СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Корень"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Корень"»

Учитель: Райхерт Галина Александровна, МБОУ «Белоярская ООШ»

Предмет: Биология 6 класс

Тема урока: Корень

Заявка на оценку:

«5» - 15 баллов и более

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 - 11 баллов



Цель: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем, зоны корня и видоизменения корней.

Задачи:

Образовательные: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты:



Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.







Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Применяемые технологии:

-КСО (работа в парах, группах)

-технология проблемного обучения

-элементы исследовательской технологии

- способы диалектического обучения

-здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в группах, в парах, фронтальная беседа, лабораторная работа, работа с учебником, текстом, рисунками, рефлексия.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Критерии оценки

Время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, перед вами лежат рабочие листы. Сделайте заявку на оценку. Сегодня мы работаем с ними, а не в тетрадях. В течение урока вы заполняете листы, а в конце урока сдаёте мне на проверку.





Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная работа

Прежде чем мы перейдем к новой теме, немного вспомним.

- Что называется органом?

-Какие органы растения вы знаете?

- Что представляет собой побег?




- Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции.

- Побег (листья, почки, стебель, цветок, плод, семя), корень.


3 минут

Подготовка к работе на основном этапе

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

   А потом цветов нам стало жалко,

              Снова в землю посадили их.

            Только ничего не получается:

           От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

 Без корней расти и жить не станут!

              Как ни тонок, неприметен

              Под землёю корешок,

           Но не может, жить на свете Без него любой цветок!                           (В. Жак )

-         Почему незабудки повяли, хотя были посажены в землю?

Ребята, о каком органе идёт речь в стихотворении? (Без чего растения не смогут жить?)

Ребята, какова будет тема урока?

Задание. сформулировать вопросы к теме урока, которые станут целью урока

- Что бы вы хотели выяснить про корень? (учитель записывает на доске план урока): (слайд)

1. Что называется корнем?

2. Каковы функции корня?

3. Каковы виды корней

4. Что представляет собой внутреннее строение корня?

- Обратите внимание на наш план. Как бы сформулировали тему урока?























Предполагаемые ответы детей:

- сорвали; повредили корней; корень оставили в земле и др.



(Ответ: о корне растений.)

Версии Корень


- Определяют задачи урока:

1. что такое корень?

2. Каковы свойства и виды корней?

Каким образом корень отличается от побега?

3. Что такое корневые системы?


-Формулируют тему урока «Корень. Корневые системы» Записывают в рабочих листах тему урока.
































Все версии ответов по 1 баллу


5 минут

Усвоение новых знаний и способов действий

-Давайте попытаемся сформулировать что называется корнем на основании тех знаний, которые вы имеете

Выслушать версии и вывести определение понятия.

Фронтальная работа

Корень - это вегетативный орган растения, с помощью которого растения укрепляются в почве, проводят воду и минеральные соли. (Слайд)

Функции корня: - водоснабжение и минеральное питание («насос»)

                             - опора

                      - отложение веществ («склад»)

1 балла




2 минуты

Первичная проверка понимания изученного

- Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И для выполнения всех этих функций существует несколько видов корней. Давайте их рассмотрим.

- Узнав, какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются.

Рассмотрим рисунок на стр.36 «Виды корней »

Какие существуют виды корней, попытаемся выявить каким образом боковые корни отличаются от придаточных.

Сделать вывод.

Если боковые корни растут от главного корня, то придаточные растут от стебля

Фронтальная работа

- рассматривают рисунок в учебнике


- Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный.

Если боковые корни растут от главного корня, то придаточные растут от стебля


1 балл



Контроль знаний и способов действия

- Мы выяснили, что корней у растения много. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему.

- Различают два типа корневых систем:

Давайте рассмотрим рисунок.

Чем отличаются эти корневые системы?

Какое основание деления?

Чтобы закрепить свои знания о типах корневых систем, мы выполним практическую работу.

Рассмотреть виды корневых систем,

Рассмотреть виды корневых систем,

разделить на группы


1. Какие типы корневых систем различают?

2.В каком случае можно назвать корневую систему – стержневой, в каком – мочковатой?

