СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями (2-й урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучащиюхся 4 класса   базового уровня изучения предмета русский язык, обучающихся по образовательной программе «Начальная школа ХХI век». 

Базовый учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.123-126;

     Урок относится к теме «Спряжение глагола», в системе уроков № 2 «Спряжение глагола с безударным личным окончанием», что определяет тип урока - урок открытия новых знаний.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями (2-й урок)»



Урок учебного предмета «русский язык» 4 класс


Тема урока

 

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями (2-й урок)


Тип урока


Урок открытия новых знаний

Используемая

технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Цель: Создать условия для раскрытия способов определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Задачи:

предметные: создать условия для развития у обучающихся умения определять спряжение глаголов с безударными окончаниями;

использовать при выполнении упражнений знания определения спряжения глаголов с ударными окончаниями.

метапредметные: создать условия для развития у обучающихся:

  • умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и дополнительную литературу; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД);

  • умения работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

  • умения совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (личностный результат).


Основные понятия


Начальная и личная формы глагола, спряжение глагола, личные окончания глаголов, ударное и безударное личное окончание.

Метапредметные

связи

Математика

Ресурсы

 Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.123-126;

АРМ учителя, интерактивная доска, «Таблица З-Х-У».


Используемые методы, приёмы

Поисковый, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

«Верные и неверные утверждения», «таблица – З-Х-У», чтение с пометками – «инсерт», мозговой штурм



Этапы урока,

целевые ориентиры

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников и возможные варианты ответов


Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

ВЫЗОВ

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговорить правила поведения на уроке.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– С каким настроением мы начинаем урок?


– Что нужно сделать тем, у кого настроение не рабочее?

Проговаривают стихотворение, отвечают на вопросы.


– С рабочим.



– Находим плюсы в работе.

- Вспоминаем свои успехи.

- Если устанем - отдохнем.


К-планирование учебного сотрудничества.

П-учебно-познава- тельная мотивация.

Л-самоопределение.



II. Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока

(10 мин.)

Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока с использованием приёма «Верные и неверные утверждения» с занесением в «Таблицу З-Х-У».

1. Чтение стихотворения. Демонстрация на интерактивной доске.

Приложение 1.

О. Молотков “Человеческая комедия”





2. Социологический опрос « Роль глагола в речи»

Приложение 2.













3. Актуализация опыта ученика. Демонстрация на интерактивной доске.

Оценивание знаний в «Таблице З-Х-У»

Приложение 3


Выявить базовый уровень знаний по теме урока.


3. Стадия вызова -выход на проблему.

Приём «Верные и неверные утверждения».

Приложение 4.

Таблица для заполнения.

Приложение 5


Организует фронтальную работу

– Понравилось вам это стихотворение? Почему? В чем его особенность? Что в нем не хватает?

- Нужны ли глаголы?

- Проведём небольшой социологический опрос «Какова роль глагола в речи?»


Организует фронтальную работу

- Нужно выбрать один из предложенных ответов на данный вопрос или написать свой ответ.

1. Глаголы помогают передать движение.

2. Глаголы помогают почувствовать состояние.

3. Глаголы оживляют речь, помогают точно передать смысл.

…..


Слушает ответы учеников по теме урока, подводит к обобщению имеющихся базовых знаний по теме урока.









Создаёт проблемную ситуацию.

- Перед вами лежат таблицы. Вопросы вы видите на экране. Вам нужно заполнить лист индивидуально. Если согласны с утверждением, то во 2-й колонке поставьте знак «+», если нет, то «-».


Организует работу в группе.

- Проверим наши ответы, не ошиблись ли мы в предположениях?

- По каким вопросам мнение разошлось?




- Почему?


- Значит, какую тайну о спряжении глаголов мы должны открыть на уроке?



Организует работу по заполнению 2-й колонки «Таблицы З-Х-У»



Отвечают на вопросы









Ученики-социологи проводят опрос, анализируют ответы, показывают результаты на диаграмме











Формулируют ответы с помощью слов-направляющих. Оценивают свои знания в «Таблице З-Х-У»








Слушают утверждения и заполняют таблицу.









