СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Суффикс. Общее понятие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суффикс -значимая часть слова

Просмотр содержимого документа
«" Суффикс. Общее понятие"»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе.

Тема: «Суффикс. Общее понятие».      

Цель: организовать учебную деятельность по усвоению знаний о суффиксе.

Задачи:

1. Формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова.

2. Познакомить учащихся с ролью суффикса.

3. Развивать навык выделять суффикс графически.

4. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.

5. Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас.

6. Способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах,  самоконтроля и самооценки.

УУД:

Личностные УУД:  

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

  • проблемный диалог;

  • здоровьесберегающие;

  • игровая;

  • …………………………………………..

Формы организации познавательной деятельности:  дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковые;

  • практические;

  • словесные.

Оборудование:

  • чудо-дерево ;

  • рабочий лист;

  • лист успеха;

  • наборы  суффиксов  для  групповой  работы;

  • классная доска с оформлением;

  • учебник для третьего класса; авторы  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

- Я желаю тебе добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

-Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

 - Зрительно проверили готовность к уроку и садимся.



- У каждого из вас на столе лежит лист успеха. На протяжении всего урока вы будете его заполнять, оценивая себя при выполнении различных видов заданий.

Учащиеся приветствуют друг друга и гостей.









Учащиеся проверяют готовность к уроку.




Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя,

-умение слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении.

2. Минутка чистописания.

- Положите перед собой рабочий лист.

- Записываем число и классная работа.

- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания, надо выполнить следующее задание. Перед вами слова: побелка, снеговой, написать.

Эта буква спряталась в корне имени прилагательном, обозначает- согласный, звонкий, непарный, мягкий звук.

- Слово, какой части речи мы будем искать?

- Что надо выделить в слове?

- А теперь найдите букву, которая соответствует характеристике.

- Какая это буква?

- Внимательно посмотрите на рабочий лист и на соединение, которое мы будем писать.




- Сели для письма под счёт.

- пропишите соединения до конца строки, чередуя.

- Обведите самое красивое соединение.

Учащиеся записывают число и классная работа, выделяют опасные места.






Учащиеся отгадывают букву и применяют знания каллиграфического письма на минутке чистописания.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Предметные:

-соблюдать  единый орфографический режим;

-

3. Орфографическая пятиминутка.

- На орфографической минутке вы можете выбрать себе задание по силам.

Задание №1: Списать слова, вставляя пропущенные буквы, устно подобрать проверочное слово.

- На какую орфограмму все эти слова?

- Давайте вспомним правило проверки безударной гласной в корне слова?

Б..льшой, в…шневый, в…твистый, в…здушный, д…лекий, кл…новый, кр…кливый, л…нивый, п…лезный, пр…вдивый, с…сновый, в…селый, ш…рокий.

Задание№2: Прочитай текст. Подчеркни опасные места, распределите слова по орфограммам, которые указаны в таблице.

Безуд. гласная.

Парная согл.

Разд. мягкий знак

Сочетания чк, чн, щн, и т.д





Солнечные лучи осветили лесную поляну. Среди елей белели тонкие берёзки. Трава и деревья искрились огоньками.




- На листе успеха оцените себя по первому пункту.

Учащиеся выполняют дифференцированные задания.


Задание №1: учащиеся выполняют с комментарием .

- Безударная гласная.

Учащиеся рассказывают друг другу правило, как проверить безударную гласную в корне слова.

Большой - больше, вишневый- вишня, ветвистый- ветви, воздушный - воздух, далёкий- даль, кленовый- клён, крикливый- крик, ленивый- лень, полезный- польза, правдивый - правда, сосновый- сосна, веселый- весело, широкий- шире.


Задание№2: учащиеся выполняют самостоятельно, а затем проверяем.

Безуд. гласная.

Парная согл.

Разд. мягкий знак

Сочетания

чк, чн, щн,

чт и т.д

осветили

лесную

поляну

белели

трава

деревья

огоньками


берёзки

деревья

солнечные


Предметные УУД:

- уметь выделять орфограмму и доказывать её;

- уметь классифицировать орфограммы;

МетапредметныеУУД

Личностные:

-оценивать усвое-ние содержания учебного материала;

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

-выполнять последовательность необходимых операций;


4. Актуализация ранее полученных знаний.

- Чтобы нам с вами перейти к нашей теме урока, давайте немного вспомним предыдущий материал, который нам необходим.

- Сейчас мы будем работать в парах.

- Каждому ряду я даю слово с инструкцией поэтапных действий.

- Каждая пара, следуя заданию, выполняет действия и передаёт листок следующей паре.

ПОДВОДНЫЙ


1 парта

выделите окончание

2 парта

выделите корень

3 парта

выделите приставку

4 парта

докажи, как выделить каждую часть слова

- Кто попробует доказать правильность выделения частей слова?














- На листе успеха оцените себя по второму пункту.

Учащиеся, работая в парах, выполняют задание, согласно инструкции.



Метапредметные УУД:

Познавательные :
- находить ответы на вопросы;

Личностные:

-оценивать усвое-ние содержания учебного материала;

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

-выполнять последовательность необходимых операций;

Предметные УУД:

- умение выделять части слова: окончание, корень, приставка.

- умение доказывать правильность обозначения частей слова;

- знать определения частей слова.

5. Постановка учебной задачи.

- Какая часть осталась невыделенной?

- Как называется эта часть?

- Кто  попробует  сформулировать  

тему  урока?

- Цель сформулируйте урока?

- Используя опорную запись, сформулируйте задачи, которые поставим перед собой?

1. Познакомимся……

2. Узнаем…..

3. Будем учиться…..

- Давайте приступим к выполнению поставленных задач.

Ответы учащихся.

- Суффикс.

- Суффикс.

- Узнаем что такое суффикс, в какой части слова находится и для чего нужен.



1. Познакомимся с новой частью слова- суффикс.

2. Узнаем для чего он нужен, как обозначается.

3. Будем учиться выделять в слове суффикс.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

-определять и формулировать  тему и цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

-выполнять последовательность необходимых операций;

6. Построение проекта выхода из затруднения

- Из данного перечня слов выберите однокоренные, родственные слова, подчеркните их: лесок, лист, лесник, лесная, лиса, лесть.

- Назовите слова.

- Что общего есть у этих слов?

- От какого слова образовались слова?

- С помощью каких частей слово это произошло?

-Для чего нужен суффикс?

- Где в слове стоит суффикс?

  • За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

  Называю … (суффиксом)  


- Давайте сделаем вывод, что мы можем теперь сказать о суффиксе, заполняя кластер?

На доске учитель во время ответов учащихся заполняет кластер.

- Кто хочет дать определение суффиксу, с помощью нашей таблицы.

- На листе успеха оцените себя по третьему пункту.

Учащиеся выполняют задание на рабочем листе.



- Лесок, лесник, лесная.

- Корень.

- Лес.

- Суффикса.


- Для образования новых слов.

- После корня.






Учащиеся выводят определение суффикса с помощью таблицы.










Ответы учащихся.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

-выполнять последовательность необходимых операций;

Познавательные:

-находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов;

Предметные УУД:

- умение находить однокоренные слова;

- умение выделять корень в словах;

7. Первичное закрепление.

- Сейчас мы с вами выполним следующее задание: найдите и подчеркните однокоренное слово из скобок к данному слову и выделите в нём суффикс.


Фронтальная работа с классом по выполнению задания с пояснением действий.


- На листе успеха оцените себя по четвёртому пункту.

Учащиеся под руководством учителя выполняют задание.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

-выполнять последовательность необходимых операций;

Познавательные:

-находить ответы на вопросы, проводить сравнение и анализ;

Личностные:

-оценивать усвое-ние содержания учебного материала;

Предметные УУД:

- умение находить однокоренные слова;

- умение выделять суффикс в словах;

8. Практическая деятельность творческого характера на основе полученных знаний.


- Ребята, суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Сейчас вы будете работать в парах по рядам.

- Ваша задача образовать с помощью суффиксов новые слова, записать их, выделить суффикс и посмотреть на значение этих слов.

- Первый ряд работает с заданием №1: для вас приготовлены суффиксы- ик,чик,ок,к,еньк,юшк.


Исходное слово

Суффиксы

Новые слова

гриб

шар

диван

ик

чик

ок



- Второй ряд работает с заданием №2: вы работаете с суффиксом –ищ.


Исходное слово

Суффикс

Новые слова

дом

гвоздь

тигр

ищ




- Третий ряд работает с заданием №3: вы работаете с суффиксами –ист, тель, ник, щик, чик.

