Целеполагание и мотивация | Мы живем на замечательной планете – Земля. Это самая уникальная из всех планет Солнечной системы. Чем же она уникальна? (на ней есть жизнь). Но кроме растений и животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты. Я не случайно заговорила об этом. Тема нашего урока “ Численность населения Земли ”. Мы на этом уроке поговорим о численности, плотности и размещении населения и о влияющих на них факторах (причинах). | Включаются в диалог. Отвечают на вопросы. - о человеке и населении Земли. Анализируют интересные факты и рубрику “Вы узнаете” урока- предлагают свои варианты цели и задач урока | Умение определять цели и задачи урока | 4 мин | |
Изучение нового материала | 1.Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, как считают людей. Прочитайте текст на стр.40 учебника и ответьте на вопросы: Самый распространенный способ расчета численности населения? Когда и где впервые начались первые попытки сосчитать людей? С какого века начались регулярные переписи населения? В каких странах это происходило? С какого года начались переписи в России? Кто знает, а в каком году была последняя перепись в России? 2.Выяснив, каким образом считают людей, вспомнив интересные факты, можно сделать вывод, что численность населения с каждым годом растет. Проанализировать диаграмму роста численности населения за 2000 лет на стр.40 учебника и на слайде, выполнить задание “Мои географические исследования”. Проанализируйте данные диаграмм атласа стр.22-23. Сколько сейчас численность населения? Какие страны лидируют по численности? Россия на каком месте по численности населения? 3. Дайте определение словам: естественный прирост и плотность населения. Проанализируйте слайды, текст учебника и рисунок “геофокуса” на стр.41 Как вы думаете, что может повлиять на изменение численности людей? Учитель дает понятие “естественный прирост”, способы расчета естественного прироста. Предлагает посчитать естественный прирост (убыток) для разных стран. Какие факторы могут повлиять на рождаемость и смертность? - От каких факторов, зависит естественный прирост населения? | 1.Читают текст учебника “Как считают людей”, анализируют его, отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения, как еще можно считать людей в течении каждого года. 2.Анализируют диаграмму учебника и диаграмму на слайде и отвечают на вопросы и задания рубрики “Мои географические исследования” - выявляют, что первый млрд. человек появился в 1804г. Затем скорость увеличения населения увеличивалась (123года, 30лет, 14лет, 13 лет, 12 лет). Последний 7млрд появился в г.Калининграде (РФ) 31 октября 2011г.. Выводы: 1) Численность населения земли неуклонно растет; 2) Самые высокие темпы прироста характерны для 20-21 вв. - Многочисленные государства: Китай, Индия и США. - Малочисленные государства: Болгария, Чехия, Италия, в странах Балтии. - Девятое место. - Численность населения зависит от соотношения родившихся и умерших жителей, миграции. 3.Анализируют текст учебника, слайдов; фиксируют новые понятия в тетради; отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты ответов; решают задачу по теме; работают с текстом учебника “геофокус” и картой атласа - определяют страны на карте стр.20-21, 22-23. - Естественный прирост населения - разность между числом родившихся и числом умерших. - Прирост населения зависит от условия жизни, культурных и религиозных традиций, условий труда, развития медицины и т.д. | Умение быстро включиться в работу, работать с текстом учебника, работа с диаграммами, с тематическими картами атласа; умение работать индивидуально и в парах, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения; контролировать результат своей деятельности | 6 мин 4 мин 5 мин | |
Закрепление и первичное применение материала | Знание нашей сегодняшней темы поможет справиться с заданием №7 ВПР. Давайте рассмотрим и выполним его Предлагает выдвинуть свои идеи на поставленный в начале урока вопрос: К чему может привести перенаселение мира? | Выполняют задание. Выдвигают свои варианты ответов на поставленный вопрос. Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) | Умение работать в паре и совместно с учителем; давать аргументированные ответы на вопросы; оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной задачи | 6 мин | |
Подведение итогов, рефлексия, Домашнее задание | Предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, а в России естественная убыль или естественный прирост? Как можно изменить ситуацию в России? Что для этого делается? Какие меры предпринимает правительство, чтобы численность населения в стране увеличивалась? Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §11, на контурной карте выполнить практическую работу Прощается с учениками | Выдвигают свои предположения, аргументируют свои ответы. Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К) Прощаются с учителем | Умение аргументировать свою точку зрения; умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.Умение настроиться на следующий урок | 3 мин | |