СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы выражения подлежащего.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 8 классе пго теме: "Способы выражения подлежащего"

Просмотр содержимого документа
«Способы выражения подлежащего.»


Тема. Способы выражения подлежащего.


ЦЕЛИ УРОКА:


1. расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;


2. предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы);


3. совершенствование навыков выразительного чтения.

1. ЛЕКСИКО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.


- Послушайте отрывок из стихотворения Агнии Барто:


Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький…

…Сыночек дисциплины

Совсем не признает!


Нашел он мед пчелиный –

И грязной лапой в мед!

Мать твердит:

- Имей в виду –

Так нельзя

Хватать еду!


А он как начал чавкать.

Измазался в меду.

- Как поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок – невежа» или «Медвежонок – невежда»? Почему?

- Откуда в современном русском языке два похожих слова?

- Запишем в рукописном «Словаре» в разделе «Различай смысл»

Ведать - знать


Невежа (восточнославянская группа – древнерусский язык), это - грубый, невоспитанный, невежливый человек.


Невежда (южнославянская группа – старославянский язык), это - малообразованный человек, неуч; человек, несведующий в какой – либо области знания, профан.

- Подберите синоним к слову НЕВЕЖА (грубиян) и антоним к слову НЕВЕЖДА (эрудит).

- Так как все же называется стихотворение А. Барто?

(«Медвежонок – невежа» («Сказка для маленьких и больших»)

- Ребята, а какое слово пропущено в предложении, записанном на доске?

(невежа)

в физике, а в музыке знаток. (Крылов)

- Из какого художественного произведения взята \эта строка?

(Из басни И. А. Крылова «Павлин и Соловей».)

2. ПОТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.


    • Орфографический диктант с грамматическим заданием.

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.


- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.


- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи - согласования, управления или примыкания.


- А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?


- Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.


- Запишите предложение:

Приятель торопится ко мне.

- Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?) торопится.

- А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему:

торопится (кто?) приятель.


- Что же получается? Оба - главные, и оба -- зависимые. Назовем эту связь взаимозависимостью и будем обозначать вот таким знаком - в отличие от подчинения .


Приятель торопится ко мне.


- Вспомним определение подлежащего.

- Что обозначает подлежащее?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?


- Итак, подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в Им. п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.


- Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?


3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (приглашение к дискуссии).


Встретилась ребятам пословица: Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Олег говорит: «Сторона – подлежащее, мать – сказуемое».

- Ошибаешься, - возражает Юра. - Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.

- Как это – двумя? – возмутился Олег.

- Здесь же ясно: что? - сторона, какая? – родная. Это второстепенный член.

- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.

- Да, вообще то чепуха получается, - почесал затылок Олег.

- Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь – какая сторона.

- Ага, попался! – вскочил Олег. – Сам говоришь «какая! Выходит, родная - это определение!

- Да, в рамках фразеологизма родная сторона – это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т. е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.

- Может быть, ты и прав…

- А вы как думаете, ребята?


4. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.



Способы выражения подлежащего

Чем выражено

Примеры

1. Существительное

в им. п.

Воды светлые катила

В яркой зелени река. (Плещеев)

2. Местоимение

в им. п. (разных разрядов)

Выхожу один я на дорогу. (Лермонтов)

Это уникальная коллекция минералов.

В этот день произошло событие, которое

изменило мою жизнь.

Кто откроет дверь?

Все хотят участвовать в празднике.

Кто-то позвонил.

Никто не ответил.

3. Другие части речи в значении существительного:

  • Прилагательное;


  • Причастие;

  • Числительное;

  • Наречие;

  • Междометие;



Во время детского чая большие сидели на

балконе. (Л. Толстой)

Присутствующие волновались.

Восемь делится на четыре.

Наше завтра будет прекрасно.

Вот раздалося ау вдалеке.

4. Инфинитив

Узнать об этом очень легко.

Учиться интересно.

5. Синтаксически неделимое

словосочетание:

  • Сущ. (личн. мест.) в Им. п. + сущ. (личн. мест)

В Тв. п. со значением совместимости





  • Колич. числ. в Им. п. +

сущ. в род. п.;

(при приблизительном обозначении количества числительное в словосочетании стоит в род. п)

  • Весь, сам + сущ. (мест.)



Дед с бабушкой (= дед и бабушка)шли впереди.

Мы с тобой (= ты и я) пойдем в лес за ягодами.

Но: Мать с сыном пошла гулять. (нет значения совместимости, сказуемое не во мнж. Ч. По смыслу отн-ся к одному лицу)


Пять человек расселось около костра.

Один из всадников размахивал шашкой.

Около сорока плотников занялось починкой моста.

И вмиг со всех дворов собак сбежалося

с полсотни.

Весь поселок собрался на площади.

6. Фразеологизм


У этого мастера были золотые руки.

-Необходимо уметь разграничивать подлежащие, выраженное инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. Ср.: Учиться интересно, - Интересно учиться. (сказуемое)


Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:


1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. – Об этом очень легко узнать.


2. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого.

Узнать об этом / очень легко.


3. Вопрос от сказуемого: (что?) легко – узнать.


5. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

1) Учиться – вот наша задача. 2) Пить чай на траве считалось большим удовольствием. 3) В подобных случаях водилось у запорожцев гнаться в ту же минуту за похитителями. 4) Бросить такую добычу было бы совершенно непростительно. 5) Мне было интересно учиться.


6. «ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ!»

- Одинаковые ли подлежащие в предложениях: Весло задело платье. Платье задело весло? ( В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.)


7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК.

- Как и другие члены предложения, подлежащие могут быть распространенными, т. е. иметь при себе зависимые слова. Распространенные подлежащие в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяться повышением тона и паузой. Например:

Освещенный заходящим солнцем пароход / стоял на рейде.

Пауза между составом подлежащего и составом сказуемого естественна: она помогает понять смысл предложения. Пауза не всегда свидетельствует о том, что нужно поставить знак препинания, она всего лишь повод для пристального внимания к структуре предложения. Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте запятой взаимозависимые главные члены!


9. Подведение итогов урока (обобщение материала).

10. Домашнее задание. ( Кроме параграфа, задание придумать связный текст – миниатюру со словами НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА).