Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы, оборудование | Время | Планируемый результат | Диагностический и оценочный инструментарий |
1. Орг. момент | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Я приглашаю вас на урок русского языка. Проверьте своё рабочее место. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? -Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте. - Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? | Проверяют готовность к уроку Показывают смайлики Высказывают своё мнение. (Быть внимательными, активно работать, не отвлекаться и т..д.) | Слайд 1 Урок русского языка Мультимедийный проектор, презентация. | 2 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
2.Формулирование темы урока, постановка цели. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Организация диалога с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и задачи урока. - О какой букве можно сказать буква «капелька»? - Что можно сказать о мягком знаке? -Ребята, возьмите маршрутные листы и прочитайте тему урока. - Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на уроке, чтобы хорошо усвоить тему «Разделительный мягкий знак»? Вы можете воспользоваться незавершенными фразами. | Под руководством учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Высказывают свои мнения. (мягкий знак). -Мягкий знак может быть разделительным или показывать на мягкость согласного звука. Учащиеся завершают высказывания (Будем учиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Находить слова с разделительным мягким знаком в тексте. Определять место орфограммы в слове. Применять знания в различных ситуациях) | Слайд 2 «Разделительный мягкий знак» Слайд3 Будем учиться … Находить слова… Определять место.. Применять знания… | 4 | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель урока. . (Регулятивные УУД). Уметь выслушивать мнения учащихся. | |
3.Минутка чистописания | Обратить внимание учащихся на правильное соединение букв. | - Откройте тетради, запишите число. -Какие требования должны выполнять во время минутки чистописания? - Посмотрите на доску, что вы заметили в сегодняшней минутке чистописания? - Пропишите эти соединения в тетрадях, соблюдая правильное соединение букв. -Запишите под диктовку слова, соблюдая правильное соединение букв: Дарья, Софья, Ольга, Татьяна, Наталья, Марья. - Что общего у данных слов? - Как пишутся слова, обозначающие имена людей? -Проверти правильность выполнения задания. - Какое слово лишнее и почему? - Как отличить разделительный мягкий знак от мягкого знака показателя мягкости согласного? - Посмотрите еще раз свою работу, вспомните правила оценки минутки чистописания и оцените свою работу в оценочных листах. | - Следить за высотой, наклоном и шириной букв. - Во всех соединениях есть разделительный мягкий знак. (Учащиеся прописывают соединения букв) Учащиеся записывают слова. - Это слова, обозначающие женские имена, во всех словах есть мягкий знак - Слова, обозначающие имена людей пишутся с заглавной буквы. - Лишнее слово Ольга. В этом слове мягкий знак показатель мягкости согласного. Во всех остальных словах – разделительный мягкий знак). -Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласной буквой, а мягкий знак показатель мягкости пишется либо на конце слова после согласного, либо между согласными буквами. Учащиеся называют правила. 1.Правильное написание букв. 2.Безотрывное письмо. 3. Соблюдение наклона и высоты букв. 4.Правильность выполнения задания. (Учащиеся оценивают работу в оценочных листах. Закрашивают кружок соответствующим цветом: зеленый – очень хорошо, желтый – есть небольшие ошибки, красный – еще многое не получается.) | На доске прописано соединение букв. (Вью пьё тья) | 4 | Уметь выполнять работу по образцу. Уметь осуществлять анализ и сравнение своей работы с образцом. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Самостоятельная работа Фронтальная работа. Самопроверка Фронтальная работа Самооценка |
4.Словарно-орфографическая работа. | Познакомить учащихся с новым словом из словаря. | - Сейчас я вам загадаю загадку. Вы должны будете определить слово по его лексическому значению. Крупное хищное, всеядное млекопитающее с большим, грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами. (Медведь) - Запишите это слово, сделайте транскрипцию слова. - Какие орфограммы встретились в слове медведь? - Посмотрите на экран. Здесь записаны фразеологизмы, в которых встречается слово медведь. Попробуйте раскрыть смысл этих фразеологизмов. - Запишите только то высказывание, котором есть слово с разделительным мягким знаком (Медвежья услуга). Организация взаимопроверки. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения работы у своего соседа. Оцените работу. | Учащиеся объясняют своё решение. Учащиеся делают транскрипцию слова, проверяют правильность выполнения с образцом на доске, делают вывод. (-В слове медведь слышим звук и, а пишется буква е. Написание этой гласной проверить нельзя, это слово из словаря. Написание нужно запомнить) Учащиеся читают фразеологизмы и объясняют их значение. Проверяют свои предположения по словарю фразеологизмов Медведь на ухо наступил. (Неодобрительное. Так говорят о том, у кого отсутствует музыкальный слух, неспособность правильно воспроизвести музыкальные звуки). - Медвежья услуга. (Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред). - Делить шкуру неубитого медведя. (Распределять материальные или иные ценности, которые еще не получены). Учащиеся самостоятельно записывают нужный фразеологизм. Учащиеся проверяют работу, после чего оценивают её в листах самооценки (закрашивают кружок соответствующим цветом). | Слайд 4.(проверка своего предположения) Слайд 5 Ме дведь на ухо наступил. Делить шкуру неубитого медведя. Медвежья услуга. | 6 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и сравнение объектов. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | Фронтальная работа Самостоятельная работа. Работа в парах |