Собираются в группе и проверяют свои ответы.




- Разошлось мнение по определению спряжения глаголов убираете, крикнем, поздравляешь, сломает.

- Не слышим четко окончание, оно безударное.

- Должны узнать, как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.


Заполняют таблицу. Читают получившиеся записи.

Развитие умения работать с диаграммой

П- слушать и объяснять информацию; сравнивать выводы, выделять различия.

К-умение аргументировать своё предложение.




П-составление целого из частей, самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов.

Р-внесение необходимых корректив и способов действия в расхождении с эталоном.

К-оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
















П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Р-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.









П-самостоятельный поиск способов решения и выхода из проблемной ситуации.


Р-выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ОСМЫСЛЕНИЕ

IV. Открытие нового знания (13 мин.).

Цель: организовать совместное открытие нового знания.


1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу «инсерт».

Приложение 6.


















2. Составление памятки по определению спряжения глагола.



3. Организация игры-штурм «Узнай спряжение».

Учебник стр. 126, упр.3















Предлагает опорный текст по теме, организует процессы чтения, понимания.

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Всё ли понятно? Какие появились вопросы?


Организует фронтальную работу по обобщению тео-

ретических знаний.

– Сделайте выводы о том, как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием








Организует групповую работу по составлению памятки по определению спряжения глагола.



Организует парную работу по распределению глаголов по группам:

1 группа - спряжение глаголов определяется по ударному окончанию,

2 группа – спряжение глаголов определяется по начальной форме,

3 группа – глаголы-исключения











Включаются в процесс чтения, делая пометки.


Называют новые сведения, которые узнали.

Уточняют непонятную информацию.

Делают вывод.



- Поставить глагол в начальную форму: если глагол оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения. Если глагол не оканчивается на –ить, то это глагол 1 спряжения. Кроме этого, не забывать о глаголах исключениях.


Работают в группе над составлением памятки.





Обсуждают в паре способ определения спряжения глагола и прикрепляют слово в нужную группу.
















Определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

П-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя все виды текстовой информации. Р-принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания.


П-структурирование и теоретическое обобщение знаний.

К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.






К-интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.


Р-предвосхищение результата и уровня знаний.

Выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П-подведение под понятие.

V. Физминутка

(1 мин.)



Р-принимать учебную задачу и выполнять действия



Организует «мозговой экспресс - штурм» после проведения физминутки.

- Глаголы с личным ударным окончанием на –ат, -ят, глаголы …….?

- Начальную форму глагола находят при определении спряжения ……

Оперативно отвечают на вопросы.




- 2 спряжения.

- глаголов с безударным личным окончанием.

……

П- развитие внимания, памяти.


VI. Применение нового знания (10 мин.).

Цели:

– организовать самостоятельную работу по применению новых знаний, используя ИКТ;

– организовать самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.



1. Работа с учебником.

Упр. 2 стр. 125






Работа в парах.


Взаимопроверка, исправление ошибок.


Самооценка по алгоритму.

Организует выполнение самостоятельной работы по определению спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

- Какие трудности вы встретили при выполнении этого задания?

Организует работу в парах

Организует взаимопроверку.

- Друг другу продиктуйте глаголы 1 спряжения, потом 2-го.


Организует самооценку, по предложенному алгоритму «Продолжи предложение»:

–У меня получалось …

–Я испытал затруднения…

–Легче было …

–Оцениваю себя …


Работают по учебнику, читают задание, определяют спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Задают вопросы, если встретили затруднения.



Выполняют взаимопроверку с другими парами, сравнивают результат.



Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки.

Использовать при выполнении упражнения знания определения спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями


К-участвовать в обсуждениях.

Понятно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении упражнения.

П-самостоятельный поиск способов решения

Р-выполнять учебные действия

К-работать консультантом и помощником для других ребят;

работать с консультантами и помощниками в своей паре, группе.

