СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Что такое части речи?».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Что такое части речи?».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: «Что такое части речи?».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении частей речи.



Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

- определять части речи;

- определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

- различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.


Дидактические:


1. Формировать представление о частях речи.



2. Формировать умение определять вопросы имен существительных, имен прилагательных, глаголов и различать их.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

- делать выводы;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

- создавать схемы для представления информации;

- определять существенный признак для классификации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-соблюдать правила ведения диалога;

-воспринимать и формулировать суждения.


Учащиеся получат возможность научиться:

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;


Регулятивные:

Учащиеся получат возможность научиться:

-корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения: с помощью педагога формулировать цель; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; делать выводы; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.










  1. Формировать умения: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.






  1. Формировать умения: корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

-познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- первоначальное представление о системе языка, как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальное представление о системе языка, как одной из составляющих целостной научной картины мира.



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.













ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Приветствует. Проверяет готовность к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Алексеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.


- Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

- На доске вы видите высказывание, как вы его понимаете?


Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. 

В. Белинский


- Как вы понимаете это высказывание?

- О чём оно?


- Совершенно, верно, молодцы!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.














Предлагают свои варианты.





















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа)




Практический (упражнения)



Наглядный (демонстрация)


Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.

- Напишите в тетрадях число, «Классная работа». Пропишите правильно и аккуратно соединения букв. (бр, би, бе, бл).



- А теперь давайте пропишем словарные слова: обезьяна, сапог, вдруг, завод, народ, морковь, метель.


- Подчеркните ошибкоопасные места и поставьте ударение в каждом слове.


- Проверьте слова, посмотрев на слайд.


- Какую большую тему мы изучили?


- Что мы изучали в этой теме?




-Какие?




-Чему учились?


- На доске записаны слова:

класс, ученики, думают, пишут, дружные, внимательные.


- Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы?


-Задайте вопросы к каждой группе слов.


-Давайте поместим данные слова в таблицу электронной доски.


-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).




Пишут в тетради число, «Классная работа», соединения букв.



Пишут словарные слова.











- Изучили тему «Звуки и буквы»


- Изучали орфограммы русского языка.


Дети перечисляют изученные орфограммы.


- Учились писать слова в соответствии правил русского языка.



Предлагают свои варианты.













































определять части речи;


определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;


различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.























К: соблюдать правила ведения диалога.


познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;


3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.


- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?


- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


- Откройте учебники на странице 40. Совпали ли ваши предположения с названием темы в учебнике?


- Давайте теперь попробуем сформулировать цель урока.

Определяют тему и формулируют цель.





Тема: «Что такое части речи?».






Цель: узнать, что такое части речи.










П: с помощью педагога формулировать цель;


познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;


4. Построение проекта выхода из затруднения.


Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана действий урока.

- Для достижения цели урока, что нам нужно составить?


- Посмотрите на слайд, пункты плана перепутаны. Нам нужно поставить их в правильном порядке.


- Замечательно, давайте начнём.

Составляют план действий урока.


- План.


  1. Узнать какие части речи существуют.

  2. Научиться определять часть речи.

3. Применить полученные знания на практике.





Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический (упражнение)

Организует деятельность по реализации постановки проекта.


-Обратимся к учебнику на странице 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.



-Прочитайте текст правила.


-Что же называют частями речи?


-Какую функцию выполняет каждая часть речи? 




-Какие названия есть у каждой части речи?




- Обратите внимание на странице 41 есть схема – помощница, которая подскажет, что обозначает и на какие вопросы отвечает изученная часть речи.


- Давайте рассмотрим с вами схему.


- Теперь выполним упражнение 68, на 40 странице.


- Кто прочитает задание?


- А кто своими словами расскажет, что нам нужно сделать?


- И так нам нужно рассмотреть рисунок и определить его тему. Какая тема?


- Дальше назовите слова-названия предметов, слова-названия признаков и слова-названия действий предметов. На какие вопросы они отвечают?