Исходное слово

Суффикс

Новые слова

футбол

груз

камень

гриб

учи

ист

тель

ник

щик

чик



- Давайте  вырастим чудо-  дерево.

- Сейчас мы с вами посмотрим какое же значение могут иметь слова с определёнными суффиксами.

- Первый ряд, прочитайте какие слова у вас получились?

- С какими суффиксами вы работали?

-Разместите их на одной ветке.

- Какие  значения  придали словам  суффиксы?

- Правильно, уменьшительно ласкательное значение .

- Второй ряд, прочитайте какие слова у вас получились?

- С каким суффиксом вы работали?

-Разместите их на одной ветке.

- Какие  значения  придали словам  суффиксы?

- Правильно, увеличительное значение .

- Третий ряд, прочитайте какие слова у вас получились?

- С какими суффиксами вы работали?

-Разместите их на одной ветке.

- Какие  значения  придали словам  суффиксы?

- Правильно, эти слова называют профессии или занятия людей.

- А посмотрите, сколько ещё на нашем дереве веток, ведь и суффиксов очень большое количество и все они обозначают разные значения.

- На листе успеха оцените себя по пятому пункту.

Учащиеся работают в парах, следуя инструкции учителя.













































- Грибок, шарик, диванчик.


- ок,-ик,чик.

Учащиеся выходят к доске и наклеивают на дерево суффиксы.

- Уменьшительно-ласкательные.



-Домище, гвоздище, тигрище.


-ищ.

Учащиеся выходят к доске и наклеивают на дерево суффиксы.

- Увеличение.


- Грузчик, каменщик, учитель, футболист, грибник.


Учащиеся выходят к доске и наклеивают на дерево суффиксы.

- Профессии.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

-выполнять последовательность операций,согласно инструкции;

Познавательные:

проводить сравнение и анализ;

Личностные:

-оценивать усвоение содержания учебного материала;

Предметные УУД:

- умение образовывать слова с помощью суффикса;

- умение выделять суффикс в словах;

9. Рефлексия деятельности

Удалось  ли  сделать то,  что   намечали?

Ромашка «Блума»

- Сейчас мы с вами с помощью лепестков ромашки покажем, насколько оказался доступным и усвоенным тот материал, который мы проходили сегодня. Каждый из вас может оторвать лепесток, прочитать вопрос, который на нём записан и дать ответ.










Вопросы:

1. Что такое суффикс?

2.Правильно ли мы поняли, что при помощи суффиксов образуются новые слова?

3. Где стоит суффикс в слове?

4. При добавлении суффикса слово не изменяется?

5. В каких из этих слов есть суффикс:

книга, книжный, книжечка. 

6. Правильно ли мы поняли, что при помощи суффиксов образуются формы слова?

7. Суффикс это значимая часть слова?



- На листе успеха оцените себя по шестому пункту.


Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

ПредметныеУУД:

- участвовать в устном опросе по теме урока.

9. Инструктаж домашнего задания.

- Домашнее задание каждый из вас может выбрать по душе.

1. Творческое задание.

В письме своему другу Петя Корнев сообщал: «На нашей улице вырос новый многоэтажный домик. Моего старшего братишку забрали в армию, а старшая сестренка учится в университете». Чем вам это сообщение кажется нелепым и странным? Давайте изменим текст, устранив «нелепости» и допишем его.

2. учебник стр. 89 упр. 165, правило

Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок, урок окончен. До свидания.







Лист успеха _________________________________________ Лист успеха _________________________________________

Деятельность

учащегося

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

1. Умею выделять, доказывать и классифицировать орфограммы.




2. Выделяю части слова: окончание, корень, приставку в слове.




3. Знаю определение суффикса.




4. Умею выделять суффикс в словах.




5. Умею образовывать слова с помощью суффикса.




6. Ответы на вопрос по теме урока.




Вывод:

  • Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

  • Работал активно, результатом доволен.

Деятельность

учащегося

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

1. Умею выделять, доказывать и классифицировать орфограммы.




2. Выделяю части слова: окончание, корень, приставку в слове.




3. Знаю определение суффикса.




4. Умею выделять суффикс в словах.




5. Умею образовывать слова с помощью суффикса.




6. Ответы на вопрос по теме урока.




Вывод:

  • Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

  • Работал активно, результатом доволен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!