Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Контроль (объект, форма, методы) | Результат совместной деятельности |
Этап 1. Создание мотивации |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию их действиям на уроке | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность | Объект: готовность к уроку | Создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы |
Этап 2. Языковая разминка |
Ставит задачу: собрать из слов предложение, сделать синтаксический разбор записанного предложения. Слова: друзья, редко, в, друг, живут, с, настоящие, спорят, другом, согласии, и | Слушают учителя. Собирают из предложенных слов предложение. Выполняют синтаксический разбор записанного предложения. Проверяют работу: один ученик выходит к доске, записывает предложение и выполняет его синтаксический разбор. Ответ: Настоящие друзья живут в согласии и редко спорят друг с другом | Объект: составленное предложение, его синтаксический разбор. Метод: устный. Форма: фронтальный, самоконтроль | Закреплено умение составлять предложение, проводить его синтаксический разбор |
Этап 3. Проверка домашнего задания |
Спрашивает, есть ли вопросы по домашнему заданию. Какие трудности возникли? Отвечает на вопросы сам или просит на них ответить учащихся | Задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания | Объект: домашнее задание. Метод: письменный | Осуществлен итоговый контроль по результату, внесены необходимые коррективы. Сданы тетради с домашней работой на проверку |
Этап 4. Формулирование темы и цели урока |
Предлагает для анализа схемы. Сообщает учащимся, что предмет, о котором пойдет речь на уроке, находится прямо перед их глазами. Им надо только проанализировать схемы и определить, что между ними общего. Схемы: [ ––– ––– ]. [ ––– –––], но [ ––– –––]. [ –––]. [ ––– –––], ( ––– ). | Анализируют схемы, сравнивают их друг с другом, приходят к выводу, что во всех схемах присутствует подлежащее. Формулируют тему урока и ставят перед собой цель. Тема урока: Подлежащее. Цель урока: повторить изученный материал о подлежащем; расширить знания об этом члене предложения. Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 1) | Объект: правильно сформулированные выводы. Метод: устный | Проанализированы предложения. Сформулированы тема и цель урока |
Этап 5. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи |
Актуализирует знания учащихся по теме урока. Задает вопросы, на которые учащиеся должны дать устный монологический ответ в письменной форме в одном предложении. Вопросы: – Какие члены предложения называют подле-жащим? – Что обозначает подлежащее? – Какие вопросы составляют группу подлежа-щего? – Как может быть выражено подлежащее? Организует проверку. Предлагает фрагмент видеофильма (презентация, слайды 2, 3) | Отвечают на вопросы учителя письменно. Сверяют свои ответы с образцом. Корректируют записанное. Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 2) | Объект: сформулированное определение термина. Форма: самоконтроль | Закреплено умение давать определение, что такое подлежащее. Актуализированы знания учащихся о подлежащем |
Предлагает учащимся задание для работы в парах. Дает задание: найти подлежащее в предложениях, определить, какой частью речи оно выражено. Предложения: 1. Наступила осень. 2. Я люблю зиму. 3. Больные сидели в зале. 4. Вошли приглашенные. 5. Твои завтра мне надоели. 6. Далече грянуло ура. 7. Девять делится на три. 8. Служить – родину любить. 9. Дело нужное – учиться. Организует проверку выполненного задания (презентация, слайды 4–11). Подводит итоги работы, акцентирует внимание учащихся на подлежащем в двусоставном и односоставном безличном предложении. Презентация, слайды 12, 13 | Работают в парах. Читают предложения, находят подлежащее, определяют, какой частью речи оно является. Проверяют свои выводы с образцом. Ответы: 1. Наступила осень. 2. Я люблю зиму. 3. Больные сидели в зале. 4. Вошли приглашенные. 5. Твои завтра мне надоели. 6. Далече грянуло ура. 7. Девять делится на три. 8. Служить – родину любить. 9. Дело нужное – учиться. Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 3) | Объект: выделенное подлежащее с указанием способа выражения. Метод: устный. Форма: самоконтроль | Закреплено умение находить в предложениях подлежащее и определять его способ выражения |
