Класс- 8а
Тема урока: учимся с «Полярной звездой». Создаём электронную презентацию Городов-Героев России.
Уровень изучения: Базовый
Тип урока: комбинированный урок
Цель: сформировать у обучающихся представление о городах-героях, их роли в годы Великой Отечественной войны, размещении на карте России.
Задачи:
Обучающая: познакомить обучающихся с Городами-Героями и их роли в годы Великой Отечественной войны.
Развивающая: развить умение анализировать информацию на картах и сравнивать различные типы поселений.
Воспитательная: формировать у учащихся любовь к Родине и гражданскую ответственность.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, основания для их сравнения; выявлять закономерности предложенной географической задачи; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
Базовые исследовательские действия:
- использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать географические вопросы самостоятельно устанавливать искомое и данное; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
Коммуникативные:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
Совместная деятельность принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы.
Предметные : использовать знания о государственной территории; находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: проводить классификацию населённых пунктов России по заданным основаниям; представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию.
Самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Оборудование: компьютер, «Атлас по географии России для 8-9 классов», контурные карты, дидактический материал.
1.БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Слово учителя.
2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом Защитника Отечества это решение было принято в преддверии празднования 80-летия Победы нашей страны Великой Отечественной войне. Память об этой войне будет жить вечно в сердцах россиян. Мы помним о великих деяниях, которые совершались во имя Победы. Этих людей называют героями. Они совершали подвиги, проявляли личное мужество, самоотверженность. Есть люди герои, а есть города. Эта высшая степень отличия, которая присваивалась городам, трудящиеся, которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины.
Город-герой — это символ, который формирует историческую память народа.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Как вы думаете, о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (О Городах - героях)
Почему присваивался статус Город-Герой? Обоснуйте свой ответ.
Словосочетание город-герой вошло в нашу жизнь еще в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году в передовой статье газеты «Правда» так названы города, при защите которых воины и жители проявили особый героизм, мужество и стойкость. Всего 13 Городов-Героев,9 из них у нас в России.
Этап 1.3. Целеполагание
Обучающиеся определяют тему урока и ставят цели
2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Для достижения цели нам необходимо выполнить ряд заданий, позволяющих получить информацию по теме урока, которая и поможет вам в создании презентации.
1.Задание «Найди меня». По координатам определить объект.
Координаты | Название объекта |
1.59°с. ш. 30°в. д. | Санкт-Петербург |
2. 48° с. ш. 44° в. д. / 48.69917° с. ш. 44.47333° в. д. / 48.69917; 44.47333 | Волгоград |
3. 44° с. ш. 33° в. д. / 44.60000° с. ш. 33.53333° в. д. / 44.60000; 33.53333 | Севастополь |
4. 55° с. ш. 37°в. д. / 55.75167° с. ш. 37.61778° в. д. / 55.75167; 37.61778 | Москва |
5. 45° с. ш. 36° в. д. / 45.33861° с. ш. 36.46806° в. д. / 45.33861; 36.46806 | Керчь |
6.44° с. ш. 37° в. д. / 44.71667° с. ш. 37.76667° в. д. / 44.71667; 37.76667 | Новороссийск |
7. 54°с. ш. 37° в. д. | Тула |
8. 68°с. ш. 33°в. д. | Мурманск |
9.54° с. ш. 32° в. д. | Смоленск |
/ 68.96667° с. ш. 33.08333° в. д. / 68.96667; 33.08333 Отмечаем найденные объекты на контурной карте. Сравниваем их с образцом на слайде.
2.Используя физическую карту, соотнесите географическое название и его географические характеристики.
Город-герой | Объект |
1.Санкт-Петербург (Ленинград) | А) Кольский полуостров, Северный полярный круг |
2.Волгоград (Сталинград) | Б) Восточно-Европейская равнина, река Москва |
3.Севастополь | В) Финский залив, река Нева |
4.Керчь | Г) Смоленско-Московская возвышенность, река Днепр |
5.Москва | Д) Чёрное море, Крымский полуостров |
6.Новороссийск | Е) Керченский полуостров |
7.Тула | Ж) Река Волга |
8.Мурманск | З) Цемесская бухта, Чёрное море |
9.Смоленск | И) север Среднерусской возвышенности, река Упа |
3.Перечислите среди Городов-героев города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь
4.Проанализируйте геополитическое положение Городов -героев, используя карту учебника с.232.
Мурманск - граница с Финляндией; Санкт-Петербург-Финляндия, Эстония; Смоленск-Белоруссия; Севастополь-Украина
5.Работа с текстом (в парах). Совершенствование читательской грамотности.
Необходимо изучить текст и найти информацию для заполнения таблицы.(Приложение)
Город-герой | Дата присвоения | Памятники-символы |
Ленинград | 1945 | Пискаревское мемориальное кладбище |
Севастополь | 1945 | Памятник Солдату и Матросу, |
Сталинград | 1945 | «Родина-мать зовет!» |
Москва | 1965 | Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду Москвы. |
Керчь | 1973 | Обелиск Славы на горе Митридат |
Новороссийск | 1973 | Мемориал «Малая земля» |
Тула | 1976 | Мемориал погибшим в годы войны 1941 – 1945 гг. |
Мурманск | 1985 | Памятник называется «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») |
Смоленск | 1985 | Мемориальный знак в честь освобождения Смоленщины. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
https://learningapps.org/watch?v=prw786tn325
Физминутка. «Собери яблоко» (Приложение)
3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Определить город -герой по описанию.
1. Город, который выдержал 872-дневную блокаду, проявив невероятную стойкость и самоотверженность его жителей. (Ленинград)
2. Город, который был практически разрушен, но его защитники не сдались и одержали победу в одной из самых кровопролитных битв войны. (Сталинград)
3. Город, который был столицей СССР во время Великой Отечественной войны и выдержал тяжелые бои и бомбардировки. (Москва)
4. Город, который был важным портом и стратегическим объектом на Черном море, его защитники проявили невероятную стойкость в боях. (Севастополь)
5. Город, который был важным оборонительным рубежом на пути к Москве, и его защитники проявили невероятную стойкость. (Тула)
6. Этот город был важным портом и стратегическим объектом, его защитники проявили невероятную стойкость в боях. (Новороссийск)
7. Жители этого Города-Героя вели свою борьбу в каменоломнях. (Керчь)
8. Города- Герои, стоявшие на пути фашистов к Москве. (Смоленск, Тула)
3.2. Работа с учебником.
Составить кластер. Среди Городов-Героев определите, какие функции они выполняют:
Торговая
Промышленная
Транспортная
Административная
Образовательная
Культурная
Научная
Инновационная
Рекреационно-туристическая
Этап 3.3. Систематизация знаний и умений
1.Какой город был первым удостоен звания "Город-герой"?
а) Ленинград б) Москва в) Сталинград г) Тула
2. Какой город-герой находится на берегу Волги?
а) Ленинград б) Москва в) Сталинград г) Новороссийск
3. В каком Городе-Герое находится монумент «Родина-мать зовет!»?
а) Ленинград б) Москва в) Тула г) Сталинград
4. Какой город-герой был переименован в Волгоград?
а) Ленинград б) Сталинград в) Тула г) Москва
5.Какой город-герой был столицей СССР во время Великой Отечественной войны?
а) Сталинград б) Ленинград в) Москва г) Керчь
6. Какой город-герой был освобожден от немецкой оккупации в 1944 году?
а) Сталинград б) Новороссийск в) Ленинград г) Севастополь
7.Какой город-герой был местом проведения Парада Победы в 1945 году?
а) Ленинград б) Москва в) Сталинград г) Тула
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Составить синквейн о Городах-Героях
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.
1.Тяжела ты, Шапка Мономаха.
2.Повторение - мать учения
3.Учась, узнаёшь, как мало Ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился зря прожил день
Этап 5.2. Домашнее задание
1.Составить электронную презентацию по Городам -Героям.
На выбор:
2. составить постер по Городам-Героям
3. презентация по памятникам-символам
4.http://www.podvignaroda.mil.ru/ поработать на сайте
Приложение к этапу 2.1. Задание1
Приложение к этапу 2.1 Задание 5
1 мая 1945 года эта высшая степень отличия была присуждена Ленинграду, Сталинграду, Севастополю. Потом звание закрепилось за ними в указе Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 года.
Ленинград – в настоящее время Санкт-Петербург. Почти 900 (872)дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. За время блокады от голода умерло свыше 640 тысяч ленинградцев. Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором.
Пискаревское мемориальное кладбище — самое массовое захоронение жертв Великой Отечественной войны. В 186 братских могилах находятся останки около 470 тысяч жителей блокадного Ленинграда, скончавшихся от холода, голода Центральным монументом архитектурного ансамбля является «Мать-Родина», которая представляет собой стелу. На гранитной стене позади памятника высечены слова поэта Ольги Берггольц «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Мемориал был открыт 9 мая 1960 года.
Сталинград- в настоящее время Волгоград. Получив отпор под Москвой, фашистские войска летом 1942 года двинулись к реке Волге, к Сталинграду. Если бы им удалось захватить Сталинград, то над всем Советским Союзом нависла бы угроза разгрома. За рекой Волгой находились главные резервы Красной Армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолётов, и снарядов – словом, всех резервов, накопленных для дальнейших ударов по врагу. «Волжской твердыней» назвали советские люди город Сталинград. Фашистским войскам удалось прорваться в город, шли ожесточённые бои за каждую городскую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты остановили наступление фашистов. «Родина-мать» является главным монументом в композиции памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, который признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Севастополь. Еще одна славная страница Великой Отечественной – оборона главной базы советского Черноморского флота – Севастополя. Не привыкать было черноморским морякам отстаивать свой город. В Великую Отечественную войну Севастополь снова продемонстрировал всему миру величие духа и боевое мастерство черноморских моряков, офицеров и солдат Красной Армии и севастопольцев, грудью вставших на защиту города. Грозной силой стал для гитлеровцев Черноморский флот. Черноморский город сопротивлялся врагу 250 дней. 9 мая 1944 года советские войска мощным штурмом освободили Севастополь. Напоминанием об одном из самых кровавых событий Великой Отечественной войны — освобождению Севастополя в 1944-м от немецких войск является Памятник Солдату и Матросу служит. Для установки монумента специально выбрали мыс Хрустальный — с этой точки его хорошо видно. Торжественное открытие статуи состоялось 8 мая 2007 года.