Л-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.


Р-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

РЕФЛЕКСИЯ

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.



Рефлексия.




Организует рефлексию по пройденному материалу, используя приём «Таблица З-Х-У»»


– Какое новое знание открыли?

– Используя «Таблицу» и памятку, расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.



Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания.



– Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.



Р-участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осознание качества и уровня усвоения.

П-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.


VIII. Домашнее задание

(1 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Повторить памятку по определению спряжения глаголов с ударным и безударным личным окончанием

Объясняет домашнее задание.


Слушают задание, внутреннее осмысление, задают вопросы.


К-слушать и понимать речь других.






Приложение 1

Мама, сказка, каша, кошка,
Книжка, яpкая обложка.
Буpатино, Каpабас,
Ранец, школа, пеpвый класс…
О.Молотков











Приложение 2


1. Глаголы помогают передать движение.

2. Глаголы помогают почувствовать состояние.

3. Глаголы оживляют речь, помогают точно передать смысл.

…..











Приложение 3


Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)

1.Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. □

2. Глаголы бывают I и II спряжения. □

3. Глаголы I спряжения имеют окончания -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (-ют)

4.Глаголы II спряжения имеют окончания -им, -ишь, -ите, - ит, -ат (-ят)

































Приложение 4


Верите ли вы что….

…глагол „жив[у]т“ относится к I спр.?

…глагол „шал[и]шь“ относится ко II спр.?

..глагол „убира[и]те“ относится ко II спр.?

…глагол „крикн[и]шь“ относится к I спр.?

…глагол „кле[и]шь“ относится ко II спр.?

…глагол „слома[и]т“ относится к I спр.?




Приложение 5


1

2

3

4

5

6

























Приложение 6

Отметь информацию в тексте, используя следующие знаки:

v - мне известно;

+ - новое;

? - не понял.

Спряжение глаголов в русском языке это изменение формы глаголов по числам и лицам.□ Спряжение относится к постоянным грамматическим признакам глагола. □ В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. □ По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами: □

  • По ударным личным окончаниям глаголов; □

  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу неопределенной формы. □


Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. □ Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке. □


Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать начальную форму глагола□ и по суффиксу начальной формы определить спряжение глагола. □

Глаголы II спряжения:

- все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить);

- 4 глагола, начальная форма которых оканчивается на –ать:

гнать, дышать, держать, слышать;


- 7 глаголов, начальная форма которых оканчивается на –еть:

вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

Глаголы I спряжения – все остальные + брить, стелить.


Комментарии к уроку

Данный урок предназначен для обучащиюхся 4 класса базового уровня изучения предмета русский язык, обучающихся по образовательной программе «Начальная школа ХХI век».

Базовый учебник: Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.123-126;

Урок относится к теме «Спряжение глагола», в системе уроков № 2 «Спряжение глагола с безударным личным окончанием», что определяет тип урока - урок открытия новых знаний.

Цель урока: Создать условия для раскрытия способов определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Основа урока – технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Основные положения этой технологии предполагает следующие задачи обучения:

- научить умению мыслить критически;

- научить умению работать с текстом (научным);

- создавать собственные творческие работы;

- при встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.

Ученики включились в активный мыслительный процесс в течении трех фаз:

  1. Фаза вызова – учащиеся вспомнили то, что они уже знают по проблеме и систематизируют эту информацию. Для этого использовался прием «мозговая атака», а в последствии, заполнение первых двух колонок таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал».

  2. На фазе осмысления ученики работали с текстом, чтобы, используя приемы активного чтения, получить новую информацию по проблеме, точки зрения на ее решение. Использовали при этом прием INSERT. Для систематизации материала использовался графический приём «Кластер»а-памятки, который побуждал к размышлениям, к обмену мнениям по определению спряжения глаголов.

  3. На фазе рефлексии ученики систематизировали и укрепили свои знания, внесли необходимые уточнения, сформулировав свои знания в третьей колонке таблицы «Знаю-Хочу узнать -Узнал».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя