Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
УРОК В 9 КЛАССЕ
ЦЕЛИ УРОКА
О1. Повторить сведения о синтаксисе простого и сложного предложений;
О4. Составлять предложения с придаточными определительными;
О2. Определять особенности синтаксиса СПП с придаточным определительным;
О5. Изменять предложения с причастным оборотом на СПП с придаточными определительными;
О3. Научиться находить придаточные определительные в предложении;
О6. Исправлять ошибки в предложениях.
Предложения
Сложные
Простые
Союзные
Бессоюзные
Сложноподчиненные
Сложносочиненные
Связаны между собой
Связаны между собой
при помощи интонации,
при помощи
интонации и
подчинительных союзов
сочинительных союзов
и союзных слов
ЧТО ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?
Распространите простые предложения одним-двумя определениями:
1. Я услышал новость.
2. Друг уехал к бабушке.
1. Я услышал удивительную новость. 2. Друг уехал к любимой бабушке.
Что такое сложноподчиненное предложение? РАССКАЖИТЕ О СТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ.
Сложноподчиненное предложение- это предложения, которые связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами. В СПП одно простое (придаточное) зависит от другого (главного). От главного мы можем задать вопрос к придаточному.
1. Я старался отогнать тревожные мысли. 2. Мысли, тревожившие меня, не давали уснуть. 3. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.
Итак,
придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в предложении; отвечают на вопрос КАКОЙ?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному ( иногда к словосочетанию «существительное+ указательное слово»).
Например:
Я увидел лес, о котором мне рассказывали родители.
Придаточные определительные присоединяются к главному предложению союзными словами: КТО, ЧТО, ЧЕЙ, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА.
При этом в главном предложении могут стоять указательные слова ТОТ (ТА, ТО, ТЕ), ТАКОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ И ДР.
Я вернулся в тот город, где был когда-то счастлив.
Придаточное определительное может находиться после или внутри главного предложения.
Передо мной стоял дом, о котором я много слышал.
Дом, о котором я много слышал, стоял передо мной.
Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого имени существительного.
ЗАПОМНИТЕ!!!
ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.УКАЖИТЕ ГЛаВНУЮ И ПРИДАТОЧНУЮ ЧАСТИ. НАЧЕРТИТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ В ДОМЕ, КОТОРЫЙ СТОЯЛ НА ОКРАИНЕ ГЛУХОЙ ДЕРЕВЕНЬКИ.
- В ДОМЕ, ЧТО СТОЯЛ НА КРАЮ СЕЛА, ЖИЛИ ДВЕ СТАРУШКИ.
- ДОМ, ОТКУДА МЫ ВЫШЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ПРОЧНОЕ КАМЕННОЕ СТРОЕНИЕ.
МОЖНО ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ ВО 2 и 3-ЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ЗАМЕНИТЬ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ СОЮЗНОГО СЛОВА КОТОРЫЙ ?
ЯВЛЯюТСЯ ЛИ СРЕДСТВА СВЯЗИ СИНОНИМИЧНЫМИ?
Исправьте ошибки в предложениях
1. Любимые произведения должны быть у человека, к которым он обращается неоднократно.
2. Море я видел первый раз в жизни, которое бурлило и пенилось.
3. Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.
Проверяем
- У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно.
- Я первый раз в жизни видел море, которое бурлило и пенилось.
- На пригорке стоял дом, который смотрел окнами на речку.
Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод.
Критерии
СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.
РАЗЛИЧИЕ
СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.
СХОДСТВО
Прочитайте предложения и сравните, в чём они схожи и чем различны? Сделайте вывод.
Критерии
СЛОВО, СКАЗАННОЕ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.
РАЗЛИЧИЕ
СЛОВО, КОТОРОЕ СКАЗАЛИ С ЛЮБОВЬЮ, НЕ ЗАБУДЕТСЯ.
Это простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
СХОДСТВО
У этих предложений один и тот же смысл
Это СПП с придаточным определительным.
СПП с придаточными определительными можно заменить простыми предложениями с обособленными членами, выраженными причастными оборотами. ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ СИНОНИМИЧНЫМИ, ТАК КАК ОНИ СХОЖИ ПО СМЫСЛУ. Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.
Упражнение 40,стр. 42 дом – это не стены и потолки, не просто вещи, обычаи и домашние праздники. Это прежде всего люди, его населяющие, мир дружной семьи, легко обрастающей тесными знакомствами, доверчиво принимающий всякого, кто нажмет кнопку звонка. Настоящий дом - это мир дружб, лёгких влюблённостей, предрасположенности к добру.
1. Определите тип данного текста; 2. замените, если это возможно, определения, выраженные причастными оборотами, придаточными определительными с союзным словом который . 3. Как вы думаете, дом- это материальная или духовная ценность в понимании автора? 4. Определите значения слова дом .
Словарная работа
- Жилое (или для учреждения) здание;
- Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
- Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.
4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
5. Династия, род.
Составьте текст-рассуждение (4-5 предложений) на одну из тем: 1. «Без дома человек пуст» 2. Мой дом- моя крепость»
Дополните предложения придаточными определительными, используя следующие союзные слова: который, когда, что, откуда, где
1 ряд. МЫ ПОДОШЛИ К СТАРИННОМУ ДОМУ, ……..
2 ряд. МЫ ВСТРЕТИЛИ ЗНАКОМОГО, ………………
3 ряд. МОИ ДРУЗЬЯ ОБРАДОВАЛИСЬ В ТУ МИНУТУ, ………………….
- КАКУЮ ТЕМУ ИЗУЧАЛИ СЕГОДНЯ?
- КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗВАЛИ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС ИЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ?
- ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ?
Домашнее задание
Упражнение 41, страница 43.
В предложениях выделить грамматические основы. Составить схемы 2-х предложений (по выбору).