1965 год- присвоено звание Города -Героя Москве. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир.
Прямо у стен московского кремля в Александровском саду стоит самый известный мемориал Великой Отечественной войны — «Могила Неизвестного солдата». Это действительное место захоронения праха одного из тысяч защитников города, погибших в сражении. Останки были взяты из братской могилы, обнаруженной в 1960-е годы возле бывшей станции в деревне Крюково (ныне город Зеленоград).
Парк Победы на Поклонной горе хранит множество тайн. Так, при его проектировании для обслуживания фонтанов в «Годы войны» был построен целый подземный лабиринт.
1973 год - присвоено звание Города -Героя Керчи и Новороссийску.
Керчь – крупный порт на берегу Керченского пролива в Черном море, город металлургов, кораблей и рыбаков. Активную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками вели подпольщики и партизаны. Легендарной страницей в историю Великой Отечественной войны вошла 5-месячная оборона Аджимушкайских каменоломен.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники Эльтигена, вошедшего в историю под названием «Огненной земли». 36 дней и ночей бушевал здесь огненный смерч. Десантники вели неравный бой с фашистами, проявив изумительную отвагу, стойкость и массовый героизм. Высадка десанта 18-й армии в районе Эльтигена отвлекла значительные силы противника и содействовала успеху 56-й армии, войска которой захватили важный плацдарм северо-восточнее Керчи. На горе Митридат возведён Обелиск Славы.
Новороссийск во время войны являлся важной базой Черноморского флота. Через Новороссийск снабжался осажденный Севастополь. 19 августа 1942 года начались бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только героический Ленинград. Оборонявшие город армия, моряки Черноморского флота сорвали план противника прорваться в Закавказье по Черноморскому побережью. В оккупированной части действовала подпольная организация. . Патриоты уничтожали оккупантов, совершали диверсии, собирали сведения о противнике и передавали их советским воинам. Полное освобождение города советскими войсками произошло 16 сентября 1943 года. В память о защитниках построен Мемориал «Малая земля»
1976 год -Туле присвоено звание «Город-герой». С самого начала войны Тула была форпостом Москвы. В конце октября 1941 г. танковые дивизии гитлеровцев начали атаку города, но захватить Тулу им не удалось. Воины и бойцы народного ополчения сделали Тулу неприступной крепостью для фашистов. Героическая оборона Тулы помогла защитить Москву, облегчила положение на Брянском фронте. В декабре 1941 г. войска Западного фронта разгромили ударную танковую группировку фашистов и ликвидировали угрозу Москве.
Не случайно Тулу справедливо называют арсеналом и щитом России. С первых дней Великой Отечественной войны тульские оружейники единодушно поддержали лозунг «Все для фронта, все для победы». В Туле воздвигли Мемориал погибшим в годы войны 1941 – 1945 гг.
В 1985 г. Мурманску и Смоленску присвоено звание «Город-герой». Эта крупная военная база отечественного флота, расположенная на Кольском полуострове, как была во время войны, так и в настоящее. С самых первых дней войны Мурманск, сразу стал фронтовым населенным пунктом и портом. Город не сдавался и держался стойко. Бойцы держали оборону в окопах на подступах к городу, рабочие старались изготовить как можно больше боеприпасов. Порт стал для гитлеровских захватчиков не покоряемой крепостью. Немецкий флот старался блокировать выход советских транспортных судов с моря, но моряки проявляли массовый героизм и мужество, снова и снова выходя в море, чтобы доставить на фронт необходимое продовольствие, боевую технику и боеприпасы. Город Мурманск стоял насмерть в воротах северного советско-германского фронта. Монолитная фигура солдата в плащ-палатке и с автоматом за плечом установлена на берегу Кольского залива. Памятник называется «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», однако мурманчане ласково прозвали его «Алешей». По размерам мурманский «Алеша» немного уступает статуе «Родина-мать».
Яростная битва за Смоленск, оказалась одной из самых кровавых на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сражению за город предшествовали непрекращающиеся бомбардировки с воздуха, начавшиеся с первых дней войны (только за один день 24 июня гитлеровским лётчиками было сброшено более 100 крупных фугасных и более 2 тысяч зажигательных бомб, в результате чего был полностью разрушен центр города. В ходе Смоленского сражения наши солдаты и офицеры проявили беззаветное мужество и героизм. В их честь водрузили Мемориальный знак в честь освобождения Смоленщины.
Приложение к этапу 2.2 «Сорви яблоки». Исходное положение — стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, слева и справа. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Нагнитесь и положите яблоки в «корзину» на земле. Теперь медленно выдохните.