Тема: Деление с остатком.
Цель: Повторить деление с остатком; учить выполнять деление с остатком; формулировать правило деления натуральных чисел с остатком; правильно употреблять в речи термины «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток»; выполнять проверку правильности выполнения деления с остатком; находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком.
Регулятивные УУД:
1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;
2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также:
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД:
1). находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
2). давать определение понятиям;
3). структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.
Коммуникативные УУД:
1). использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2). формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
Личностные УУД:
1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим
3) устойчивый познавательный интерес
4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Устный счет. Постановка темы урока
- Решив примеры и заполнив таблицу, вы сумеете прочитать тему урока.
23 х 11 | | е | 6 х 10 | | и | 77 : 1 | | о | 61 : 61 | | а | 400 : 10 | | л | 47 х 9 | | д | 1313 : 13 | | н | 1236 : 6 | | с | 84 : 6 | | т | 105 : 5 | | к | 8 х 125 | | м | |
423 | 253 | 40 | 253 | 101 | 60 | 253 | 206 | 77 | 206 | 14 | 1 | 14 | 21 | 77 | 1000 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- Прочитайте тему урока.
- Открыли тетради, записали число, тему урока.
III. Работа по теме урока
Решим устно.
1. Прочитайте выражения:
30:5
103:10
34:5
60:7
47:6
131:11
42 : 6
- На какие две группы их можно разделить? Выпишите и решите те, в которых деление с остатком.
2. Проверим.
Без остатка: | | С остатком: |
30:5 42 : 6 | | 103 : 10 = 10 (ост 3) 34 : 5 = 6 (ост 4) 60 : 7 = 8 (ост 4) 47 : 6 = 7 (ост 5) 131 : 11 = 11 (ост 10) |
- Расскажите, как выполняли деление с остатком?
- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
- Что, значит, разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
- Давайте рассуждать.
- Сколько конфет у бабушки? (23)
- Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)
- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.)
- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.)
- Запишем решение.
Решение:
23 : 4=5 (ост 3)
- Как называется число, которое делят? (Делимым.)
- Что такое делитель? (Число, на которое делят.)
- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)
- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.)
- Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток?
- Проверим.
- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
- Правило.
Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
а = вс + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток.
- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
- Правильно, остаток всегда меньше делителя.
- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.
IV. Закрепление изученного материала
- Найдите делимое, если:
А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.
Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.
В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.
V. Работа с учебником
1. Работа над задачей.
2.Оформление решения задачи.
(Задачу решает у доски ученик.)
Первое задание выполняет ученик у доски. Второе и третье - ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой.
VI. Рефлексия.
- В вашем классе 13 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
- Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная? Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?
Отвечаем на вопросы:
- Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?
- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.
- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
- Оксана задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Оксана?
VII. Домашнее задание
№ 251