СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Численность населения Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Численность населения Земли»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


1.Фамилия, имя, отчество разработчика

Персидская Елизавета Николаевна

2. Место работы

МОУ «Старопольская СОШ»

3. Должность

Учитель географии

4. Предмет

География

5. Класс

7

6. Тема и номер урока в теме

13 урок. Сколько людей живет на Земле.

7. Базовый учебник

География. Земля и люди. 7 класс, Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.

8. Целевая установка урока

Познакомить обучающихся с переписями населения; численностью населения Земли и определяющими её причинами; рождаемостью, смертностью, естественным приростом; географическими закономерностями размещения людей на планете; адаптацией человека к природным условиям.

9. Планируемые образовательные результаты:

  • личностные

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • осознать особенности и динамику численности и размещения людей на планете.

  • метапредметные

    • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме,

    • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации,

    • проводить сравнение по выработанным критериям,

    • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности;

    • работать в группе и индивидуально.

  • предметные

    • Умение использовать географическую карту как источник информации и уметь анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира;

    • решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста;

    • читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста;

    • определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши;

    • находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям

10. Тип урока

Открытие нового знания

11. Формы работы учащихся

Фронтальная и индивидуальная работа

12. Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, Интернет




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Время

№ слайда

1

2

3

4

5

6

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Умение быстро включиться в работу на уроке

2 мин

1

Проверка домашнего

задания

Давайте вспомним, какой раздел и тему мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?

Отвечают: «Человек на планете Земля»; Заселение Земли человеком. Расы.

Отвечают на вопросы параграфа 10.


Проверяют правильность выполнения заданий сопоставляя собственное мнения с ответами товарищей

3 мин

2

Актуализация

темы

Тема нашего урока связана с количеством людей на Земле. Подумайте, что же мы можем узнать на уроке? Как вы думаете, к чему может привести перенаселение мира?

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р) Выдвигают свои мнения по этому поводу

Умение аргументировать свою точку зрения

3 мин


Целеполагание и мотивация

Мы живем на замечательной планете – Земля. Это самая уникальная из всех планет Солнечной системы. Чем же она уникальна? (на ней есть жизнь). Но кроме растений и животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты.
Я не случайно заговорила об этом. Тема нашего урока “ Численность населения Земли ”.
Мы на этом уроке поговорим о численности, плотности и размещении населения и о влияющих на них факторах (причинах).

Включаются в диалог. Отвечают на вопросы.

- о человеке и населении Земли. Анализируют интересные факты и рубрику “Вы узнаете” урока- предлагают свои варианты цели и задач урока

Умение определять цели и задачи урока

4 мин


Изучение нового материала

1.Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, как считают людей. Прочитайте текст на стр.40 учебника и ответьте на вопросы: Самый распространенный способ расчета численности населения? Когда и где впервые начались первые попытки сосчитать людей? С какого века начались регулярные переписи населения? В каких странах это происходило? С какого года начались переписи в России? Кто знает, а в каком году была последняя перепись в России?


2.Выяснив, каким образом считают людей, вспомнив интересные факты, можно сделать вывод, что численность населения с каждым годом растет. Проанализировать диаграмму роста численности населения за 2000 лет на стр.40 учебника и на слайде, выполнить задание “Мои географические исследования”.

Проанализируйте данные диаграмм атласа стр.22-23. Сколько сейчас численность населения? Какие страны лидируют по численности? Россия на каком месте по численности населения?


















3. Дайте определение словам: естественный прирост и плотность населения.

Проанализируйте слайды, текст учебника и рисунок “геофокуса” на стр.41 Как вы думаете, что может повлиять на изменение численности людей? Учитель дает понятие “естественный прирост”, способы расчета естественного прироста. Предлагает посчитать естественный прирост (убыток) для разных стран.

Какие факторы могут повлиять на рождаемость и смертность?

- От каких факторов, зависит естественный прирост населения?







1.Читают текст учебника “Как считают людей”, анализируют его, отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения, как еще можно считать людей в течении каждого года.


