Тема. Способы выражения подлежащего.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;
2. предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы);
3. совершенствование навыков выразительного чтения.
1. ЛЕКСИКО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Послушайте отрывок из стихотворения Агнии Барто:
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький…
…Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед!
Мать твердит:
- Имей в виду –
Так нельзя
Хватать еду!
А он как начал чавкать.
Измазался в меду.
- Как поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок – невежа» или «Медвежонок – невежда»? Почему?
- Откуда в современном русском языке два похожих слова?
- Запишем в рукописном «Словаре» в разделе «Различай смысл»
Ведать - знать
Невежа (восточнославянская группа – древнерусский язык), это - грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда (южнославянская группа – старославянский язык), это - малообразованный человек, неуч; человек, несведующий в какой – либо области знания, профан.
- Подберите синоним к слову НЕВЕЖА (грубиян) и антоним к слову НЕВЕЖДА (эрудит).
- Так как все же называется стихотворение А. Барто?
(«Медвежонок – невежа» («Сказка для маленьких и больших»)
- Ребята, а какое слово пропущено в предложении, записанном на доске?
(невежа)
… в физике, а в музыке знаток. (Крылов)
- Из какого художественного произведения взята \эта строка?
(Из басни И. А. Крылова «Павлин и Соловей».)
2. ПОТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.
- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи - согласования, управления или примыкания.
- А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?
- Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.
- Запишите предложение:
Приятель торопится ко мне.
- Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?) торопится.
- А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему:
торопится (кто?) приятель.
- Что же получается? Оба - главные, и оба -- зависимые. Назовем эту связь взаимозависимостью и будем обозначать вот таким знаком - в отличие от подчинения .
Приятель торопится ко мне.
- Вспомним определение подлежащего.
- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Итак, подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в Им. п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.
- Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (приглашение к дискуссии).
Встретилась ребятам пословица: Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Олег говорит: «Сторона – подлежащее, мать – сказуемое».
- Ошибаешься, - возражает Юра. - Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.
- Как это – двумя? – возмутился Олег.
- Здесь же ясно: что? - сторона, какая? – родная. Это второстепенный член.
- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.
- Да, вообще то чепуха получается, - почесал затылок Олег.
- Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь – какая сторона.
- Ага, попался! – вскочил Олег. – Сам говоришь «какая! Выходит, родная - это определение!
- Да, в рамках фразеологизма родная сторона – это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т. е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.
- Может быть, ты и прав…
- А вы как думаете, ребята?
4. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.
Способы выражения подлежащего
Чем выражено | Примеры |
1. Существительное в им. п. | Воды светлые катила В яркой зелени река. (Плещеев) |
2. Местоимение в им. п. (разных разрядов) | Выхожу один я на дорогу. (Лермонтов) Это уникальная коллекция минералов. В этот день произошло событие, которое изменило мою жизнь. Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике. Кто-то позвонил. Никто не ответил. |
3. Другие части речи в значении существительного: Причастие; Числительное; Наречие; Междометие; | Во время детского чая большие сидели на балконе. (Л. Толстой) Присутствующие волновались. Восемь делится на четыре. Наше завтра будет прекрасно. Вот раздалося ау вдалеке. |
4. Инфинитив | Узнать об этом очень легко. Учиться интересно. |
5. Синтаксически неделимое словосочетание: В Тв. п. со значением совместимости сущ. в род. п.; (при приблизительном обозначении количества числительное в словосочетании стоит в род. п) | Дед с бабушкой (= дед и бабушка)шли впереди. Мы с тобой (= ты и я) пойдем в лес за ягодами. Но: Мать с сыном пошла гулять. (нет значения совместимости, сказуемое не во мнж. Ч. По смыслу отн-ся к одному лицу) Пять человек расселось около костра. Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялось починкой моста. И вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. Весь поселок собрался на площади. |
6. Фразеологизм | У этого мастера были золотые руки. |
-Необходимо уметь разграничивать подлежащие, выраженное инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. Ср.: Учиться интересно, - Интересно учиться. (сказуемое)
Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:
1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. – Об этом очень легко узнать.
2. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого.
Узнать об этом / очень легко.
3. Вопрос от сказуемого: (что?) легко – узнать.
5. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ,
1) Учиться – вот наша задача. 2) Пить чай на траве считалось большим удовольствием. 3) В подобных случаях водилось у запорожцев гнаться в ту же минуту за похитителями. 4) Бросить такую добычу было бы совершенно непростительно. 5) Мне было интересно учиться.
6. «ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ!»
- Одинаковые ли подлежащие в предложениях: Весло задело платье. Платье задело весло? ( В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.)
7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК.
- Как и другие члены предложения, подлежащие могут быть распространенными, т. е. иметь при себе зависимые слова. Распространенные подлежащие в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяться повышением тона и паузой. Например:
Освещенный заходящим солнцем пароход / стоял на рейде.
Пауза между составом подлежащего и составом сказуемого естественна: она помогает понять смысл предложения. Пауза не всегда свидетельствует о том, что нужно поставить знак препинания, она всего лишь повод для пристального внимания к структуре предложения. Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте запятой взаимозависимые главные члены!
9. Подведение итогов урока (обобщение материала).
10. Домашнее задание. ( Кроме параграфа, задание придумать связный текст – миниатюру со словами НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА).