Мотивационный этап | Осознанное вступление ребенка в учебную деятельность, которое возможно только при условии инициативы педагога, направленной на формирование детского интереса, разъяснения требований и реализации установок на успех | Цитирование высказываний великих мыслителей, психологический тренинг, проектирование отсроченной догадки, рифмованное или театрализованное начало, интеллектуальная мини-игра, эмоциональный вход |
Актуализация ранее изученного материала | Самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксация проблем | Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, смена ролей участников образовательного процесса, игры в ассоциации, мозговой штурм |
Подготовка к преодолению затруднений | Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму – конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение учебной цели. Все действия учащихся проговариваются вслух, что способствует максимальному осознанию детьми особенностей реализации конкретного образовательного момента | Прием «Знаю. Хочу. Умею», разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок |
Конструирование проекта решения проблемы | Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке педработника ученики формируют тему, цели и задачи занятия, определяют приоритетные формы исследовательской ли поисковой активности | Экспериментирование, деловая игра, создание «цепочки целей» или проблемного ряда, проведение пресс-конференции |
Реализация проекта | В ходе продуктивной дискуссии выбирается наиболее рациональный метод из числа тех, что были предложены участниками образовательного процесса, и осуществляется решение исходного проблемного задания. Задача педагога – подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования | Короткие доклады, постановка конструктивных вопросов, творческий поиск, «фантастическая добавка», деловые игры, интеллектуальный мини-марафон |
Закрепление учебного опыта | Учащиеся решают стандартизированные задания по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку | Оптимальные формы деятельности – фронтально, в группах, попарно. Чтение с комментированием, игра на сообразительность «Лови ошибку», подготовка мини-презентаций, рассказ с элементами эстафеты, игровые приемы «Аукцион», «Снежный ком», «Реклама» |
Самостоятельная работа | Индивидуальное выполнение заданий нового типа с последующей самопроверкой. В ходе данного вида активности усилия педработника нацелены на проектирование ситуаций успеха для каждого ребенка | Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с ИКТ, написание фактологических или цифровых диктантов, проведение блиц-контроля, мини- исследований |
Закрепление | В ходе обсуждения урочной деятельности учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях | Прием «Реконструктор», чтение текста с восстановлением, метод «шести шляп», составление кроссвордов, короткое тестирование, поиск ошибок, подготовка своих примеров по теме |
Рефлексия | Проговаривание нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений | Фиксирование достижение цели и задач урока, обсуждение домашнего задания. «Свободный микрофон», самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха», анкетирование, прием «Шкатулка» |