СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

русский язык

 9 класс

Тема: СПП с придаточными определительными

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными определительными»

Предмет – русский язык

Класс – 9

Тема: СПП с придаточными определительными

Цели урока:

образовательные:

- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

- формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;

- закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

- закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;

развивающие:

- развить у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы ;

воспитательные:

- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока;

- воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного отношения к матери, чувства патриотизма.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал (текст), блок-схема.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Чему будет посвящён урок, вы сами определите в ходе работы.

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка.

В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, составьте схему СПП.

Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.

Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

Прош_л месяц (в)течении_ которого он ни разу (не)был у нас.

(Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Землю подсушил мороз, и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)

Третьим лишним здесь является СПП. Запишите его и постройте схему.

2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ

1. СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

2. Придаточное может стоять:

а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы: придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

- Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Мы должны научиться:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

IV. «Открытие» нового знания.

1. Анализ предложений.

- Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

(Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы)

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)

- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?

( Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

- Обратите внимание на предложения, что можете сказать об их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению?

( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета)

4. Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

- Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?

( Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной)

V. Первичное закрепление. В ходе работы заполняется блок-схема.

1. Вопросы для закрепления.

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

- Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

- Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

2. Анализ предложений.

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

в) Тот лед на реке, по которому ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой реке.

Начертите схемы предложений.

- Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?

Вывод учащиеся делают самостоятельно, и записывают в блок схему:

– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).




3. Заполнение блок-схемы: (распечатаны для каждого).


Отвечает на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?

Соединяется с главным союзными словами: какой, чей, который, кто, что, где.


Вопрос к придаточной части задаётся от слова (сущ.), а не от всей главной части.









Сложноподчинённое предложение

с придаточным определительным

Между главной и придаточной частью ставится запятая.


Придаточное стоит строго после определяемого слова.









В главной части могут быть указательные слова.

Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом






Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

VI. Самостоятельная работа

Учитель:

1) Перед вами текст из романа “Молодая гвардия” А.Фадеев. (тексты распечатаны для каждого учащегося).

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои!

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
- Определите основную мысль текста.
- Определите авторскую позицию. (Автор показывает своё отношение к матери)

- Какие средства художественной выразительности использует А.Фадеев? (эпитеты - чистые, святые руки; метафора – запавшие очи, сравнения – тихая и светлая, будто в ризах)
- Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы, которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные — шершавые.)

- Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным определительным, запишите его.

Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

2) №116

3). Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в переносном значении.

5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.

4)Словарная работа

- Во 2 -ой части ОГЭ в задании под №4 проверяются знания и умения по написанию приставок разных видов; сегодня мы вспомним приставки, правописание которых зависит от глухости или звонкости последующего согласного.


- О каких приставках идет речь? (приставки, оканчивающиеся на – з и –с).


Запись под диктовку: беззащитный – бессмертный, возглавить – воспеть, избрать – исправить, развлекать – раскупить;


- Запишите самостоятельно несколько слов, в которых правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.


! Запись слов с приставкой с- (скупить – сгубить, стащить – сдавить).



VII. Рефлексия

Домашнее задание.

1. Выучить § 22

2. Задание по выбору:

1. Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.

2. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.





Приложение 1

Блок-схема

СПП с придаточными определительными









Сложноподчинённое предложение

с придаточным определительным















_____________________________________________________________________________________

Блок-схема

СПП с придаточными определительными








Сложноподчинённое предложение

с придаточным определительным














Приложение 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!