Предлагает для анализа еще несколько предложений. Дает подсказку: подлежащее может быть выражено словосочетанием, фразеологически свободным, но синтаксически связанным. Презентация, слайд 14. Организует с ними работу следующим образом: сначала учащиеся записывают предложение в тетрадь, всем классом находят и подчеркивают подлежащее, затем сверяют с предложенным образцом. В ходе работы обращает внимание учащихся на согласование подлежащего и сказуемого. Презентация, слайды 15–33. Предложения: 1. Брат с сестрой вернулись порознь. 2. Мать с ребенком ходила к врачу. 3. Куча вещей скопилась в углу. 4. У меня много работы. 5. До тысячи человек вмещается в зале. 6. Около пяти процентов студентов сдают сессию досрочно. 7. Трое из выпускников получили золотые медали. 8. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу. 9. Быть грамотным престижно. 10. Хотеть стать грамотным естественно. 11. У него золотые руки | Анализируют предложения, выделяют подлежащее, указывают, чем оно выражено. Сверяют свои выводы с образцом. Предложения: 1. Брат с сестрой вернулись порознь. 2. Мать с ребенком ходила к врачу. 3. Куча вещей скопилась в углу. 4. У меня много работы. 5. До тысячи человек вмещается в зале. 6. Около пяти процентов студентов сдают сессию досрочно. 7. Трое из выпускников получили золотые медали. 8. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу. 9. Быть грамотным престижно. 10. Хотеть стать грамотным естест- венно. 11. У него золотые руки. Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 4) | Объект: выделенное подлежащее с указанием способа выражения. Метод: устный | Закреплены умения опознавать грамматическую основу (подлежащее) |
Этап 6. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков |
Ставит творческую задачу для учащихся: записать в виде связного текста, состоящего из нескольких простых предложений, все действия, которые будет производить ученик. При этом подлежащее не должно повторяться. Вызывает учащегося, дает ему карточку с алгоритмом действий. Пример алгоритма действий: подойти к доске, взять мел, написать на доске любое предложение (в ходе написания предложения допустить сознательно ошибку), проверить написанное, исправить ошибку, сказать учителю, что все сделал и готов ответить на вопросы. Вариант ответа: Иванов подошел к доске и взял мел. На доске он написал одно предложение. Затем ученик проверил написанное, исправил ошибки. Сережа сказал учителю, что все сделал и готов ответить на вопросы | Наблюдают за действиями своего однокласс-ника. Записывают предложения в тетрадь. Несколько учеников знакомят класс с вариантами записанного текста. Обсуждают их. Оценивают работы одноклассников. Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 5) | Объект: записанный текст, синони-мические варианты выражения подле- жащего. Метод: устный | Закреплены умения составлять предложения в соответствии с заданной задачей, использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего |
Раздает ученикам карточки, на которых написаны предложения. Просит учеников самостоятельно сформулировать задание, записать его на карточку и выполнить (подводит учащихся к самостоятельному формулированию задания через напоминания о теме урока, о том, какие задания они выполняли). Организует проверку выполненного задания: просит обменяться карточками и проверить работу друг друга. Спрашивает двух учеников. Предложения: 1. На полдороге встретилась ему Анна Семеновна. 2. Меня никто не узнал. 3. На темной поверхности воды появились круги. 4. В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор. 5. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. 6. Обедающие его не замечают. 7. Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом. 8. Около нее хлопотали два врача. 9. В окрестностях бродило много кабанов. 10. Мы все четверо не пишем | Знакомятся с предложениями. Формулируют и записывают задание на карточку. Выполняют задание. Обмениваются тетрадями. Проверяют работу друг друга вслед за учеником, вызванным учителем. Соглашаются или не соглашаются с ответами. Предлагают свои варианты. Ответы: 1. На полдороге встретилась ему Анна Семеновна. 2. Меня никто не узнал. 3. На темной поверхности воды появились круги. 4. В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор. 5. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее. 6. Обедающие его не замечают. 7. Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом. 8. Около нее хлопотали два врача. 9. В окрестностях бродило много кабанов. 10. Мы все четверо не пишем | Объект: подчеркнутые подлежащие. Метод: письменный. Форма: взаимоконтроль | Закреплены умения опознавать грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежа-щего |
Этап 7. Рефлексия |
Задает вопросы: – Что нового узнали на уроке? – Достигли ли вы поставленной цели? Какие трудности при решении упражнений у вас возникли? Предлагает учащимся предложение. Просит доказать, что они все знают и умеют. Больш.. часть дня уже прошл.. Несколько ярких звезд мерцал.. над рекой. Предлагает проверить работу. Показывает слайды 34–44. Подводит учащихся к пониманию, что разговор о подлежащем не завершен и будет продолжен | Анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы учителя. Решают задание, предложенное учителем. Ставят себе учебную задачу на следующий урок. Учебная задача: научиться согласовывать подлежащее и сказуемое. Выполняют «Задание из будущего» | | Дана оценка своей деятельности, поставлена учебная задача |
Этап 8. Домашнее задание |
Формулирует домашнее задание. Комментирует его при необходимости | Записывают домашнее задание. Задают вопросы на понимание | – | – |