Объяснительно-иллюстративный | Относится к традиционным методам обучения. Преподаватель может преподнести большее количество информации для большой аудитории слушателей. Применение наглядных пособий позволяет визуализировать услышанную информацию и лучше её понять и запомнить. Мозговая деятельность студента направлена только на усвоение и запоминание излагаемого материала, ему не надо самому размышлять над поставленной перед ним задачей. Его задача состоит лишь в том, чтоб внимательно слушать преподавателя, запоминать новый материал. | Не вся аудитория студентов вовлечена в процесс обучения, преподавателю сложно определить все ли понятно студентам, в связи с тем, что передача информации идет в одном направлении. Так как объем знаний усреднен, т.е. рассчитан на «среднего» по степени интеллектуальных возможностей студента, не всем процесс познания нового материала становится интересен. Сильным студентам уже не интересен, а слабым- еще. Преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания, студенты часто «засыпают» на лекциях. Умственная деятельность в этом случае на уровне узнавания, а уровень знания – «знание-знакомство» |
Метод проблемного изложения | Преподаватель обозначает проблематику и задачи темы, тем самым вовлекая в процесс всех, или большинство, студентов. Ставя перед обучаемыми цели, он тем самым пробуждает интерес к теме занятия и усвоение нового материла происходит активно, в отличие от объяснительно-иллюстративного метода. Занятие может носить элементы спора, беседы, дискуссии. Здесь присутствует двусторонняя передача информации. Умственна деятельность на уровне применения, а уровень знания- «знание-умение». Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. | Этот метод рассчитан на более инициативных, заинтересованных в получении новых знаний, студентов. Более «слабые» учащиеся, даже каким-то образом вовлеченные в беседу, могут не понимать сути и смысла новой темы. Им приходится «зубрить» материал, чтоб не сильно выделяться на общем фоне. А такое запоминание не приводит к продуктивному и плодотворному применению полученных знаний на практике, так как «заученная», но не понятая информация, не подлежит долговременной памяти. Следовательно, слабым или ленивым студентам этот метод сложен. |