I. Орга- низа ционный момент. Мотивация к учебной деятель-ности Психологи ческий настрой. Презентация слайд № 2, 3 II. Актуали- зация знаний. Устный счет. Презентация слайды № 4,5,6 Презентация слайд №7 Презентация слайд № 8 | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Формулирует задание, выдвигает проблему, контролирует выполнения задания и организует коллективную проверку. Формулирует задание, контролирует выполнения задания и организует коллективную проверку. Формулирует задание, контролирует выполнения задания и организует коллективную проверку | - Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и желаем друг другу удачи и хорошего настроения. - С малой (большой), удачи (указательный), начинается (средний), большой (безымянный) успех (мизинец). -Я желаю вам сегодня удачи, точных расчётов и вычислений, новых открытий. Ваша задача подняться на высшую ступеньку нашей лестницы успеха. -Девизом нашего урока будут слова: «Будем думать, будем решать, Будем друг другу во всём помогать!» - Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спинка прямая. – Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? – Что вы можете рассказать о числе? - Открыли тетради, записали сегодняшнее число. - Напишите слова «Классная работа». - Ребята, какой праздник дети ждут с нетерпением зимой? - Верно, Новый год. Все наряжают елочку. Сегодня у нас в гостях сама елочка. - Но она без игрушек. Давайте украсим ее. Чем больше у вас будет зеленых шаров, тем ваша елочка будет самая красивая и нарядная. - Но придется потрудиться, чтобы у елочки появились украшения. 1) -Выполните задание на развитие внимания: 15 5 12 10 7 13 8 16 4 11 Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все «красные» числа – четные, а «синие» – нечетные.) – Какие числа «лишние»? (10 – круглое, а остальные нет; 10 и 11 нет пары) – Найдите сумму всех красных чисел и запишите ее. (50) – Найдите сумму всех синих чисел и запишите ее. (51) – На сколько 51 больше, чем 50? (На 1) – На сколько 50 меньше, чем 51? (Тоже на 1) – Какое действие использовали? (Вычитание) -Давайте сверим ответы. Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки, одна ошибка, две ошибки. Оцените свою работу. 2) - Продолжаем украшать нашу елочку. - Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?» - Решите цепочку примеров. Запишите через клеточку правильно и красиво каждый ответ. - Кто у нас самый быстрый? - Проверьте себя, сверьте свои ответы с записью на экране. Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки, одна ошибка, две ошибки. Оцените свою работу. 3) - Продолжаем наряжать нашу елочку. -Сейчас вы будете работать в паре. Правила работы в паре: работайте совместно, прислушивайтесь к мнению вашего соседа. - Возьмите карточку на ваших столах. Прочитайте внимательно задание ( 1. Вычислите. 2. Поставьте буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте слово.) - У кого возникли вопросы? - Приступайте к выполнению задания, работайте совместно, прислушивайтесь к мнению вашего соседа. - Какое слово получилось? Самопроверка. Сверьте свои ответы с записью на экране. Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки, одна ошибка, две ошибки. Оцените свою работу. - Какой вывод сделаем, если слово не получилось? (учить таблицу умножения) - Как вы думаете, чем продолжим заниматься сегодня на уроке? (умножением) - Мы узнаем что- то новое об этом действии. - Отложите карточки на край стола. - Я желаю вам удачи в открытии нового знания. | Приветствуют друг друга. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Записывают число и «Классная работа» в тетрадь. Записывают ответы в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, объясняют и формулируют свой выбор. 1 ученик работает у доски. Оценивают свою работу. . Записывают ответы в тетрадь. Оценивают свою работу. 1 ученик работает у доски. Выполняют задание по карточке, отвечают на вопросы Учатся работать в парах. Сравнивать свой ответ с ответом других детей. Проверяют работу друг у друга, оценивают свою работу. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение; проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Фронталь- ная, индиви- дуальная Фронталь- ная, индиви- дуальная Фронталь- ная, индиви- дуальная Фронталь- ная, индиви- дуальная, групповая |
III. Изучение нового материала Формулирование темы урока, постановка учебной задачи. Презентацияслайд № 9, 10, 11,12, 13 Открытие нового знания | Выдвигает проблему, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения. | - Посмотрите внимательно на примеры. Как вы думаете можно ли решить их пользуясь таблицей умножения? (Нет) 15*3, 25*2, 16*1 - А как их можно решить? (заменить суммой) - Самостоятельно замените умножение сложением - Я вижу, у вас возникли затруднения. - А последний пример можно заменить сложением? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое) - Это особый случай. - Как вы думаете, какова тема урока? (Умножение на один) - Какая цель нашего урока? (Цель: познакомить с правилом умножения на 1; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы) - Какие знания нам понадобятся на уроке? (Знания таблицы умножения и деления, умение решать задачи, умение находить площадь и периметр прямоугольника – распечатано на доске) Знакомство с правилом. -И так попробуем вычислить 13*1, 1*13, 15*1, 1*15. - Назовите ответы. - Что вы заметили? (При умножении на 1 получается то же самое число) - Попробуйте сформулировать правило. (При умножение любого числа на один получается то число, которое умножали) - Где можем проверить правильный ли вывод мы сделали?( В учебнике) - Откройте учебники на с. 82, прочитайте правило.(Да, мы сделали вывод правильно) - На математическом языке это правило записывается с помощью формулы а · 1 = а - Назовите компоненты действия умножения. -А какое ещё свойство мы использовали в данных примерах? - Сформулируйте его. (От перестановки множителей произведение не меняется) а*1=1*а | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Сравнивают примеры, формулируют правило умножения С помощью учителя формулируют тему и цель урока. 1 ученик работает у доски 1 ученик работает у доски Анализируют решение примеров. Читают и делают вывод, объясняют новые понятия. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают при- чинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства. Регулятивные: Развиваем умения: – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Фронталь- ная, индиви- дуальная |
IV. Первичное закрепление (применяем новые знания) Презентация слайд №15,16 Презентацияслайд №17, 18, 19 Презентация слайд №20,21,22 | Формулирует задание, контролирует выполнения задания и организует коллективную проверку Формулирует задание, контролирует выполнения задания. Организует обсуждение способов решения задачи. Формулирует задание, контролирует выполнения задания. Организует обсуждение способов решения задачи. | - Задание 1 с. 82 вы будете выполнять самостоятельно. - Какие знания вам понадобятся при выполнении? (Знание порядка действий, умножение на 1, знание таблицы умножения). - В каком порядке надо выполнять действия в числовом выражении? (Первым выполняется действие в скобках, вторым умножение и деление, третьим сложение и вычитание) На выполнение вам даётся – 4 минуты. - Проверяем. Прочитайте числовое выражение, назовите ответ. Если есть ошибки (в чём ошибка?) разбираем их. -Ещё раз вспомним правило умножения на один. Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки, одна ошибка, две ошибки. Оцените свою работу. -Продолжаем украшать нашу ёлочку. 2) - Отгадайте ребус -Какое задание будем выполнять? (Мы будем решать задачу) Решение задачи с. 82 № 3 (коллективный разбор задачи). - Прочитайте задачу самостоятельно. - Подумайте, как записать краткую запись к задаче? - Прочитайте условие задачи. Что мы знаем по условию задачи? - Сколько привезли яблок в столовую? (36 кг) - А известно, сколько привезли груш в столовую? (Нет) -А что сказано в условии задачи про груши? (привезли в 4 раза меньше, чем яблок) - А сколько вопросов в задаче? (1, прочитайте вопрос) Что надо узнать в задаче? (На сколько кг груш привезли меньше, чем яблок) -Как узнать, на сколько одно число меньше другого? Вспомним правило. (Из большего вычесть меньшее) - Давайте сверим вашу схему со схемой, которая на доске. Поднимите руку, кто составил правильно схему. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) - Почему? (сначала нам нужно узнать, сколько привезли груш в столовую) - Что значит в 4 раза меньше? Каким действием узнаем сколько привезли груш? (делением) - Сколько привезли яблок, груш? Сможем мы сейчас ответить на вопрос задачи? Каким действием ответим на вопрос задачи? - Записываем решение задачи в тетрадь. - Оцените решение задачи, добавьте украшения к нашей ёлочке. 3) Решение геометрической задачи. Учитель читает задачу: - Одна сторона прямоугольника равна 7 м, а другая – 5 м. - Можно ли данную запись назвать задачей? ( Нет, так как записано лишь условие задачи) - Чего не хватает в задаче? (Вопроса). - Какие вопросы можно поставить к задаче? (Найти периметр прямоугольника. Найти площадь прямоугольника.) - Давайте вспомним алгоритм нахождения площади прямоугольника и периметра . 1. Измерить длину и ширину прямоугольника. 2. Вспомнить правило нахождения площади, периметра. 3. Найти(вычислить) площадь, периметр прямоугольника. - Как найти периметр прямоугольника? (Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон прямоугольника). - Какую формулу применяют для нахождения периметра? -В каких единицах измеряется данный прямоугольник? - Как найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину). -В каких единицах площади измеряется данный прямоугольник? Запишите решение задачи в тетради самостоятельно. P = (7 + 5) ×2 = 24 (м ) S = 7 · 5 = 35 (м2) Проверьте правильность решения задачи у соседа по парте. – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? - Оцените решение задачи, добавьте украшения к нашей ёлочке. 4) Решите уравнения с проверкой: - Повторяем решение уравнений. _ Как найти неизвестное делимое? - Как найти неизвестное слагаемое? - как найти неизвестный делитель? - Запишите решение уравнений с проверкой в тетрадь. x :8 =96 37+а =72 b : 5=15 – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? | 2 ученика работают у доски. Самостоятельно решают примеры. Работают с новыми видами примеров, учатся умножать числа на 1 Учатся оценивать других и себя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Соглашаются или не соглашаются с мнением отвечающих учеников. Учатся решать и объяснять ход решения задачи по схеме. Записывают краткое условие и решение задачи в тетрадь. 1 ученик работает у доски. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Соглашаются или не соглашаются с мнением отвечающих учеников. Учатся оценивать других и себя. . Учащиеся самостоятельно записывают краткое условие и решение задачи в тетрадь. Учащиеся меняются тетрадями и проверяют решение задачи. 1 ученик работает у доски. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Соглашаются или не соглашаются с мнением отвечающих учеников. Учатся оценивать других и себя. | Познавательные: уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы; - извлечение необходимой информации из текста задачи; моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. Регулятивные: осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; – высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. | Фронталь- ная, индиви- дуальная Фронталь- ная, индиви- дуальная Фронталь- ная, индиви- дуальная |
V. Рефлексия учебной деятель ности. Итог урока. Презентация слайд №23,24,25,26 | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | - Какое открытие мы сделали на уроке? ( При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали) - Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке? (Научиться умножать на 1) - Нам удалось её достичь? (Да) - Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я научился… 2. Было интересно… 3. Было трудно… - Давайте оценим свою работу на уроке. («лесенка успеха») - Посчитайте количество украшений на елочке. - У кого шесть зелёных шаров? Умницы! Вам всё удалось на уроке. - У кого желтые и зеленые? Молодцы! Оценки за урок. -Ребята, посмотрите какая у нас Ёлочка красавица! Значит, мы преодолели все трудности, которые встретились на уроке и сделали ещё один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из нас. | Определяют своё эмоциональное состояние. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету. | Фронталь- ная, индиви- дуальная |