3. Рассмотрев типы корневых систем по какому признаку поделились?

Обсуждение: Класс делиться на группы. Каждая группа пробует разделить растения на две группы по корневым системам (мочковатую и стержневую на выбор)


а)Инд.труд

б) Простая кооперация: объединившись в группы, обсудить типы корневых систем и какие растения к ним относятся.

в) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. Формулирование вопросов-суждений, ответы которые могут доказать правильность выполнения задания.

Как доказать, что овес имеет мочковатую корневую систему, а фасоль – стержневую корневую систему?

- Записывают: Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему

(Слайд), или стр.36, рис.

Основание деления по наличию ярко выраженного главного корня.

Если ярко выражен главный корень, то корневая система – стержневая. Если много

одинаковых корней, то корневая система – мочковатая.





1.Различают 2 типа корневых систем – стержневая и мочковатая.

2.Сранивая мочковатую корневую систему со стержневой, можно сказать, что у стержневой корневой системы ярко выражен главный корень, а у мочковатой не выражен главный корень.

3.Типы корневых систем поделились по наличию ярко выраженному главному корню.

- Выполняют лабораторную работу согласно инструкции.

- Обсуждают результаты



Дети объединяются в группы.

1 и 3 группы проверяют стержневую корневую систему

2 группа мочковатую корневую систему

Выступают (Слайд с ответами, открываются по очереди каждая строка)

Если у растения ярко выражен главный корень, значит коневая система стержневая.

У овса не ярко выражен главный корень. Следовательно у овса мочковатая корневая система
























8 баллов










8 минут (выполнение работы)

2 минуты (проверка, обсуждение)


Внутреннее строение корня.

Лабораторная работа

1.Рассмотрите корешок фасоли невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корня корневой чехлик.

2.Обратите внимания, чем характеризуется часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение?

(Учитель предлагает прочитать текст учебника на с. 38 и рассмотреть рисунок на стр. 38-39 «Продольный срез корня» начать заполнять таблицу «Особенности строения корня растения» в рабочей тетради (стр.26, задание 41)

а)Инд.труд

б) Простая кооперация: объединившись в группы, выполнить лабораторную работу.

в) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. Формулирование вопросов-суждений, ответы которые могут доказать правильность выполнения задания.

Фронтальная проверка. Оценка. Самопроверка





Выполняют лабораторную работу. Читают и рассматривают рисунок в учебнике.

Начинают заполнять таблицу.









Проверка

(Слайд с ответами, открываются по очереди каждая строка)








Заполнение таблицы – 5 баллов (строчка 1 балл)

10 минут

































2 минуты

Коррекция знаний и способов действия

Давайте вспомним:

1.Что такое корень?

2.Какие существуют виды корней?

3.Что представляют собой боковые корни?

4.Что представляют собой придаточные корни?

5.Что называют стержневой корневой системой?

6.Что называют мочковатой корневой системой?

Если останется время:

Соотнесите рисунок с зонами корня. О какой зоне корня идет речь? (Слайд с рисунками: наперсток, насос, труба, деревья или человечки разного роста и т.д)




Подведение итогов

Подсчитываем свои баллы. Сверим с заявкой на оценку. У кого 4 поднимите руки, 5. Молодцы!




Домашняя работа

Прочитать стр.36-38, рассмотреть рисунок на стр.37, заполнить в рабочей тетради задание 42, стр.27.

Ответить на вопрос: Почему некоторые растения имеют видоизменённые корни?











Инструктивная карточка

       Лабораторная работа «Корневые системы»

                 Вопросы и задания.

1.     Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли.

2.     Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

3.     Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте и надпишите её части.

4.     Найдите главный корень  в корневой системе фасоли.

5.     Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части.                                               

Как называется такой тип корневой системы







Типы корневых систем



1) Овёс


А) стержневая корневая система

2,3,5,6,8

2)Ярутка полевая


3)Одуванчик


4)Мятлик


В) мочковатая корневая система

1,4,7

5)Кукуруза


6) Фиалка трёхцветная


7)Пшеница


8)Цикорий






Зоны корня

Зоны корня

Особенности строения

Значение для растений