5.Проверка д/з | Обратить внимание детей на достаточно большое количество слов в русском языке с разделительным мягким знаком и довольно частое употребление этих слов в речи. | - Вспомните, какое д/з вам было задано? (Творческое домашнее задание: подобрать материал, оформить). Подведение итогов. - Все ли дети смогли правильно подобрать нужные пословицы, поговорки и т. д.?. Чья работа вам понравилась, запомнилась больше всего? Почему? Отметить лучшие работы. | - Найти пословицы, поговорки, скороговорки, загадки в которых есть слова с разделительным мягким знаком. (Дети читают подобранные пословицы, поговорки, называя слова, в которых встречается разделительный мягкий знак) Ответы детей. | | 4 | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь выслушивать ответы детей. | Фронтальная работа. |
6.Организация повторения информации. | Выявление учащимися признаков орфограммы, сопоставление мягкого разделительного знака и мягкого знака как показателя мягкости согласных. | Составление таблицы-памятки. Организация работы в парах. -Перед вами лежит таблица, которую вы должны заполнить, отвечая на вопросы. На основании этой таблицы сформулируйте правило о разделительном мягком знаке и о мягком знаке показатели мягкости согласного | Учащиеся работают в парах. После выполнения первой части задания (заполнения таблицы) учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы по образцу. Учащиеся оценивают правильность выполнения первой части задания в оценочных листах. Выслушиваются ответы детей (пар) . | Слайд 6 | 7 | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и сравнение объектов. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре. (Коммуникативные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | Коллективная работа Работа в парах |
7.Физкультминутка. | | | Уч-ся выполняют зарядку | | 2 | | |
8.Проверка понимания, закрепление знаний. | Проверка понимания способа действия. Осознание каждым обучающимся степени овладения написанием орфограммы | Работа по учебнику. - Откройте учебник стр.37, упр. 65. Прочитайте задание, ответьте на вопрос «Что нужно сделать?» Выполнение задания по рядам: 1-ый ряд выписывает слова с разделительным мягким знаком; 2-ой ряд - с мягким знаком, который стоит в конце слова; 3-ий ряд – с мягким знаком, который стоит между согласными. Проверка и оценка выполнения работы. - Проверим правильность выполнения задания. - Оцените выполнение задания в оценочных листах. Р/р. Составление текста по опорным словам. - Сейчас, ребята, мы составим текст. Посмотрите на картинку и скажите о каком времени года будет наш текст? - Прежде, чем начнем составлять текст, давайте вспомним, что называется тексомт? - Перед вами лежит карточка со словами. Подчеркните слова, которые можно взять для составления текста по данной картинке. _ Используя эти слова, составьте текст на тему «Зима». - Прочитайте текст, который составила я. ( Примерное содержание текста. На улице кружит вьюга. Кругом лежат комья снега. Все деревья спят до весны. На снегу еле видны волчьи и лисьи следы.) -Получился ли у меня текст? - Выпишите из данного текста слова с разделительным мягким знаком, деля их для переноса. Проверка выполнения задания. - Какое правило вы должны были вспомнить, чтобы правильно выполнить данное задание? -Обменяйтесь тетрадями, проверти правильность выполнения задания. Оцените правильность выполнения задания. | Дети читают самостоятельно задание и отвечают на вопрос. ( Распределить слова в три группы) По одному человеку каждого ряда читают свои ответы. 1.Деревья, здоровье, обезьяна, шалунья. 2.Дождь, медведь, декабрь, играть. 3.Льдина, больница, альбом, коньки. Учащиеся проверяют, ставя «+» или « - » на полях тетради. Учащиеся закрашивают соответствующим цветом кружок. - О зиме. Текст – это группа предложений, объединённых одной темой и основной мыслью Учащиеся из группы слов выбирают нужные слова (подчеркивают их карандашом) Вьюга, солнце, снеговик, ёлка, комья снега. деревья, сосульки, волчьи и лисьи следы. Выслушиваются ответы детей. - Да. Все предложения связаны по смыслу и объединены одной темой «Зима». Уч-ся самостоятельно выполняют задание. Учащиеся вспоминают правило. Учащиеся проверяют работу друг у друга. После чего оценивают выполнение задания в оценочных листах. | Учебник Слайд 7 Слайд 8. | 10 | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). | Самостоятельная работа. Самопроверка Самооценка Фронтальная работа Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Самооценка. |
9.Рефлексия | Зафиксировать содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Решение теста. - Сейчас, ребята, вы сможете проверить качество своих знаний по теме «Разделительный мягкий знак», выполнив тест. Организация самопроверки. - Проверти правильность выполнения задания. (учитель открывает запись на доске, учащиеся проверяют, оценивают каждое задание, ставят «+» или « - ») | Учащиеся выполняют тест. Проверяют и оценивают свою работу в оценочных листах. | Тест 1) Разделительный знак (ь) пишется…. а) после согласных б) после гласных 2) Разделительный знак (ь) пишется…. а) перед согласными б) перед гласными 3) Выбери верное утверждение: а) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь. б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь. 4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком а) соловьи б) огоньки в) Дарья г) стулья д) колокольчики а б а а в г | 4 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | Самостоятельная работа Самопроверка |
10.Подведение итогов. Д/з | | - Давайте, ребята, еще раз обратимся к началу урока. Вспомни, что должны были делать на уроке, и как с этим справились? - Сумели ли справиться с поставленными задачами? - А сейчас возьмите свои оценочные листы, посмотрите результаты выполнения всех заданий и оцените всю свою работу на уроке. Как вы считаете на сколько хорошо вы усвоили данный материал? - Кто доволен своими результатами на уроке? - Покажите своё настроение в конце урока. | Учащиеся еще раз читают задачи урока. - Да. Учащиеся в оценочных листах закрашивают соответствующим цветом последний кружок. | Слайд 3 1.Будем учиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. 2.Находить слова с разделительным мягким знаком в тексте. 3.Определять место орфограммы в слове. 4.Применять знания в различных ситуациях) | 2 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | Самооценка результата урока |