1.Самоопределение к деятельности | На доске запись: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». - Как вы понимаете эти слова? - Надеюсь, что наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. - Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (успеха и удачи) Чтобы о водах России знать, Надо карту уметь читать, Быть внимательным, уметь наблюдать, И, конечно, рассуждать. - Чем заниматься нас призывают эти слова? (быть внимательными, наблюдательными и уметь рассуждать, делать выводы) | Самоопределение (Л) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Слайд (фото водоемов) - Вы видите на слайде изображения различных водоемов. Как вы думаете, что здесь лишнее? (море) -Почему море? (море –соленый водоем, а все остальные –нет) - Как можно назвать все оставшиеся водоемы одним словом?(пресные водоемы) - Как вы понимаете слово «пресный»? Давайте уточним значение этого слова по толковому словарю. Итак, какие же бывают пресные водоемы? (Болото, озеро, река, пруд, ручей) Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода, Чтоб тему урока узнать, Загадку надо нам отгадать! Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня. Издалека по песенке узнаете меня. (река) - Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня? Значит, тема нашего урока …«Что такое река?» | самоопределение (Л) смыслообразование (Л) целеполагание (П) подведение под понятие (П) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | -Все живое на земле имеет начало и конец. Начало жизни человека это его рождение, конец жизни это смерть; у растения начинается жизнь из маленького семечка, появляется зеленый росток; заканчивается – когда растение погибает. Так и реки имеют начало и конец. -Что же является началом реки? В этом нам поможет загадки, которые надо отгадать. Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (родник) Под осинку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять И бежит, да не поймать. (Ручей.) Учитель прикрепляет на доску карточки со словами: РОДНИК, РУЧЕЙ, ИСТОК. - Значит, началом реки является родник, ручей т. е. исток. -Перед вами схема реки. Найдем на схеме, где будет начало реки (в это место приклеивается карточка со словом ИСТОК). На доске появляется карточка со словом ПРИТОК. Ребята, есть у реки маленькие речки, которые дают ей свою воду? - Как вы думаете, что такое приток реки? (обсуждение детьми, при работе используется толковый словарь) Учащиеся делают вывод: «Мелкие реки и ручьи, которые впадают в более крупную реку, называют притоками». - А теперь давайте найдем притоки на нашей схеме реки (карточки со словами ПРИТОК приклеиваются к схеме реки) - Представьте, что вы находитесь в лодке. Вы плывете по небольшой реке по течению. Посмотрите направо. Что вы видите? (берег) Посмотрите налево. Что будет слева?(берег) Отгадайте загадку. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (берега) - Значит, слева и справа от нас –берега. Учитель прикрепляет на доску карточку со словом БЕРЕГ. -А теперь плывём назад. Где сейчас будет правый берег? А левый? - Как определить, где у реки будет левый берег, а где правый? Сообщение ученика «Если плыть то течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый. Определять берега и притоки реки нужно по течению от истока». - Посмотрим на схему реки. В каком направление течет наша река? (указать стрелкой направление течения) -А теперь найдем левый и правый берега, и выясним, какой приток реки левый, а какой правый (к схеме реки приклеиваются карточки ЛЕВЫЙ БЕРЕГ, ПРАВЫЙ БЕРЕГ). - Что вы видите на схеме дальше? (Река впадает в море) -Как называется место впадения реки в другую реку, море или озеро вы узнаете, прочитав в учебнике с. 89. После чтения появляется карточка со словом УСТЬЕ. Следовательно, место впадения реки в другую реку, море называется устьем. К схеме реки приклеивается карточка УСТЬЕ. - О чем вы еще узнали прочитав текст? (у реки есть русло) -Что такое русло? (углубление между берегами, по которому течет река) Соответственно приклеивается карточка РУСЛО к схеме реки. ФИЗМИНУТКА. (проводится под музыку журчания реки) Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) - А какая река протекает в нашей местности? -Что вы знаете о нашей реке Карай? (ответы детей сопровождаются их рисунками и фотографиями реки Карай). Сообщение ученика ( сопровождается показом на карте Саратовской области реки Карай, ее частей) Карай (Мокрый Карай) — средняя река в России, протекает в Саратовской области. Устье реки находится в 540 км по правому берегу реки Хопёр. Длина реки составляет 139 км. Главные притоки –реки Тавалжанка, Сухой Карай, Щербединка, Студеновка. | поиск информации (П) определение основной и второстепенной информации (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение(П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П) культура речи(Л) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас в рубрике «Обсудим вместе» выясним правильно ли дана характеристика реки как водного потока (Уч.с 89). Вода в реке все время движется. Вода течет по естественному руслу. Река имеет начало(исток) и конец (устье). Река – водоем со стоящей водой. - А давайте мы с вами отправимся на рыбалку на нашу речку. Любите ли вы рыбачить? Сейчас мы будем забрасывать удочку в реку и вылавливать рыбку, на который записан вопрос. После этого надо предоставить ответ. Если ответ неверный, предоставляется ответить на этот вопрос другому участнику рыбалки. Вопросы: -
Как называется начало реки? -
Как определить, какой берег реки левый? -
Что такое правый приток реки? -
Что называется устьем реки? -
Что такое русло реки? | аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) структурирование знаний (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) выдвижение гипотез и их обоснование (П) выведение следствий (П) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | - А сейчас поработать в группах. Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? 1 группа сделает рисунок – схему, где река вытекает из озера. Отметь на рисунке исток, устье, берега. 2 группа- рисунок- схему, где река впадает а озеро. Отметь на рисунке все изученные части реки. - Давайте посмотрим, что получилось у членов каждой группы, есть ли у них ошибки. | умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (К) осознание ответственности за общее дело(Л) применение имеющих знаний в практической работе(П) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)умение сотрудничать(К) |
7. Включение в систему знаний и повторение | Просмотр сказки о ручейке. Жил на свете один лесной ручеёк. Ручеёк был небольшой, но весёлый. Он радостно журчал по перекатам. У ручейка было много друзей, большинство из них животные: он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Ёщё он любил горы. Сколько раз помогал он им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам. Кроме огромного запаса жизнерадостности у ручейка было ещё одно хорошее качество: он любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что они коварны. В одно прекрасное утро, когда ручеёк играл и плескался со своими подругами – рыбками, поблёскивавшими чешуёй на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке гриба, который рос рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чём-то увлечённо рассказывала. - Что случилось? - спросил ручеёк, остановившись. Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать ручейку о том, что внизу, в долине, людской аул остался без воды - высох источник, обеспечивавший жителей водой. Призадумался ручеёк, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чём он подумал: ведь не мог же он допустить, чтоб где-то рядом люди испытывали жажду. И ручей решился. Простясь со своими друзьями, он со всего духу побежал вниз, к людям. В этот день в ауле был праздник – люди радовались воде. Ручеёк был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение; он вспоминал слова матушки Земли: «Помни, сынок, люди коварны и склонны к предательству». Прошло несколько дней, самых скучных в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, семейка свиней, купавшихся в грязи на улице, затем всё это ему наскучило. Ручей много наблюдал за людьми, и его всё больше удивляло их невежество по отношению к природе, особенно к земле. Он не понимал, как можно захламлять аул кучами мусора и отходов. Скоро ручеёк стал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон текла вонючая жидкость. Ручеёк из прозрачного превратился в белёсый, мутный поток. И он заплакал, отчего его вода стала солёной. Теперь-то он понял, почему ручьи уходят из этих мест. Ночью наш ручеёк вынужден был уйти из аула. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше извилин, всячески изгибался. Ведь на свете нет ни одного ручья, ни одной реки, которая текла бы прямо. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья. Хоть сказка ложь, да в ней намёк – человечеству урок. -Какой вывод необходимо сделать из сказки? (надо беречь воду, не загрязнять ее) -На нашей земле множество рек, озер, морей, прудов. Вода – это жизнь для людей, животных и растений. Вода – это одно из богатств на земле. Количество воды на земле не меняется, так как происходит круговорот воды в природе. Но чистой воды становится всё меньше. Над водой повисла угроза загрязнения. Воду надо беречь! Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Особенно надо беречь родники. Ведь именно с родников начинаются большие и маленькие реки. Работа в парах. -Давайте сейчас придумаем и нарисуем знак, плакат о том, что необходимо делать чтобы сохранить чистоту родников, рек. -Давайте посмотрим, что у вас получилось? | анализ, синтез, сравнение, обобщение(П) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.(К) умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р) |
8 Рефлексия деятельности | Какая тема была сегодня на уроке? -Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы их? - Что нового узнали на уроке? - А теперь пришло время оценить свою работу. У нас на доске большое облако. На ваших столах лежат капельки. Выберите одну из них. голубая капелька – урок был интересным, вы узнали что-то новое, темно -синяя капелька – урок был неинтересным и нового ничего не узнал. Пусть ваши капельки вольются в нашу реку. (дети приклеивают капельки к реке) Продолжите мои предложения: - Сегодня на уроке… Было интересно… Мне показалось важным… - Этот урок… Вспомните запись на доске: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». Перефразируем их в соответствии с темой нашего урока и получим слова из песни ( «С голубого ручейка начинается река») - Закончим наш урок песней «Улыбка». Домашняя работа. -Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают. Как называется эта часть реки? - Откуда они берут начало? Как называется эта часть реки? | умение обобщить и сделать вывод (П) проявление познавательной инициативы (П) позитивная самооценка (Л) осознание качества и уровня усвоения.(Р) |