ЦЕЛЕВОЙ БЛОК |
Тема урока: | Три среды обитания |
Цель урока: | Создать условия для осознания и осмысления блока новой научной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания; создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новой учебных ситуациях. |
Планируемые результаты: | 1. умение характеризовать приспособленность организмов к среде обитания Познавательные: умение структурировать материал, умение работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста, умение перефразировать мысль, работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей. |
Инструментальный блок. |
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации знаний |
Образовательные ресурсы: | Учебник, электронное приложение, атлас, рабочая тетрадь, коллекции, рисунки животных стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, черви-паразит, окунь. кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь); карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося; на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания». |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК |
Образовательные технологии: | Работа в парах |
Основные понятия: | Наземно-воздушная, водная, почвенная среды обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. |
Межпредметные связи: | |
Этапы урока | Цель этапа | Содержание этапа | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
1.Орг.момент | Проверка готовности к уроку. | (Приветствие, настрой на работу). | Приветствие учащихся, отчет дежурного. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | |
2.Определение темы урока. Самоопределение к деятельности | Самостоятельное определение темы и целей урока | На экране представлены рисунки животных из разных сред обитания. - Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому что живут не только в разных местах ( на разных континентах) но и в разных средах обитания. - И сейчас мы вместе с вами разберем, кто где живет. На доске перечислены среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. - Итак, как мы назовем тему нашего урока? - Какие задачи будем решать? нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях. | Учащиеся высказывают свое мнение, определяют цель. «Кто где живет?». «Среды обитания животных». Выбирают название. Записывают тему урока. | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог регулятивные: умение формулировать цель | |
3.Учебно-познавательная деятельность | Решение задач о средах обитания | - Положите перед собой карточки с текстом №1. Внимательно прочитайте текст. - О каких птицах идет речь? что вас заинтересовало в тексте? Какие вопросы возникли? Чем питаются стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету? Для чего этим птицам нужно иметь много слюнных желез? в какой среде обитания проходит жизнь стрижей и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как и стрижи. питающихся в воздухе (летучая мышь, стрекоза). - Прочитайте текст №2. - Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу? Прочитайте текст №3. - О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют рыбой за сходство по внешнему виду? (дельфин, кит). Прочитайте текст №4. - Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве. вы знаете? - А иногда живые организмы поселяются в других живых организмах. сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Делают выводы. По результатам обсуждения заполняют таблицу. Участвуют в обсуждении, делают выводы. Высказывают предположения | Познавательные: Умение работать с текстом параграфа и его компонентами организовывать свою учебную деятельность; Умение видеть проблему, высказывать предположения Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения задачи Коммуникативные: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. | Проверка заполнения таблицы |
Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе) Руки в стороны подняли, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. | | | |
4. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Первичное закрепление знаний | Игра «Кто здесь лишний?» (Презентация) 1.Страус, кенгуру, шмель, волк 2.Белка, дельфин, акула. щука. - По такому же принципу составьте сами четверки слов. обозначающих названия животных, где одно слово лишнее. Обменяйтесь заданиями с соседом. Решите его задачу. | Выполняют задание в паре. Высказывают предложения | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Сотрудничать в совместном решении задачи | Выборочный контроль |
5.Контрольно-рефлексивная деятельность | 1. Самостоятельная работа по карточкам 2. Самоанализ и самооценка | Рефлексия. Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме. Достигнуты ли поставленные цели? Закончите предложения: Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился... У меня настроение… Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал… | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: Соотнесение полученного результата с поставленной целью. оценивание своих учебных достижений. | |
6. Постановка домашнего задания | | Домашнее задание: Изучить $ 23, выполнить задания в РТ по теме урока. Занести в таблицу животных: бурый медведь. змея, дождевой червь, их приспособления к среде обитания. Для желающих – написать рассказ от имени животного о приспособлениях к среде обитания | | | |
. 