СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными определительными»

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

Тема урока:

Сложноподчинённые

предложения

с придаточными

определительными

Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

 Татья́на Тэсс     Татьяна Николаевна Сосю́ра ( настоящее имя)  ( 1906  —  1983 ) — советская писательница, журналистка и  публицистка .

Татья́на Тэсс  

Татьяна Николаевна Сосю́ра

( настоящее имя)

( 1906  —  1983 ) — советская писательница, журналистка и  публицистка .

Готовимся к ОГЭ Голубая ель.  Мне рассказали недавно историю елке (1)которая была посаже..а в московском дворе.  Жильц.. (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.  И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, бе..помощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр..крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».  Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

Готовимся к ОГЭ

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю елке (1)которая была посаже..а в московском дворе.

Жильц.. (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, бе..помощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) (не)веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы пр..крепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

1. Определите стиль текста?  а) публицистичеcкий;  б) научный;  в) разговорный;  г) художественный 2. Определите тип речи? а) повествование с элементами описания; б) рассуждение; В) описание

1. Определите стиль текста?

а) публицистичеcкий;

б) научный;

в) разговорный;

г) художественный

2. Определите тип речи?

а) повествование с элементами описания;

б) рассуждение;

В) описание

Готовимся к ОГЭ Орфографический анализ. Задание №5 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н 2) жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы 3) прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение. 4) беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 5) не веря – частица с глаголом пишется раздельно

Готовимся к ОГЭ

Орфографический анализ. Задание №5

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н

2) жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы

3) прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение.

4) беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

5) не веря – частица с глаголом пишется раздельно

Проверим! Орфографический анализ. Задание №5 Самопроверка: 234 1) посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н 2) Жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы 3) прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение. 4) беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 5) не веря – частица с глаголом пишется раздельно

Проверим!

Орфографический анализ. Задание №5

Самопроверка: 234

1) посажена – в кратком страдательном причастии, образованном от глагола сов. вида, пишется две буквы Н

2) Жильцы - в окончании слова после Ц пишется буква ы

3) прискакать — правописание приставки определяется её значением —приближение.

4) беспомощно — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

5) не веря – частица с глаголом пишется раздельно

Готовимся к ОГЭ Пунктуационный анализ. Задание №3 Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые .  Мне рассказали недавно историю о елке (1) которая была посажена в московском дворе.  Жильцы (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.  И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) не веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».  Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

Готовимся к ОГЭ

Пунктуационный анализ. Задание №3

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые .

Мне рассказали недавно историю о елке (1) которая была посажена в московском дворе.

Жильцы (2) въехавшие в новый дом (3) посадили голубую (4) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель (5) не веря своим глазам. Смотрели с болью (6) содроганием (7) и гневом…На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(8) может быть (9) мимо него каждый день. И мертвая ель (10) как молчаливый укор совести (11) напоминает ему о содеянном поступке.

 Проверим!    Взаимопроверка: 1 2 3 5 6 8 9 10 11  Мне рассказали недавно историю о елке (,) которая была посажена в московском дворе.  Жильцы( , ) въехавшие в новый дом(, )посадили голубую ( ) серебристую ель.  И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель(, )не веря своим глазам. Смотрели с болью(, )содроганием ( ) и гневом…  На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».  Тот человек, который убил дерево, проходит(,) может быть(,) мимо него каждый день. И мертвая ель(,) как молчаливый укор совести(,) напоминает ему о содеянном поступке.

Проверим!

Взаимопроверка: 1 2 3 5 6 8 9 10 11

Мне рассказали недавно историю о елке (,) которая была посажена в московском дворе.

Жильцы( , ) въехавшие в новый дом(, )посадили голубую ( ) серебристую ель.

И вот однажды перед Новым годом елку кто-то срубил. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель(, )не веря своим глазам. Смотрели с болью(, )содроганием ( ) и гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Тот человек, который убил дерево, проходит(,) может быть(,) мимо него каждый день. И мертвая ель(,) как молчаливый укор совести(,) напоминает ему о содеянном поступке.

Повторим! Сложноподчиненное предложение – это такое предложение, части которого связаны друг с другом …….. союзами и …… словами.  Выберите правильный ответ  1. СПП состоят :  а) только из придаточных предложений;  в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.  2. Придаточное может стоять:  а) только после главного;  б) только перед главным;  в) перед главным, в середине главного и после главного предложения

Повторим!

Сложноподчиненное предложение – это такое предложение, части которого связаны друг с другом …….. союзами и …… словами.