2.Анализируют диаграмму учебника и диаграмму на слайде и отвечают на вопросы и задания рубрики “Мои географические исследования” - выявляют, что первый млрд. человек появился в 1804г. Затем скорость увеличения населения увеличивалась (123года, 30лет, 14лет, 13 лет, 12 лет). Последний 7млрд появился в г.Калининграде (РФ) 31 октября 2011г..

Выводы:

1) Численность населения земли неуклонно растет;

2) Самые высокие темпы прироста характерны для 20-21 вв.

- Многочисленные государства: Китай, Индия и США.

- Малочисленные государства: Болгария, Чехия, Италия, в странах Балтии.

- Девятое место.

- Численность населения зависит от соотношения родившихся и умерших жителей, миграции.


3.Анализируют текст учебника, слайдов; фиксируют новые понятия в тетради; отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты ответов; решают задачу по теме; работают с текстом учебника “геофокус” и картой атласа - определяют страны на карте стр.20-21, 22-23.

- Естественный прирост населения - разность между числом родившихся и числом умерших.

- Прирост населения зависит от условия жизни, культурных и религиозных традиций, условий труда, развития медицины и т.д.


Умение быстро включиться в работу, работать с текстом учебника, работа с диаграммами, с тематическими картами атласа; умение работать индивидуально и в парах, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения; контролировать результат своей деятельности

6 мин













4 мин


























5 мин


Закрепление и первичное применение материала

Знание нашей сегодняшней темы поможет справиться с заданием №7 ВПР. Давайте рассмотрим и выполним его

Предлагает выдвинуть свои идеи на поставленный в начале урока вопрос: К чему может привести перенаселение мира?

Выполняют задание.

Выдвигают свои варианты ответов на поставленный вопрос.

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)


Умение работать в паре и совместно с учителем; давать аргументированные ответы на вопросы; оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной задачи

6 мин


Проверка уровня достижений учащихся

Организует проверку усвоения материала - результаты практической работы

Производят взаимопроверку и корректировку по теме

Умение правильно владеть терминологией; оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной учебной задачи

4 мин


Подведение итогов, рефлексия, Домашнее задание

Предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, а в России естественная убыль или естественный прирост? Как можно изменить ситуацию в России? Что для этого делается? Какие меры предпринимает правительство, чтобы численность населения в стране увеличивалась?

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §11, на контурной карте выполнить практическую работу

Прощается с учениками

Выдвигают свои предположения, аргументируют свои ответы. Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К)

Прощаются с учителем

Умение аргументировать свою точку зрения; умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.Умение настроиться на следующий урок

3 мин



Раздаточный материал для практической работы обучающихся


Практическая работа №1 по теме «Естественный прирост»

Задание 1. Определите естественный прирост населения отдельных стран мира 2017 г., %0

Таблица «Воспроизводство населения в отдельных странах мира»

Страна

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Саудовская Аравия

18,4

3,3


Германия

8,5

11,6


Эфиопия

36,9

7,9


Монголия

19,6

6,3


Мексика

18,5

5,3


Индия

19,3

7,3


Россия

12,9

12,9


Канада

10,3

8,5


Япония

7,8

9,6


Бразилия

14,3

6,6



Задание выполняется по формуле:

Естественный прирост = N рожд. - N смертности, где N – число жителей в %.




Практическая работа №2

Задание 2. На контурной карте запишите столицы перечисленных государств (с помощью политической карты).

Страна

Численность населения

Дата

% от населения Земли

Столицы

1. Китай

1 449 670 556

1 ноября 2020

18.34%


2. Индия

1 410 192 000

7 октября 2021

17.84%


3. США

333 449 281

1 июля 2021

4.22%


4. Индонезия

277 311 900

1 июля 2021

3.51%


5. Пакистан

227 971 492

7 октября 2021

2.88%


6. Нигерия

216 256 496

7 октября 2021

2.74%


7. Бразилия

209 414 840

7 октября 2021

2.57%


8. Бангладеш

179 468 238

7 октября 2021

2.27%


9. Россия

146 171 015

1 января 2020

1.85%


10. Мексика

126 014 024

2 марта 2020

1.59%


Оценка урока учащимися:


  1. Как прошел урок?


  1. Вам понравилось на уроке? Что именно?



  1. Что было интересно на уроке?



  1. Чего не хватило на уроке?

Спасибо за работу!