СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность - это способность человека понимать и писать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, учавствовать в социальной жизни. 

                                                                                                                                                  PISA 2018г

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения"»

Из опыта работы

Баглык Валентина Степановна

Учитель начальных классов

МАОУ НШ п Харп

val-[email protected]

+7 908-862-30-67


ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Рассматриваются приёмы формирования читательской грамотности как основного компонента функциональной грамотности.

Ключевые слова

Функциональная грамотность, читательская грамотность, приёмы и методы, работа со словом, «диалог с автором», читательский интеллект.

Понятие «функциональная грамотность» сегодня прочно вошло в практику педагогов. Поэтому каждый учитель понимает её значимость и необходимость. Под функциональной грамотностью мы понимаем «способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [1].

Важно отметить, что важным и базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». [2].

Раскрыв понятия «функциональная грамотность», «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на один из основных компонентов функциональной грамотности, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстом.

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является умение работать с разными источниками информации, то научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». И особенно важно обучать детей чтению, которое обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста. Приемы, которые я использую на уроках чтения, опираются на законы читательской деятельности.

Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает использование разнообразных приемов, поэтому работу по ее формированию можно разделить на несколько блоков:

1. Работа со словом.

2. Применение метода «ведение диалога с автором».

3. Развитие читательского интеллекта (воображения, мышления). [3].

Для успешной работы важно придерживаться следующих принципов:

Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на разных текстах.

Во-вторых, детям в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы, то есть поработать над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимопроверки и самоконтроля.

1.Работа со словом

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

  1. работа с незнакомыми словами;

  2. работа со «словами - ключиками»;

  3. работа со словами образами.

  1. Работа с незнакомыми словами.

В текстах часто встречаются слова, которые не знакомы или не совсем понятны для обучающихся. Если не обращать внимание на такие слова, то для ребёнка может стать непонятным не только слово, но и даже целый рассказ. Что же делать? Во-первых, иногда сама книга помогает читателю, давая подсказку, а мы называем это понимание «между строк». Во-вторых, если такой подсказки нет, нужно научить детей спрашивать о таких словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в словаре.

Например: Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.

Ах, если бы слоны

Носили бы

Штаны –

Какие бы материи

Были им нужны?

Никак не маркизет

И не батист, нет-нет!

Чертова кожа,

Рогожа

И вельвет!

(Б. Заходер)

Маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных слов. Постепенно обучающиеся привыкают во время чтения подчёркивать такие слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

  1. Работа с ключевыми словами.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

Например:

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.[4].

  1. Работа со словами - образами.

Слова-образы – это слова, в которых срываются секреты красоты текста. Знакомство с этими словами начинается с понятия о сравнении. При этом важно учить детей обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов. Здесь имеет место также работа с многозначными словами, фразеологизмами.

Работа с многозначными словами.

Например: Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

(Б. Рябинин)

Кто же был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

2. Применение метода «ведение диалога с автором», технология продуктивного чтения.. [4].

Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются смысловое чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения - этап «диалога с автором». В процессе чтения делаются остановки, где дети самостоятельно задают вопросы автору и самостоятельно отвечают, прогнозируют ответы, проверяя ответы с мнением автора. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов.

Третий этап - работа с текстом после чтения. Этап на котором формируется главная мысль текста, раскрывается замысел автора. Осуществляется смысловая беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов, знакомство с писателем. [4].

3. Развитие читательского интеллекта.

Развитие читательского интеллекта предполагает работу над творческим мышлением. Для развития творческого мышления можно использовать различные задания на развитие воображения, памяти, мыслительных операций.

Например:

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

2. Прочитай слова только по первым слогам.

канат лентяй дача рисунок
сани ракета фантазия

3. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. (солнце)

Позже можно использовать более сложные задания, например: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения,

3.Прочитай предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил.

(рассказ по предложению)

Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Так же, во время уроков выполняются различные творческие задания, а это работа с иллюстрациями, картинами художников, их рассматривание и анализ, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг.

Для развития функциональной грамотности на уроках использую разнообразные методы и приемы: толстые и тонкие вопросы, синквейн, кластер, уголки, мозговой штурм, работа с таблицей, проекты, исследовательские работы, метод кейсов.

Применение такой работы на протяжении четырёх лет делает уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку из большого объема информации определить нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Работа по формированию читательской грамотности требует от учителя не только глубокой подготовки, но огромного желания, сил и уверенности.

Список литературы

  1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения./Н.Г. Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. – 2020.

  2. Аналитический отчёт по результатам проведения международного сравнительного исследования качества образования PISA – 2018 в Московской области. – М., 2020. – URL: https://mo.mosred.ru/download/document/6818588.

  3. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению./Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол//учебное пособие для вузов, 2-ое издание, исправленное и дополненное. – М. «Юрайт», 2019. https://aplatovaelena.ucoz.net/dlja_vas-kollegi-metod.literatura-svetlovskaja-pdf.pdf

  4. Прийомы технологии продуктивного чтения. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruFRyx-K5RlZt8h3ZaM-j9tJRG0AXgVkQMdHrVcw0Y-_yfJTl93wQwwLJiEsrU8ELXaviCFoUnwstUNkk1Ky2mYOc4A8WFmcwnIodjvwQiZ-m4yQ9t8Po7y0a_JyJ_eCjzQ%3D%3D%3Fsign%3Dp5wD8CMOTt5WGgM31CG4329wdVdPx39RsQve1o8sONk%3D&name=priyomy_tehnologii_produktivnogo_chteniya_0.docx

  5. Шиндлер И.В. Технология продуктивного чтения. https://урок.рф/library/tehnologiya_produktivnogo_chteniya_132036.html

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!