Выберите правильный ответ

1. СПП состоят :

а) только из придаточных предложений; в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

2. Придаточное может стоять:

а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, в середине главного и после главного предложения

   определительные обстоятельственные    изъяснительные СПП

определительные обстоятельственные

изъяснительные

СПП

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными… Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

Тема урока:

Сложноподчинённые

предложения

с придаточными…

Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

Тема урока:

Сложноподчинённые

предложения

с придаточными

определительными

Слово «определительные» появляется после клика мышки на «Сложноподчинённые предложения с придаточными»

Цель урока: Познакомиться с сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.

Цель урока:

  • Познакомиться

с сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.

Задачи урока: научиться находить……………….; правильно задавать ……………. ; правильно расставлять…………; составлять …………………………….;

Задачи урока:

  • научиться находить……………….;
  • правильно задавать ……………. ;
  • правильно расставлять…………;
  • составлять …………………………….;

Задачи урока: научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение; правильно задавать вопрос ; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы;

Задачи урока:

  • научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение;
  • правильно задавать вопрос ;
  • правильно расставлять знаки препинания;
  • составлять схемы;

Кластер Вопрос к придаточной части задаётся от существительного Соединяется с главным союзными словами: Отвечает на вопрос КАКОЙ?  какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда  Придаточное стоит строго после определяемого слова СПП с придаточным определительными Между главной и придаточной частью ставится запятая Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом  В главной части могут быть указательные слова

Кластер

Вопрос к придаточной части задаётся от существительного

Соединяется с главным союзными словами:

Отвечает на вопрос КАКОЙ?

какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда

Придаточное стоит строго после определяемого слова

СПП

с придаточным определительными

Между главной и придаточной частью ставится запятая

Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом

В главной части могут быть указательные слова

Закрепим изученное  Докажите, что это СПП с придаточными определительными, используя кластер, начертите схемы предложений.  Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в московском дворе.  Тот человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

Закрепим изученное

Докажите, что это СПП с придаточными определительными, используя кластер, начертите схемы предложений.

Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в московском дворе.

Тот человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

Подводим итоги : № п/п Утверждение.  1  Верно  Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой? 2 неверно  Вопрос задаётся от придаточной части к главной. 3  Между главной и придаточной частью запятая не ставится. 4  В главной части сложноподчинённого предложения могут быть указательные слова. 5  Соединяется с главным союзными словами: 6  какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда  Можно поменять местами главное и придаточное предложения Верно Неверно Неверно Верно Верно Неверно

Подводим итоги :

п/п

Утверждение. 

1

Верно

Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой?

2

неверно

Вопрос задаётся от придаточной части к главной.

3

Между главной и придаточной частью запятая не ставится.

4

В главной части сложноподчинённого предложения могут быть указательные слова.

5

Соединяется с главным союзными словами:

6

какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда

Можно поменять местами главное и придаточное предложения

Верно

Неверно

Неверно

Верно

Верно

Неверно

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.  Цель : познакомиться  с сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.   Задачи урока:  научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение;  правильно задавать вопрос ;  правильно расставлять знаки препинания;  составлять схемы.

Тема урока:

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Цель : познакомиться с сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными.

Задачи урока:

  • научиться находить слово, к которому относится придаточное предложение;
  • правильно задавать вопрос ;
  • правильно расставлять знаки препинания;
  • составлять схемы.
Домашнее задание 1. упр. 107§ 22 2. С2. Сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл предложении текста  Т. Тэсс: «Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке?»

Домашнее задание

1. упр. 107§ 22

2. С2. Сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл предложении текста

Т. Тэсс: «Человек, который убил дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном поступке?»

Конструирование предложений  СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы. Задание : СПП заменить на простое предложение с причастным оборотом , а простое – на СПП с придаточным определительным. 1 вариант Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. 2 вариант Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в московском дворе.

Конструирование предложений

СПП с придаточными определительными могут иметь предложения-синонимы.

Задание : СПП заменить на простое предложение с причастным оборотом , а простое – на СПП с придаточным определительным.

1 вариант

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель.

2 вариант

Мне рассказали недавно историю о елке, которая была посажена в московском дворе.

 Проверим 1 вариант Жильцы, которые въехали в новый дом, посадили голубую серебристую елку.  2 вариант Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе.

Проверим

1 вариант

Жильцы, которые въехали в новый дом, посадили голубую серебристую елку.

2 вариант

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе.

     Придаточные определительные – это такие придаточные предложения, которые отвечают на вопрос какой?  Они относятся к имени существительному, присоединяются с помощью союзных слов:  какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Придаточные определительные – это такие придаточные предложения, которые отвечают на вопрос какой? Они относятся к имени существительному, присоединяются с помощью союзных слов: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Говори правильно А. С. Пушкин говорил:  «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет,- заменяя краткость причастия вялым оборотом».

Говори правильно

А. С. Пушкин говорил:

«Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет,- заменяя краткость причастия вялым оборотом».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!