Технологическая карта. ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Тема урока | Ткани. Данная разработка урока по теме «Ткани» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 8 класса. |
Тип урока | Проблемно-исследовательский. Урок деятельностной направленности по целеполаганию - урок «открытия» нового знания. |
Цель | Способствовать формированию представления о тканях человеческого организма. |
Задачи | - образовательные: знать понятие «ткани»; виды тканей; свойства, признаки, особенности тканей - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные - знать понятие «ткани»; - уметь отличать виды тканей; - знать особенности свойства тканей Метапредметные - регулятивные: - определять цель учебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки. Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - соблюдение правил работы в кабинете, обращение с лабораторным оборудованием; - оценивать собственный вклад в работу группы. |
Ресурсы | Учебник, инструкция – модуль по изучению учебных элементов, ключ ответа по изучению учебных элементов |
Технологии | Технология модульного обучения, проблемно-исследовательская технология |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока, дидактические цели. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Форма организации учебной деятельности | Формирование УУД. |
1 этап. Организационный | Приветствие обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. «Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок, Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение ». Девиз урока: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно!» | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | фронтальная | Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
2 этап. Актуализация знаний | Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира человеческого организма? Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке. Давайте вспомним и проверим наши знания. 1. Тело человека образовано огромным количеством… (клеток), которые по строению и составу сходны с клетками … (животных). 2.Назовите основные части клетки и объясните их назначение. 3. Из каких основных веществ состоит клетка? 4. Может ли клетка функционировать без воды? Ответ объясните. | Отвечают на вопросы. | фронтальная | Коммуникативные: умение сотрудничать, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: оценивать правильность ответов на вопросы
|
3 этап. Создание проблемной ситуации | Возможно, вы обращали внимание, когда ели куриные ножки, что они состоят из различного материала. Кости – твердые, мышцы (мясо) – мягкие. Мышцы прикреплены к костям с помощью прочных тяжей – сухожилий, нога покрыта кожей. Чем, кроме клеток, образовано тело животных? | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, проговаривают и осознают. Также, как у животных, группа клеток образуют ткани. | фронтальная | Личностные:формирование мотивационной основы учебной деятельности Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, выдвигают проблему. |
4 этап Целеполагания | Следовательно, речь на сегодняшнем уроке пойдет о тканях. Какая интегрирующая цель? Работать будем самостоятельно, достигать конкретных целей учено-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. |
Получить знания о видах тканей человека, об особенностях их строения и функциях. | фронтальная | Коммуникативные: продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. |
5 этап Осмысление (изучение нового материала) | Работа по модулю по теме: «Ткани». УЭ-1 | Цель: определить исходный уровень знаний о тканях. 1.Вспомните и запишите определение понятия ткани. 2.Перечислите известные вам ткани растений и их функции, заполнив таблицу:
| УЭ-2 | Цель: выяснить, какие ткани характерны для человека. 1.Вспомните, какие ткани характерны для животных. 2.Используя текст параграфа и рисунки в учебнике записать группы тканей человека. | УЭ-3 | Цель: изучить структуру и функции тканей человека. Прочитайте текст параграфа. Заполните таблицу «Ткани человека» Название тканей и их разновидностей | Особенности строения и функции | Место расположения | | | |
| УЭ-4 | Цель: выработать практические навыки определения типов тканей. Выполните практическую работу по теме: «Клетки и ткани под микроскопом». Цель: определите типы ткани. Оборудование: микроскоп, микропрепараты. Ход работы. Рассмотрите микропрепараты. Зарисуйте увиденные ткани и укажите их признаки. Сделайте вывод. | УЭ-5 | Цель: проверить знания по изученной теме. 1.Выполните тестовую проверочную работу. Допишите: 1) Участки ДНК называются… 2) Ядро отделено от цитоплазмы… 3) Энергия в клетке образуется… 4) В синтезе белков участвуют… 5) Ферменты – это… 2.Выбирите правильный ответ. 1) Эпителиальные ткани образуют: а – кости б – кровеносные сосуды в – кожу 2) К соединительным тканям относятся: а – кровь б – хрящевая в – сердечная 3) Главные свойства мышечной ткани: а – возбудимость б – сократимость в – проводимость 4) Нервное волокно – это часть отростка …, покрытого оболочкой. а – дендрита б – аксона в – дендрита и аксона |
| Выполнение заданий по модулю. Проявление познавательной инициативы. Проведение исследований. Обсуждение в группах варианты решения.
| индивидуальная парная | Познавательные: анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию о ткани человеческого организма. Регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно; продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
|
6 этап Закрепление и обобщение.
| УЭ-5 | Цель: проверить знания по изученной теме. 1.Выполните тестовую проверочную работу. Допишите: 1) Участки ДНК называются… 2) Ядро отделено от цитоплазмы… 3) Энергия в клетке образуется… 4) В синтезе белков участвуют… 5) Ферменты – это… 2.Выбирите правильный ответ. 1) Эпителиальные ткани образуют: а – кости б – кровеносные сосуды в – кожу 2) К соединительным тканям относятся: а – кровь б – хрящевая в – сердечная 3) Главные свойства мышечной ткани: а – возбудимость б – сократимость в – проводимость 4) Нервное волокно – это часть отростка …, покрытого оболочкой. а – дендрита б – аксона в – дендрита и аксона | | Закрепление. Отвечают тестовую проверочную работу. | фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий.
|
7 этап Рефлексия (итог урока). | Цель: подвести итоги урока. Прочитайте цели. Достигнуты ли они? Оцените свою работу: | Проводят самоконтроль, взаимоконтроль по ключу модули. Происходит рефлексия результатов деятельности. |
индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Проводят рефлексию учебной деятельности.
|
8 этап Домашнее задание. | Параграф §4, вопросы на странице 24. |
|
|
|