СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спп с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спп с придаточными определительными»

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными УРОК В 9 КЛАССЕ

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

УРОК В 9 КЛАССЕ

ЦЕЛИ УРОКА  О1. Повторить сведения о синтаксисе простого и сложного предложений; О4. Составлять предложения с придаточными определительными;  О2. Определять особенности синтаксиса СПП с придаточным определительным; О5. Изменять предложения с причастным оборотом на СПП с придаточными определительными; О3. Научиться находить придаточные определительные в предложении; О6. Исправлять ошибки в предложениях.

ЦЕЛИ УРОКА

О1. Повторить сведения о синтаксисе простого и сложного предложений;

О4. Составлять предложения с придаточными определительными;

О2. Определять особенности синтаксиса СПП с придаточным определительным;

О5. Изменять предложения с причастным оборотом на СПП с придаточными определительными;

О3. Научиться находить придаточные определительные в предложении;

О6. Исправлять ошибки в предложениях.

Предложения Сложные Простые Союзные Бессоюзные Сложноподчиненные Сложносочиненные Связаны между собой Связаны между собой при помощи интонации, при помощи интонации и подчинительных союзов сочинительных союзов и союзных слов

Предложения

Сложные

Простые

Союзные

Бессоюзные

Сложноподчиненные

Сложносочиненные

Связаны между собой

Связаны между собой

при помощи интонации,

при помощи

интонации и

подчинительных союзов

сочинительных союзов

и союзных слов

ЧТО ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Распространите простые предложения одним-двумя определениями:   1. Я услышал новость. 2. Друг уехал к бабушке.

Распространите простые предложения одним-двумя определениями:

1. Я услышал новость.

2. Друг уехал к бабушке.

1. Я услышал удивительную новость.  2. Друг уехал к любимой бабушке.

1. Я услышал удивительную новость. 2. Друг уехал к любимой бабушке.

Что такое сложноподчиненное предложение? РАССКАЖИТЕ О СТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ.

Что такое сложноподчиненное предложение? РАССКАЖИТЕ О СТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ.

Сложноподчиненное предложение- это предложения, которые связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами.  В СПП одно простое (придаточное) зависит от другого (главного). От главного мы можем задать вопрос к придаточному.

Сложноподчиненное предложение- это предложения, которые связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами. В СПП одно простое (придаточное) зависит от другого (главного). От главного мы можем задать вопрос к придаточному.

1. Я старался отогнать тревожные мысли.  2. Мысли, тревожившие меня, не давали уснуть.  3. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.

1. Я старался отогнать тревожные мысли. 2. Мысли, тревожившие меня, не давали уснуть. 3. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.

Итак, придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в предложении; отвечают на вопрос КАКОЙ?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному ( иногда к словосочетанию «существительное+ указательное слово»).  Например: Я увидел лес, о котором мне рассказывали родители.

Итак,

придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в предложении; отвечают на вопрос КАКОЙ?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному ( иногда к словосочетанию «существительное+ указательное слово»).

Например:

Я увидел лес, о котором мне рассказывали родители.

Придаточные определительные присоединяются к главному предложению союзными словами: КТО, ЧТО, ЧЕЙ, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА. При этом в главном предложении могут стоять указательные слова ТОТ (ТА, ТО, ТЕ), ТАКОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ И ДР. Я вернулся в тот город, где был когда-то счастлив.  Придаточное определительное может находиться после или внутри главного предложения. Передо мной стоял дом, о котором я много слышал.  Дом, о котором я много слышал, стоял передо мной.

Придаточные определительные присоединяются к главному предложению союзными словами: КТО, ЧТО, ЧЕЙ, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА.

При этом в главном предложении могут стоять указательные слова ТОТ (ТА, ТО, ТЕ), ТАКОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ И ДР.

Я вернулся в тот город, где был когда-то счастлив.

Придаточное определительное может находиться после или внутри главного предложения.

Передо мной стоял дом, о котором я много слышал.

Дом, о котором я много слышал, стоял передо мной.

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого имени существительного.   ЗАПОМНИТЕ!!!

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого имени существительного.

ЗАПОМНИТЕ!!!

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.УКАЖИТЕ ГЛаВНУЮ И ПРИДАТОЧНУЮ ЧАСТИ. НАЧЕРТИТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ В ДОМЕ, КОТОРЫЙ СТОЯЛ НА ОКРАИНЕ ГЛУХОЙ ДЕРЕВЕНЬКИ. В ДОМЕ, ЧТО СТОЯЛ НА КРАЮ СЕЛА, ЖИЛИ ДВЕ СТАРУШКИ. ДОМ, ОТКУДА МЫ ВЫШЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ПРОЧНОЕ КАМЕННОЕ СТРОЕНИЕ.

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.УКАЖИТЕ ГЛаВНУЮ И ПРИДАТОЧНУЮ ЧАСТИ. НАЧЕРТИТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  • МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ В ДОМЕ, КОТОРЫЙ СТОЯЛ НА ОКРАИНЕ ГЛУХОЙ ДЕРЕВЕНЬКИ.
  • В ДОМЕ, ЧТО СТОЯЛ НА КРАЮ СЕЛА, ЖИЛИ ДВЕ СТАРУШКИ.
  • ДОМ, ОТКУДА МЫ ВЫШЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ПРОЧНОЕ КАМЕННОЕ СТРОЕНИЕ.
МОЖНО ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ ВО 2 и 3-ЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЗАМЕНИТЬ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ СОЮЗНОГО СЛОВА КОТОРЫЙ ?

МОЖНО ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ ВО 2 и 3-ЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЗАМЕНИТЬ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ СОЮЗНОГО СЛОВА КОТОРЫЙ ?

ЯВЛЯюТСЯ ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ СИНОНИМИЧНЫМИ?

ЯВЛЯюТСЯ ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ СИНОНИМИЧНЫМИ?

Исправьте ошибки в предложениях 1. Любимые произведения должны быть у человека, к которым он обращается неоднократно. 2. Море я видел первый раз в жизни, которое бурлило и пенилось. 3. Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.

Исправьте ошибки в предложениях

1. Любимые произведения должны быть у человека, к которым он обращается неоднократно.

2. Море я видел первый раз в жизни, которое бурлило и пенилось.

3. Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.

Проверяем У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно. Я первый раз в жизни видел море, которое бурлило и пенилось. На пригорке стоял дом, который смотрел окнами на речку.

Проверяем

  • У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно.
  • Я первый раз в жизни видел море, которое бурлило и пенилось.
  • На пригорке стоял дом, который смотрел окнами на речку.
Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод. Критерии СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ. РАЗЛИЧИЕ СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ. СХОДСТВО

Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод.

Критерии

СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.

РАЗЛИЧИЕ

СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.

СХОДСТВО

Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод. Критерии СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ. РАЗЛИЧИЕ СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ. Это простое предложение, осложнённое причастным оборотом. СХОДСТВО  У этих предложений один и тот же смысл Это СПП с придаточным определительным.

Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод.

Критерии

СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.

РАЗЛИЧИЕ

СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.

Это простое предложение, осложнённое причастным оборотом.

СХОДСТВО

У этих предложений один и тот же смысл

Это СПП с придаточным определительным.

СПП с придаточными определительными можно заменить простыми предложениями с обособленными членами, выраженными причастными оборотами. ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ СИНОНИМИЧНЫМИ, ТАК КАК ОНИ СХОЖИ ПО СМЫСЛУ. Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.

СПП с придаточными определительными можно заменить простыми предложениями с обособленными членами, выраженными причастными оборотами. ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ СИНОНИМИЧНЫМИ, ТАК КАК ОНИ СХОЖИ ПО СМЫСЛУ. Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.

Упражнение 40,стр. 42  дом – это не стены и потолки, не просто вещи, обычаи и домашние праздники. Это прежде всего люди, его населяющие, мир дружной семьи, легко обрастающей тесными знакомствами, доверчиво принимающий всякого, кто нажмет кнопку звонка. Настоящий дом - это мир дружб, лёгких влюблённостей, предрасположенности к добру.

Упражнение 40,стр. 42 дом – это не стены и потолки, не просто вещи, обычаи и домашние праздники. Это прежде всего люди, его населяющие, мир дружной семьи, легко обрастающей тесными знакомствами, доверчиво принимающий всякого, кто нажмет кнопку звонка. Настоящий дом - это мир дружб, лёгких влюблённостей, предрасположенности к добру.

1. Определите тип данного текста;  2. замените, если это возможно, определения, выраженные причастными оборотами, придаточными определительными с союзным словом который .  3. Как вы думаете, дом- это материальная или духовная ценность в понимании автора?  4. Определите значения слова дом .

1. Определите тип данного текста; 2. замените, если это возможно, определения, выраженные причастными оборотами, придаточными определительными с союзным словом который . 3. Как вы думаете, дом- это материальная или духовная ценность в понимании автора? 4. Определите значения слова дом .

Словарная работа Жилое (или для учреждения) здание;  Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.  Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. 4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. 5. Династия, род.

Словарная работа

  • Жилое (или для учреждения) здание;
  • Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
  • Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.

4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.

5. Династия, род.

Составьте текст-рассуждение (4-5 предложений) на одну из тем:   1. «Без дома человек пуст»   2. Мой дом- моя крепость»

Составьте текст-рассуждение (4-5 предложений) на одну из тем: 1. «Без дома человек пуст» 2. Мой дом- моя крепость»

Дополните предложения придаточными определительными, используя следующие союзные слова: который, когда, что, откуда, где 1 ряд. МЫ ПОДОШЛИ К СТАРИННОМУ ДОМУ, …….. 2 ряд. МЫ ВСТРЕТИЛИ ЗНАКОМОГО, ……………… 3 ряд. МОИ ДРУЗЬЯ ОБРАДОВАЛИСЬ В ТУ МИНУТУ, ………………….

Дополните предложения придаточными определительными, используя следующие союзные слова: который, когда, что, откуда, где

1 ряд. МЫ ПОДОШЛИ К СТАРИННОМУ ДОМУ, ……..

2 ряд. МЫ ВСТРЕТИЛИ ЗНАКОМОГО, ………………

3 ряд. МОИ ДРУЗЬЯ ОБРАДОВАЛИСЬ В ТУ МИНУТУ, ………………….

КАКУЮ ТЕМУ ИЗУЧАЛИ СЕГОДНЯ? КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗВАЛИ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ИЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ? ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ?
  • КАКУЮ ТЕМУ ИЗУЧАЛИ СЕГОДНЯ?
  • КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗВАЛИ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ИЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ?
  • ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ?
Домашнее задание Упражнение 41, страница 43. В предложениях выделить грамматические основы. Составить схемы 2-х предложений (по выбору).

Домашнее задание

Упражнение 41, страница 43.

В предложениях выделить грамматические основы. Составить схемы 2-х предложений (по выбору).