособность средняя. К концу занятий количество ошибок увеличивается. Внимание крайне неустойчивое, быстро истощается. Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам. Чтение монотонное, невыразительное, хотя смысл прочитанного понимает. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не даёт, постоянно нуждается в индивидуальной помощи. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен. Мышление наглядно-действенное, конкретное, логическое мышление отсутствует. Простую классификацию, обобщение, сравнение осуществляет на элементарном заученном материале, с помощью учителя. Самостоятельное установление причинно-следственных связей, простой закономерности осуществляется на заученном материале. Выполнение арифметических действий доступно только с опорой на числовую прямую и таблицы. Задачи решать может только с подробной пошаговой помощью учителя. Умозаключений нет. Критичность мышления низкая.

Сведения ребёнка об окружающем мире на бытовом уровне, фрагментарные. Временные представления ограничены. В пространстве ориентируется удовлетворительно. Легко переключается на другой вид деятельности, плохо концентрируется на заданном материале. На занятиях отвлекается на внешние раздражители. Целеполагание и планирование деятельности затруднено. В ходе учебных занятий требуется постоянный контроль и сопровождение со стороны педагога. Произвольное внимание не сформировано.

Имеет место системное недоразвитие речи. Прослеживается выраженное нарушение произносительной, грамматической и лексической стороны речи. Словарь значительно ниже возрастной нормы. Речь фразовая. Фраза простая, с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова. Связная речь непоследовательна. Самостоятельный рассказ не сформирован.

Хорошо взаимодействует с педагогом. В общении доброжелателен. С окружающими вежлив. Бытовое и учебное поведение адекватное. Однако наблюдается кратковременная эмоциональная неуравновешенность в не учебное время с членами семьи (со слов мамы). Критичность поведения снижена.

Элементарные гигиенические навыки сформированы. Самостоятельно переодевается. Справляется с застёжками. Одежда чистая, опрятная. Следит за своими учебными принадлежностями.


3. Базовые учебные действия.



Сформированость (формировать, продолжить формирование,сформировано)

Конкретизация

Освоение социальной роли ученика (ориентировка на своем рабочем месте, в портфеле и пр.)

сформировано


Формирование учебного поведения (направленность взгляда, умение выполнять инструкции, использование учебных материалов, умение выполнять действия по образцу, по подражанию, по инструкции и т.п

сформировано


Формирование умения выполнять задание

сформировано


Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом действия и т.п.

продолжить формирование

  1. Использование максимального объема заданий на корректировку и тренировку внимания и памяти.

  2. Выработка и закрепление навыка деятельности по схеме: постановка цели, выполнение инструкции или алгоритма, получение результата.

  3. Минимизация помощи учителя при использовании различных форм контроля.

  4. При проведении комбинированных уроков, одна треть от объема времени занятия отводится для самостоятельной работы учащегося для получения объективных данных по усвоению им учебного материала.




  1. Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю) учащегося.




Образовательные области

Предметы

(компоненты обучения)

Кол-во часов в неделю/год

1. Язык и речевая практика

1.1Развитие речи


1.2Чтение

2

1.3 Русский язык

2

2.Математика

2.1 Математические представления


2.2Математика

2

3.Естествознание

3.1 Ознакомление с окружающим миром


3.2 Природоведение

1

3.3 Мир животных


3.4 Мир растений


3.5 Мой край


4.Человек

4.1 Социально-бытовая ориентировка

1

4.2 Человек


4.3 Основы социальной жизни


4.4Основы религиозных культур и светской этики


5.Искусство

5.1Музыка и движение


5.2 Изобразительная деятельность

1

5.3 Ручное творчество


6.Физическая культура

6.1 Адаптивная физкультура


7.Технологии

7.1 Гигиена, самообслуживание.


7.2 Ручной труд

1

7.3 Домашний труд


7.4 Обслуживающий труд


Итого: максимальная нагрузка учащихся

10

Коррекционные технологии

8.1. Двигательная коррекция


8.2.Логопедия


8.3.Ритмика


8.4.Развитие психомоторики и сенсорных процессов


Итого: к финансированию:

10




  1. Содержание учебных предметов


Предметная область

Предметы

Формируемые представления/знания, умения, навыки

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация


Письмо


Русский язык

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.

  2. Коррекция артикуляционного аппарата.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Коррекция познавательных процессов

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова с помощью учителя;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу (несложные случаи);

- выделять имя существительное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.


Чтение

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррегировать артикуляционный аппарат.

  1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащегося.

  3. Развивать речь, владение техникой речи;

  4. Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  5. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  6. Развивать познавательные процессы.

  7. Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

- знать наизусть 6-8 стихотворений.


