Учитель: Шуваева Ю.В.
Предметная область: Окружающий мир (автор: А. А. Плешаков )
Основные термины и понятия: устье, исток, приток, русло, берега, естественные и искусственные водоёмы.
Оборудование урока: учебник Окружающий мир, 2 класс, 2 часть/ А.А.Плешаков-М.: Просвещение, 2017 , клей, мультимедиапроектор, экран, презентация «Водные богатства», карточки для работы в парах, в группах, индивидуально, стикеры для самооценки.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент 1 минута | – Ребята, перед первым уроком вы разделились на группы с помощь жеребьёвки. На столах у вас всё необходимое для урока и ничего лишнего. Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, а в вашей группе царила взаимопомощь и взаимопонимание. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний. 5 минут. | 1. Кроссворд (вопрос на группу) - Возвышенности на равнинах… - Ровные или почти ровные участки земной поверхности… - Горы, расположенные рядами… - Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или … - Эти чудо – великаны Носят каменные кафтаны. Белые шапки на макушках До облаков достают верхушкой… - Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами… Итог : -Так какие основные формы земнои поверхности? - А в нашей местности? | Ответы детей. (холмы, равнины, горные хребты, подножие, горы, овраги) |
3 | Постановка учебной задачи 5 минут | - Рассмотрите внимательно глобус (Планета Земля) - Какого цвета больше всего вы видите? (голубого, синего) - Что это? (Вода) - 2/3 на нашей планете занимает вода. Вода на Земле встречается повсюду. Это наше богатство. Прочитайте тему урока на стр. 82 (Водные богатства) - Как вы думаете, почему богатства? - Какое значение у слова «богатство»? (обращение к толковому словарю) - Что хотите узнать на уроке? (Узнать, что составляет водные богатства нашей планеты и нашего края) - Чему будем учиться? (Учиться рассказывать по схеме…) - Что будем учиться ценить? (Ценить красоту природы и бережно к ней относиться) - Таким образом, мы спланировали нашу работу. | Отвечают на вопросы. Высказывают предложения. Работают с учебником на с.82, читают, какую тему будут изучать, и какие учебные задачи будут решать на уроке |
| Открытие нового знания 10 минут | - Итак, что составляет водные богатства? (Водоёмы) - Правильно! Значит, водные богатства нашей планеты составляют водоёмы. Сейчас вы поработаете в группах. Для начала вспомните правила работы в группах, карточки с ними лежат в центре каждого стола. У вас на партах есть конверты, найдите 1 конверт. В нём находится текст о каком-либо водоёме ( у каждой группы он свой) Ваша задача внимательно прочитать этот текст и заполнить пропуски в карточке, приклеивая пропущенные слова. Они тоже лежат в конверте. Когда все группы закончат работу – один участник от каждой группы расскажет для всех остальных информацию об определённом виде водоёма. Таким образом, мы обменяемся знаниями между группами. | Работают с учебным материалом, отвечают на вопросы. Знакомятся с исходным текстом, вставляют пропущенные слова в карточку; |
| Физкультминутка 2 минуты | Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.) Под водой плывут ерши, — (Присели.) Плывет лодочка-краса — расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.) | Выполняют упражнения |
| Открытие нового знания (продолжение) 5 минут | Строение реки (работа по схеме индивидуально) - Как вы думаете, почему текут реки? - Рассмотрите фотографии и скажите, какое течение может быть у рек? (Верхнее и нижнее) - Почему, как вы думаете? (Горные и равнинные реки.) - У каждой реки выделяют некоторые части. - Рассмотрите схему, на странице 83 и прочитайте текст. Далее откройте 2 конверт и возьмите каждый себе по схеме. Заполните схему, пользуясь учебником. - Назовите части реки ( проверка у доски) | Работают в группах с учебным материалом, отвечают на вопросы. |
| Закрепление изученного материала 5 минут | - Вы обратили внимание, когда обменивались опытом с группами, что водоёмы разделяют на два вида? На какие? (естественные, искусственные) - Назовите естественные водоёмы? - Назовите искусственные водоёмы? - Для чего люди создают искусственные водоёмы? А теперь поработаем в парах. На столе у вас три зелёных конверта, разбейтесь на пары и заполните схему. Напишите, на какие два вида разделяют водоемы, и распределите карточки с изображением водоёмов на две группы, приклейте и подпишите. Проверка по образцу. | Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и знания, полученные на уроках окружающего мира. |
6. | Итог урока. 2 минуты | Подведём итог урока. -Какие цели ставили для себя на уроке? - Достигли ли вы этих целей? - Что составляет водные богатства нашей планеты? -Какими бывают водоёмы? (естественные, искусственные) -Какие части реки вы знаете? - Узнали ли вы о водоёмах нашего края? | Отвечают на вопросы, исправляют ошибки, корректируют ответы. |
7. | Рефлексия деятельности 3 минуты | Оцените свою работу на уроке. (на доске облако) У каждого ребенка на парте 3стикера в виде капель воды. Надо выбрать каплю и приклеить её на облако на доске: если все было понятно – белый, понятно, но остались вопросы – голубой, серый - если совсем ничего непонятно. Сейчас каждая группа по очереди разместит свои капли на доске | Осуществляют самооценку деятельности, приклеивают на доску капли-стикеры |
8. | Домашнее задание 1 минута | Нарисовать запрещающие знаки по охране воды | Записывают в дневник |