СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таксономия Блума

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — Психолог и специалист в области образовательных измерений. В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

Суть этого метода в иерархичности: начиная с самого простого, знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

Каждому уровню соответствует определенный набор глаголов, соответствующий определенным задачам.

Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области.

К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий:

  • специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия);
  • процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы);
  • абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры).

Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий:

  • перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики);
  • интерпретация (например, умение объяснить полученное математическое решение на практическом языке);
  • экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию).

Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений учащихся по использованию знании в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями

  • применение понятий
  • применение методов,
  • применение алгоритмов;
  • применение теорий.

Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям:

  • анализ элементов (расчленение, разделение целого на части);
  • анализ отношений (установление связей между элементами);
  • анализ принципов (систематизация элементов).

Уровень синтеза, включающий в себя учебные цели по формированию умений "составления целого из отдельных частей", состоит из категорий:

  • синтез идеи (например, поиск идеи решения проблемы);
  • синтез процедуры (например, разработка плана, последовательности операций по решению задачи);

синтез структуры (например, построение функции, множества, группы).

Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содер­жит категории:

  • оценка с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность);
  • оценка с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы).

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Перечень глаголов*

ЗНАНИЕ – воспроизведение важной информации

Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, рассказать, акцентировать.

ПОНИМАНИЕ – объяснение важной информации

Толковать, обсудить, описать,

переформулировать, распознавать, объяснить,

выразить, опознавать, обнаруживать,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

НАВЫКИ

 

ПРИМЕНЕНИЕ – решение закрытых проблем

Интерпретировать,

применять, употреблять,

использовать, демонстрировать,

инсценировать, применить на практике,

проиллюстрировать, действовать,

разработать план, описать в общих чертах

АНАЛИЗ – решение открытых проблем

Распознавать, различить, анализировать,

оценить, вычислить, привести пример, экспериментировать,

проверить, сравнить, сопоставить, критиковать,

избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос,

соотнести, решить, исследовать, классифицировать.

СИНТЕЗ – нахождение уникальных ответов к проблемам

Составить, распланировать, предположить, разработать, сформулировать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создать, наладить, организовать, управлять, подготовить.

ОЦЕНКА – вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях

Составить суждение, определить ценность,

дать оценку, произвести оценку, сравнить, пересмотреть, оценить, подсчитать

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Таксономия Блума»

Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — Психолог и специалист в области образовательных измерений . В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

Суть этого метода в иерархичности: начиная с самого простого, знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

Каждому уровню соответствует определенный набор глаголов, соответствующий определенным задачам.

Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области.

К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий:

  • специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия);

  • процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы);

  • абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры).

Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий:

  • перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики);

  • интерпретация (например, умение объяснить полученное математическое решение на практическом языке);

  • экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию).

Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений учащихся по использованию знании в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями

  • применение понятий

  • применение методов,

  • применение алгоритмов;

  • применение теорий.

Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям:

  • анализ элементов (расчленение, разделение целого на части);

  • анализ отношений (установление связей между элементами);

  • анализ принципов (систематизация элементов).

Уровень синтеза, включающий в себя учебные цели по формированию умений "составления целого из отдельных частей", состоит из категорий:

  • синтез идеи (например, поиск идеи решения проблемы);

  • синтез процедуры (например, разработка плана, последовательности операций по решению задачи);

синтез структуры (например, построение функции, множества, группы).

Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содер­жит категории:

  • оценка с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность);

  • оценка с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы).



ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Перечень глаголов*

ЗНАНИЕ – воспроизведение важной информации

Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, рассказать, акцентировать.

ПОНИМАНИЕ – объяснение важной информации

Толковать, обсудить, описать,

переформулировать, распознавать, объяснить,

выразить, опознавать, обнаруживать,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

НАВЫКИ


ПРИМЕНЕНИЕ – решение закрытых проблем

Интерпретировать,

применять, употреблять,

использовать, демонстрировать,

инсценировать, применить на практике,

проиллюстрировать, действовать,

разработать план, описать в общих чертах

АНАЛИЗ – решение открытых проблем

Распознавать, различить, анализировать,

оценить, вычислить, привести пример, экспериментировать,

проверить, сравнить, сопоставить, критиковать,

избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос,

соотнести, решить, исследовать, классифицировать.

СИНТЕЗ – нахождение уникальных ответов к проблемам

Составить, распланировать, предположить, разработать, сформулировать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создать, наладить, организовать, управлять, подготовить.

ОЦЕНКА – вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях

Составить суждение, определить ценность,

дать оценку, произвести оценку, сравнить, пересмотреть, оценить, подсчитать




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!