Устная речь


Развитие речи


Математика

Математические представления


Математика

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

- выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи) с использованием числовой прямой;

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;

- умножать и делить на однозначное число пользуясь таблицами умножения и деления;

- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;


Информатика


Естествознание

Окружающий природный мир


Человек


Домоводство


Окружающий социальный мир


Ознакомление с окружающим миром


Окружающий мир


Мир животных


Мир растений


Мой край


Мир природы и человека


Развитие речи и окружающий мир


Природоведение

- знать элементарные сведения об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

- получить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;

- получить экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.


Биология


География


Человек

Социально-бытовая и пространственная ориентировка


Человек


Основы социальной жизни


ОРКСЭ


История отечества


Обществоведение


Социально-бытовая ориентировка

- совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли;

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь;

- записать Ф.И.О. членов семьи, выполнять правила поведения в семье;

- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения;

- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.







Этика


Искусство

Музыка и движение


Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)


Ручное творчество


Музыка


Рисование


Изобразительное искусство

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Музыкально-ритмические занятия


Физическая культура

Адаптивная физическая культура


Технология

Профильный труд


Гигиена, самообслуживание


Ручной труд

- размечать детали по шаблону. Вырезать детали ножницами. Предварительно раскладывать и размечать положения деталей на основании;

- наклеивать детали, контролировать правильность изделия;

- украшать раскрашиванием и дополнять детали рисованием;

- изготавливать пакеты и конверты из готовых разверток,
экономить материал при разметке, собирать и склеивать изделия,
изготавливать и приклеивать элементы украшающего орнамента;

- знать технические свойства ткани, цвета тканей и ниток, швейную иглу, ее назначение и устройство, правила безопасной работы при ручном шитье, украшающий стежок «через край», правила его выполнения, виды возможного брака и меры его устранения;

- уметь пришивать пуговицы,
определять место оторванной пуговицы, пришивать пуговицу с образованием стойки, закреплять нитку с помощью учителя;

- отмерять заготовки из проволоки по заданным размерам, изгибать мягкую проволоку в руках по рисунку,
контролировать и оценивать правильность выполненных изделий;

- анализировать рисунок, предметный образец, лепить модели посуды, овощей, фруктов;

- работать самостоятельно.

Домашний труд


Обслуживающий труд


Труд


Профильный труд


Черчение






  1. Содержание курсов коррекционно – развивающей области.



Курсы коррекционно – развивающей области

Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию функций центральной нервной деятельности и моторики

Сенсорное развитие


Предметно-практические действия


Двигательное развитие


Альтернативная коммуникация


Коррекционно-развивающие занятия


Логопедия


Ритмика


Развитие психомоторики и сенсорных процессов


Психокоррекционные занятия


Двигательная коррекция





  1. Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы


«Полевое» поведение


Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия)



Гиперактивность/заторможенность


Трудности коммуникации


Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.)

Так как аффективные реакции наблюдаются у ребенка только по отношению к членам семьи, учитель проводит профилактические беседы о поведении дома, взаимоотношениях с членами семьи с использованием произведений художественной литературы, наглядного изобразительного и видеоматериалов. Так же проводятся консультации с членами семьи о выстраивании линии поведения с ребенком. В коррекционной работе учитель использует педагогические технологии сотрудничества и личностно-ориентированные технологии.

Асоциальное поведение


Другое





  1. Организация реализации потребности в уходе и присмотре.

Так как Данила находится на надомной форме обучения, уход и присмотр за ребенком осуществляют родители в домашних условиях.

Во время занятий с ребенком используются здоровьесберегающие технологии.

  1. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

От ГБПОУ КГТиТ № 41 с ребёнком работают:

  1. Учитель-дефектолог Щербакова Ирэн Леонидовна


  1. Необходимые технические средства и дидактические материалы.


  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город» и т.д.

  • Набор мнемокартинок.

  • Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы, логические блоки, « Цветные счётные палочки Кюизенера», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка, таблицы умножения и деления, ТПО.

  • Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик, мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок), прищепки, напольная вешалки для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг, гладильная доска, резиновый коврик, «плечики» для одежды, коробка и чехол для хранения одежды; щётки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды; электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости, фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки.

  • Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.

  • Инструменты и материалы для занятий ИЗО: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, влажные салфетки, фартук для рисования.

  • Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лицо; расчёска; шампунь; фен; ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.

  • Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.


  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную СИПР.

Фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой сфере и личностном развитии осуществляется в итоговой характеристике ребенка за учебный год.



Программы имеют четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков. Учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка.

СИПР составлена в соответствии с зоной актуального развития ребенка и утверждена психолого-медико педагогическим консилиумом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ № 41.



Учитель надомного обучения: _______________________________






Родители (законные представители) ______________________________

обучающегося:

________________________________






01.09.2017




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас