СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Явления природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям провести урок окружающего мира по теме "Явления природы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Явления природы"»

Представление урока:


1) Тема урока «Явления природы»

2) Место в теме, разделе, курсе: Новый раздел «Природа», изучение новой темы, 5 урок.

3) Цели: - познакомить с целями и задачами нового раздела;

- формировать знания о живой и неживой природе;

- на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природы.

4) Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор:

методы: словесный, поисковый, практический.

формы: фронтальная, групповая, парная;

педтехнологии:

-проектная технология (даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде);

-технология проблемного и дифференцированного обучения;

-здоровьесберегающая технология (использование полученных знаний в повседневной жизни);

-информационно-коммуникативная технология (повышение качества усвоения материала);

-игровая технология (повышение интереса к уроку, позволяет научить: сравнивать, распознавать понятия, применять);

- технология обучения в сотрудничестве (расширение межличностных отношений детей, развитие познавательной активности, самостоятельности);

5) Собственные изобретения, их сущность, новизна (если есть): «Сбор макулатуры как инструмент сохранения окружающей среды»;

6) Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование).

1. Познавательные:

- осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

- элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

2. Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.; высказывать свое предположение.

3. Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

4.Личностные:

-формировать мотивацию к обучению;

-уметь оценивать

-оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся.

Технологическая карта урока:


Тема: «Неживая и живая природа»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- формировать представление о неживой и живой природе;

- научить различать объекты неживой и живой природы;

- раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,

  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,

  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,

  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.


Планируемые результаты:

Предметные

Различают объекты живой и неживой природы;

Сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.










Метапредметные

-регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;

- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.


Ресурсы урока: мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, экранно-звуковые пособия, оформление класса, карточки с заданиями


Ход урока:

Содержание деятельности учителя:


Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент

Создание положительного настроя на урок.

  1. Введение в тему.

А начнем мы наш с вами урок с небольшого путешествия…

(под музыку Вивальди «Осень» включаются слайды о природе)


Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)


После просмотра слайдов задается вопрос, что за мелодию дети услышали?

Объявление темы урока.

- Соответственно, какая тема нашего сегодняшнего урока ?



Самопроверка наличия необходимых для урока предметов



Слайды






….


Дети договаривают слово.












- Природа.



Актуализация необходимых знаний

- Объясните, что вы понимаете под словом природа? Приведите примеры.

- А что нельзя назвать природой?

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Что из них природа и почему?

Кто построил дом? А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы человек может сделать своими руками?



Слайд


Найдите лишний объект и объясните почему.



СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа-это…


Дети приводят примеры



- Природа – это то, что сделано руками человека (рукотворный мир)

- Человек


- Нет





Холодильник - лишний объект, потому что он сделан руками человека, и относится к рукотворному миру, а не к природе.

все то, что нас окружает, но не создано человеком.

Организация познавательной деятельности

  1. Изучение нового материала.


Рассмотрите иллюстрации, на какие 2 группы можно разделить эти объекты природы?

природа

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: природа бывает…

неживая

живая

На доске:




  • Откройте учебник на странице 25 и прочитайте, какая бывает природа. Сравните с нашим выводом, правильно ли мы его сформулировали.

  • Посмотрите на объекты живой природы и подумайте, в чем их отличие от неживых.

  • Теперь попробуем доказать на примерах:

- Сможет ли любое животное прожить

без пищи? А для чего растениям нужна земля?




Подумайте, что произойдёт с жуком, если его поместить в стеклянную банку плотно закрытую крышкой? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

- Посмотрите внимательно на цветы в нашем классе. Какие изменения в их внешнем виде вы заметили?. Сформулируйте вывод и запишите свои наблюдения в таблицу.


Приведите примеры роста среди животных.



Как вы думаете откуда появляются так много одуванчиков летом?

Значит можно сделать вывод, что все живые объекты природы размножаются


Что произойдет с цветком, если его сорвать?

Вывод?


Физкультминутка



Итак, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?

- А к какой природе относится человек? Докажите, используя наш алгоритм, представленный на доске.

ОБЩИЙ ВЫВОД: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо.

Теперь научимся доказывать, используя наш алгоритм.

Достаю муляж гриба подберезовика.

К какой природе относится гриб?

Докажите.

А теперь будьте внимательны:

Конкретно этот гриб, который я держу – объект какой природы, живой или неживой?

(ставлю заведомо неверный вопрос, чтобы оценить уровень понимания материала).

Физкультминутка (я называю предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы - вы показываете, как оно двигается, если неживой - садитесь на корточки и замираете.)

6. Закрепление изученного материала.

Сейчас вы на слух должны определить объекты только живой природы. Будьте внимательны.

Игра «найди лишний предмет»


Самостоятельная работа в парах (тройках).








Живые – неживые



Живой и неживой





Самостоятельная работа учащихся с учебником.



Ответы детей:

Они питаются, растут, рождаются, дышат.



- Нет, оно умрёт.

В ней находятся питательные вещества, необходимые для роста.

ВЫВОД 1: Следовательно, все живые организмы питаются.

- Он задохнётся и умрёт. Ему нечем будет дышать.

ВЫВОД 2: Все живые существа дышат.


(Наблюдение за цветами)

- Они выросли.

ВЫВОД 3: Все живые организмы растут. (Дети приводят примеры роста животных на основе своих наблюдений).

С помощью ветра семена разлетаются и вырастают новые.












Он умрет

ВЫВОД: все живые объекты природы умирают.


Игра «Стихии: вода, земля, воздух, огонь.»





Человек относится к живой природе, так как он дышит, рождается, питается, растет и умирает.












Доказывают, что гриб относится к живой природе.


Именно этот гриб не относится к природе вообще, потому что его сделал человек!



















Дети слушают звуки.





Слайды


Дети доказывают друг другу (взаимопроверяют друг друга)

Рефлексия деятельности

7.Рефлексия

Прочитайте и отметьте галочкой соответствующий пункт.













8.Подведение итога урока.

Просмотр фильма «Красота живой и неживой природы» (В процессе просмотра даются комментарии.


Самооценивание.

-Оцените себя на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой. Слайд



Да

Есть затруднения

Я понял, какие объекты относятся к живой природе



Я понял, какие объекты относятся к неживой природе



Я могу доказать, что дерево относится к живой природе




Мне было комфортно на уроке

Я был активен на уроке

Мне понравился урок

У меня отличное настроение

Да

Нет




















Учащиеся читают свои варианты.






Чтобы природа дала нам свои богатства надо ее любить и беречь. Человеку нужно бережно относиться к природе и не важно - живая она или неживая.

Объяснение домашнего задания.

Каждому ребенку выдается конверт, в котором необходимо выполнить определенные задания. При успешном выполнении ребенок получает пазл (часть картины). В начале следующего урока пазлы собираются в единую картину «Живая и неживая природа»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!