Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — Психолог и специалист в области образовательных измерений. В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

Суть этого метода в иерархичности: начиная с самого простого, знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
Каждому уровню соответствует определенный набор глаголов, соответствующий определенным задачам.
Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области.
К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий:
- специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия);
- процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы);
- абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры).
Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий:
- перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики);
- интерпретация (например, умение объяснить полученное математическое решение на практическом языке);
- экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию).
Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений учащихся по использованию знании в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями
- применение понятий
- применение методов,
- применение алгоритмов;
- применение теорий.
Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям:
- анализ элементов (расчленение, разделение целого на части);
- анализ отношений (установление связей между элементами);
- анализ принципов (систематизация элементов).
Уровень синтеза, включающий в себя учебные цели по формированию умений "составления целого из отдельных частей", состоит из категорий:
- синтез идеи (например, поиск идеи решения проблемы);
- синтез процедуры (например, разработка плана, последовательности операций по решению задачи);
синтез структуры (например, построение функции, множества, группы).
Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содержит категории:
- оценка с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность);
- оценка с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы).
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
|
Перечень глаголов*
|
ЗНАНИЕ – воспроизведение важной информации
|
Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, рассказать, акцентировать.
|
ПОНИМАНИЕ – объяснение важной информации
|
Толковать, обсудить, описать,
переформулировать, распознавать, объяснить,
выразить, опознавать, обнаруживать,
|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
НАВЫКИ
|
|
ПРИМЕНЕНИЕ – решение закрытых проблем
|
Интерпретировать,
применять, употреблять,
использовать, демонстрировать,
инсценировать, применить на практике,
проиллюстрировать, действовать,
разработать план, описать в общих чертах
|
АНАЛИЗ – решение открытых проблем
|
Распознавать, различить, анализировать,
оценить, вычислить, привести пример, экспериментировать,
проверить, сравнить, сопоставить, критиковать,
избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос,
соотнести, решить, исследовать, классифицировать.
|
СИНТЕЗ – нахождение уникальных ответов к проблемам
|
Составить, распланировать, предположить, разработать, сформулировать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создать, наладить, организовать, управлять, подготовить.
|
ОЦЕНКА – вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях
|
Составить суждение, определить ценность,
дать оценку, произвести оценку, сравнить, пересмотреть, оценить, подсчитать
|