СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение. Рифма. Ритм. Виды рифмы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературе на тему "Рифма, её виды"

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение. Рифма. Ритм. Виды рифмы»

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

(5 класс литература)


Цели урока: 

  1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; дать понятие ритма; познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей; научить различать стихотворный и прозаический тексты; научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

  2. Развивать память, речь, воображение и мышление

  3. Воспитывать интерес к слову, к поэзии.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания. 

  3. Основная часть


1.Слово учителя 
- Наша речь организована двумя способами: стихи и проза.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?


2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
• Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)



А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? Почему? (Второй текст звучит ритмично)
• В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
• Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
В стихе это ударный и безударный слоги.
• Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

-Что такое рифма? ( Это созвучие на концах стихотворных строк.)

-Чем отличается стихотворная речь от прозы?

В стихах мы имеем в виду ритмическое, логическое ударение. Иные слова могут, в отличие от лексического, быть его лишены.


Чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: 
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. 
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик. 
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка. 
- Это надо проверить, - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма? 
- Рифма? Нет, не знаю. 
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял? 
- Понял. 
- Ну, скажи рифму на слово «палка». 
- Селедка, - ответил Незнайка. 
- Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах. 
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково. 
- Этого мало, - сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка. 
- Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха! 
- Ну, придумай рифму на слово «пакля», - сказал Цветик. 
- Шмакля, - ответил Незнайка. 
- Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово? 
- А разве нету? 
- Конечно, нет. 
- Ну, тогда рвакля. 
- Что за рвакля такая? 
- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка. 
- Врешь ты все, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать. 
- А если я не могу подобрать другого слова? 
- Значит, у тебя нет способностей к поэзии. 
- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, - ответил Незнайка. 
- Сейчас, - согласился Цветик. 
Он остановился посреди комнаты. Сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом ухватился за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя: 
- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы. 
- Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный. 
- Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.»

- Итак, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. Умение подобрать рифму интересную, нетрадиционную свидетельствует о мастерстве автора.


Способы рифмовки в четверостишиях.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?


- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.



• Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.


1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)



- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.


Итог урока.

IV.Домашнее задание 
Конкурс на лучшего сочинителя. Составление стихотворений на заданные рифмы (по принципу игры буриме).

Исходной стала рифма из стихотворения С.Я.Маршака «Обезьяна»:

Приплыл по океану 
Из Африки матрос, 
Малютку-обезьяну 
В подарок он привез. 
Сидит она, тоскуя, 
Весь вечер напролет 
И песенку такую 
По-своему поет: 
«На дальнем жарком юге, 
На пальмах и кустах, 
Визжат мои подруги, 
Качаясь на хвостах. 
Чудесные бананы 
На родине моей. 
Живут там обезьяны 
И нет совсем людей».