СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная деятельность и дети.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Театральная деятельность и дети.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9

имени М.В. Водопьянова

г. Липецка





РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей___________

_________________

от_______протокол №___

Руководитель МО

Кайнак Т.Г.


СОГЛАСОВАНО

с методическим советом

от________протокол №___

Руководитель МС

_________/ Л.М.Тихонина/

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СШ №9 им. М.В.Водопьянова

______/Э.В.Холодова/

Приказ от______№____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Театр и дети»

3 Б класс

2016-2017 учебный год

Программу составила учитель начальных классов

Сысоева Оксана Юрьевна

1 квалификационная категория











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009г. № 373»

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

  • Уставом МБОУ СОШ №9

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

  • примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • письмо Министерства образования РФ « О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ"


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.


Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


Направленность программы- общекультурная


Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Педагогическая целесообразность программы.

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. Важен деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент; - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности


Формы и режим работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции. Занятия проводятся 1 раз в неделю 45 мин.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры,

конкурсы,

викторины,

беседы,

экскурсии в театр и музеи,

спектакли

праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.


Сроки реализации.

Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения 2016-2017 учебный год.

На реализацию театрального курса в 3 классе отводится 35ч в год ( 1 часа в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.



Программа строится на следующих принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации,  аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.


2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

-правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

-чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

-наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

-произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

 - произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

-  читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

 - строить диалог с партнером на заданную тему;

  -подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями

- ориентироваться в пространстве;

- уметь запоминать ролевые слова;

- находить нужные позы и действия;

- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией.

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании, участии в тематических праздничных программах в классе.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  различать произведения по жанру;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Количество часов, на которое рассчитана программа внеурочной деятельности: 35 часов ( 1 раз в неделю)


Тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Раздел 1. Игровая театральная педагогика


3

3.

Раздел 2. Об основах актерского мастерства.


14

4.

Раздел 3. Театральная деятельность.

17


Итого:

35



4.Содержание программы (35 часов)


Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

  1. Содержание программы


Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.



Раздел 1. Игровая театральная педагогика

  • Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

  • Игра «Импровизированный спектакль ».

  • Сценка “На вокзале”.

  • Упражнение “Отношение”.

  • Сценка “Пресс-конференция”.

  • Этюд “На вещевом рынке”.

Раздел 2. Об основах актерского мастерства.

Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

Упражнения на релаксацию

Одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции, на движение, на контрасты

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).

Сценическая речь.

Правила гигиены голоса

Способы закаливания голоса

Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)

- дыхательный тренинг.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа.

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.


Раздел 3. Театральная деятельность.

Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?

Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.

Участие в постановке. Отбор материала.

Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.

Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.

Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема занятий

Теория

(час)

Практика

(час)

Всего

часов

Дата


1.

Вводное занятие.

Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра.

1

1

2

2.09


Раздел 1. Игровая театральная педагогика

2

3

5

9.09

2

Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.


1

1


3

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.

1

1

2

16.09

4

Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”.

1

1

2

23.09


Раздел 2. Об основах актерского мастерства

6

15

19


5

Основы актерского мастерства.

1

1

2

30.09

6

Голос и речь человека. Работа над голосом.


1

1

7.10

7

Жест, мимика, движение.


1

1

14.10

8

Урок актерского мастерства на развитие памяти.


1

1

21.10

9

Практическое занятие на развитие внимания.


1

1

28.10

10

Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером.


1

1

11.11

11

Этюды на движение.

1


1

18.11

12

Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения.

1

1

2

25.11

13

Искусство диалога.


1

1

2.12

14

Интонация, настроение, характер персонажа.


1

1

9.12

15

Образ героя. Характер и отбор действий.

1

1

2

16.12

16

Имитация поведения животного.

1

1

2

23.12

17

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе.


1

1

2

13.01

18

Обыгрывание элементов костюмов.


1

1

20.01


Раздел 3. Театральная деятельность.

2

16



19

Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка


1

1

27.01

20

Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним.


1

1

3.02

21

Распределение ролей. Чтение по ролям.


1

1

10.02

22

Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

1


1

17.02

23

Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.



1

1

24.02

24

Репетиционные занятия по технике движения.


1

1

3.03

25

Репетиционные занятия по технике движения.


1


10.03

26

Репетиции.


1


17.03

27

Репетиции.


1

1

24.03

28

Репетиции.


1


7.04

29

Репетиции.


1


14.04

30

Репетиции.


1


21.04

31

Подготовка афиши.

1

1

2

28.04

32

Подготовка оформления инсценировки.


1

1

5.05

33

Эстетическое оформление инсценировки.


1

1

12.05

34

Инсценировка произведения


1

1

19.05

35

Анализ инсценировки.


1

1

26.05





Материально – техническое обеспечение


Магнитофон

Флешкарта

Куклы

Электронные презентации

Сценарии пьес, детские книги:

1. Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

2. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи

3. Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

4. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

6. Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

7. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

8. Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

9. Успенский Э. «Память» и др. стихи.

10. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

11. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

12. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

13. «Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

14. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

Литература.

1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.

4. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

5. Ершова А.П. Уроки театра в школе.

6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.

7. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!