- Теперь вам нужно составить предложение по рисунку и записать его.


- Кто хочет выйти к доске и записать своё предложение?

- Какой вывод мы можем сделать?


Физминутка.
















- Группы слов.


- Обозначает предмет, признак предмета или действие предмета.


- Имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.





Рассматривают схему.


















Один ученик читает упражнение.

Один ученик рассказывает своими словами, что нужно сделать.






Называют слова и вопросы.





Составляют предложение и записывают его.


























































определять части речи;


определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;


различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.





















П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению


П: создавать схемы для представления информации.




К:

воспринимать и формулировать суждения.






К:

соблюдать правила ведения диалога.





П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



















П: создавать схемы для представления информации.








познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный (демонстрация, иллюстрация)


Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

- Теперь на странице 42, упражнение 70.


- Кто прочитает задание?


- Кто расскажет, что нам нужно сделать?





- И так, из какой сказки слова?

- Расскажите начало сказки.

- Давайте внимательнее рассмотрим группы слов и определим к каким частям речи относятся слова.



















- Дальше вам нужно составить предложение и записать его.

- Кто хочет выйти к доске и записать своё предложение?

- Какой вывод мы можем сделать?


- А сейчас мы выполним на странице 43, номер 72.


- Кто прочитает задание?

- А кто расскажет своими словами, что нужно сделать?





- Какие картины вы представили, читая каждое предложение?

- К какой части речи относится каждое выделенное слово? Почему?










- Вам нужно списать любое предложение.


- Какой вывод мы можем сделать?















Один ученик читает задание.


Один ученик рассказывает своими словами задание.




- 1. Первая группа – имена существительные, отвечают на вопросы кто? что?

2. Вторая группа – имена существительные, отвечают на вопросы кто? что?

3. Третья группа – имена прилагательные, отвечают на вопросы какая? Какое?

4. Четвертая группа – глаголы, отвечают на вопросы что делали? Что делал? Что делала? Что сделал?

Составляют предложение и записывают его.













Один ученик читает задание.

Один ученик рассказывает своими словами задание.




- Тихая – прилагательное (какая?), зимняя – прилагательное (какая?), ночь – существительное (что?), серебро – существительное (что?), кружевное – прилагательное (какое?), гладит – глагол (что делает?).


определять части речи;


определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;


различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

































определять части речи;


определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;


различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.






К: воспринимать и формулировать суждения.


П: создавать схемы для представления информации.







познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)


Наглядный (демонстрация)


Словесный (беседа)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

-Сейчас вы немного поработаете самостоятельно.

-Ваша задача выполнить задания на карточках.



Карточка


Вам нужно распределить слова по колонкам и подписать вопрос для каждого слова.


Добрый, волшебная, сказка, сказочный, выдумывать, заколдует, чудо, летает, вкусное, рассказываем, читать, золотая, терем, белочка, орешек, интересная, фея, мечтаем.


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

















Меняются тетрадями. Ставят + и -.

- Один ученик выходит и выводит на доску свою работу с помощью документ камеры. Кто хочет?

Выполняют самостоятельную работу и осуществляют взвимопроверку.


















определять части речи;



определять вопросы имён существительных, имён прилагательных, глаголов;














П: определять существенный признак для классификации.

















Р:корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Итак, что мы узнали сегодня?



- Какие части речи бывают?





- Чему мы сегодня научились?




- Где вам пригодятся эти знания?

- Замечательно, вы прекрасно поработали.




- Что такое части речи.


- Имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.


- Научились определять часть речи.




П:

делать выводы




К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат батарейки. Вам нужно их раскрасить.

- Поднимите наверх свои батарейки.

- На этом наш урок заканчивается. До свидания!

Оценивают свою работу на уроке.


Раскрашивают батарейки.


Р: устанавливать причины успеха/ неудач в учебной деятельности.