СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Диалог на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог – это ситуация смысла ценностей, закрепление их в переживаниях, отличается от вопрос – ответных отношений на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Диалог на уроках литературы"»

Значение диалога на уроках литературы


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования чётко прописаны личностные характеристики выпускника. Большое внимание уделено именно личностным результатам освоения основной образовательной программы. Как достичь результата в такой, казалось бы, хрупкой, области человеческого сознания? Известно, что обучение строится по трем типам: «ответ – ответ», «вопрос – ответ», «вопрос – вопрос». Обучение по типу «вопрос – вопрос» наиболее соответствует задачам гуманитаризации образования. Теоретические основы данного типа обучения проработаны Л.С. Выготским. Такое обучение ориентировано на поиск ответов, стремление понять движение к ответу, понять сами ответы. Но поиск ответов на вопросы, которые стоят перед человеком и человечеством, невозможен без использования диалоговых форм общения. А потому и каждый школьный урок, как кусочек жизни, должен быть диалогичным. Выдающийся литературовед, психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична… Жить значит вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В этом человек участвует весь и всею жизнью: губами, руками, душой, всем телом, поступками». Диалог – это жизнедеятельность участников, их переживания, взаимодействие на диалогической основе. Но существует другая проблема – проблема понимания, т.е. искусство говорения на языке внутреннего «Я». Диалог – цель результата и содержания образования, он сам по себе образовательная технология. Диалог – это ситуация смысла ценностей, закрепление их в переживаниях, отличается от вопрос – ответных отношений на уроке. В диалоге передаётся не только информация о предмете разговора, но и о беседующих, об их поведении и внутреннем состоянии. Участники диалога – партнёры по живому событию. В центре диалогической ситуации – личность в своей самобытности и уникальности, диалог состоится только при условии полноты проявления личностных функций обучающихся (критичность, самооценивание, определение смысла вещей, построение собственной картины мира). Педагогика в целом может быть успешной только в том случае, если станет педагогикой диалога. Сегодня надо рассматривать диалог как способ познания действительности и одновременно как особую дидактико-коммуникативную среду, которая бы обеспечивала субъективно-смысловое общение, рефлексию самореализацию личности. Диалог – это форма интеллектуального и речевого общения, в процессе которого выявляются либо одинаковое, либо различное понимание собеседниками обсуждаемой темы. На этом основании можно говорить, что диалог есть взаимодействие смысловых позиций. Смысл – это проблема, вокруг которой ведётся работа всех участников диалога. Проблема – это попытка исследовать позиции авторского смысла. Смыслообразование – личный опыт обучающегося, осознание своего места в общей культуре. Диалог является основной формой образования такого смысла, способом образования пространства. Таким образом, содержание образования – это движение, проектирование смыслодеятельности. В заключении хочется добавить, что технология диалога способствует достижению планируемых результатов освоения ООП по литературе.