Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация урока.
Цель: проверка готовности класса и оборудования; | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку Повторение правила посадки за партой во время урока. | -Здравствуйте дети, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Светлана Анатольевна. Каждый день- всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. -Проверим готовность к уроку. На столах у вас должны лежать альбомы, ластик, простые карандаши, цветные карандаши или фломастеры. - Дети, сядьте ровно. Ваши спины прижаты к спинке стула, руки лежат на парте, а ноги стоят ровно на полу. Все смотрят на меня и внимательно слушают. | Приветствует детей, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
II. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими задач урока; | 1. Подведение детей к теме урока | - Ребят, тема нашего урока: создание выразительных образов с помощью штриха, передача эмоционального состояния животного. -Цель нашего урока: знакомство с выразительными средствами графики. Сл. 1. (На экране изображение котенка Тюпы) - Ребята, узнаете ли вы этого котенка? (ДА) -А мы уже его видели с вами… Может быть, вы читали книжку про этого котенка? (Да) -Как она называется? -Написал эту книжку замечательный художник и писатель Евгений Чарушин. (На экране появляется надпись: «Евгений Чарушин, детский писатель, художник-анималист») Сл.2. - Кто такой анималист? (Это художник, героями произведений которого являются животные). Сл.3 | Учитель предлагает назвать какая тема урока, для этого он загадывает загадки, задает вопросы | Дети слушают загадки и называют тему урока, отвечают на вопросы |
III. Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся. Цель: выявление опорных знаний и способов действий; создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников | Введение в тему урока | Один из художников говорит, что «Линия- волшебная палочка художника» | Учитель подводит детей к теме урока | Учащиеся составляют палитру успешного урока |
Мотивация на успешную художественную деятельность | Сл.4 - Писатель сочинял рассказы для детей и взрослых и иллюстрировал свои книги сам. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу – волков, медведей лис. Самые яркие воспоминания детства связаны у писателя с животными: в доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали птицы. Вместе с матерью выкармливал уток, разводил кроликов. -Чарушин наблюдал за животными, часто бывал в зоопарках, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и характер. | Учитель предлагает детям составить палитру успешного урока, задает вопрос | Дети слушают учителя, и отвечают на вопрос |
IV.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Знакомство с новым материалом | –Дети, с помощью линий можно передавать необходимые определенные качества, вес и массу животного. -Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса. - Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости. - Диагональные- движение. - Горизонтальные- покой. - Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. А чем, по вашему мнению, можно нарисовать линии? Правильно, такие материалы относят к графическим. Но вы назвали не все материалы. На экране надписи: «Мама или папа» и «Зверёнок» Сл.5. Появляются «мамы или папы». Детям предлагается назвать «зверенка». кошка - котенок лис - лисенок корова - теленок медведь - медвежонок белка - бельчонок рысь - рысенок лошадь - жеребенок олень - олененок тигр - тигренок собака - щенок барсук – барсучонок Сл.6. - Все творчество писателя пронизано любовью к природе и животному миру. И эту любовь он пронес через всю свою жизнь, оставив нам зарисовки о «братьях наших меньших». - Это его любимый Томка, которого он взял вот таким маленьким. Чарушин очень его любил и наблюдал за каждым его шагом. - Кроме домашних животных, художник наблюдал за животными в лесу и зоопарке. Он считал, что взрослые и дети становятся добрее, если рядом с ними животные, особенно беззащитные зверята. Например, как эти медвежата! - Или тигрята. Как умело смог художник показать, что это именно малыши. Приглядитесь, как изобразил художник их лапки, шерстку, мордочку. Что он использовал для того, чтобы изобразить так? (Дети высказываются) Художник использовал разные штрихи. -Ребята, а что же такое штрих? (Штрих-изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением). Именно такая техника коротких штрихов позволила мастеру изобразить шерсть. - Евгений Чарушин говорил, что в детстве человеку необходимо общение с теми, кому нужна забота и ласка, кто слабее. И рассказывал о животных с любовью и нежностью, учил любить зверей и восхищаться ими. Зайчата, оленята, лисята, волчата были героями его рассказов. - Зверята очаровательные, добрейшие, милейшие. Таких хочется потискать. - Как настоящий Мастер Изображения художник умел передать состояние, настроение, характер зверят. – Давайте немножко поиграем. Продолжите высказывания: Сл.7 На экране начало высказываний (ответы закрыты). Когда дети говорят правильный ответ, по щелчку происходит появление ответа. Трусливый как заяц Упрямый как осёл Хищный как волк Хитрая как лиса Сильный как слон Верный как пёс | Учитель знакомит детей с новым материалом | Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы | | |
3. Объяснение этапов работы над изображением (анализ натуры и показ способов действий) | Детям раздаются материалы, которые они будут использовать при работе над изображением животного (карандаш, черный фломастер, бумага А4, ластик). - Посмотрите, как разные художники изобразили зверят в технике коротких штрихов. Понаблюдайте за их позами, характером, настроением. Просмотр изображений. Сл.8,9,10,11. - Перед вами лист бумаги. - Для начала лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем контур животного, которого вы хотите изобразить. Я покажу вам на примере медведя. Первым делом мы рисуем круг- это будет голова медведя. Чуть выше середины листа тонкой линией проводим контур головы. Затем мы рисуем овал- это туловище. Туловище по размеру- чуть меньше головы. Так же тонкой линией проводим контур. Дальше нам предстоит нарисовать морду, уши и лапы. Сбоку головы рисуем полукург. Это будет морда. Верху круга рисуем два полукруга. Это уши медведя. Далее от туловища сбоку в одну сторону мы рисуем два удлиненных овала. Это будут передние лапы. Так же, снизу туловища рисуем два удлиненных овала. Это задние лапы. Внизу на каждой лапе рисуем два маленьких овала. Прорисовали контур стоп. Дальшу сотрем все лишнее, и оставим только нужные элементы. Посмотрите, у нас получился медвежонок. - Посмотрите на слайды. На них изображены мордочки, хвасты, уши, лапы животных, которых вы сможете изобразить. Внимательно посмотрите на наклоны штрихов, в каком направлении они изображены, как лежат. (слайд 12, 13) - Теперь нам предстоит штрихами закрасить это животное. Начинаем с головы. Тонкими, короткими штрихами ведем от контура к середине первый ряд. Закончив первый ряд, штрихуем второй ряд. И так продолжаем,пока не закрасим. Дальше нам требуется закрасить все тело животного. Нанося разные штрихи в разном направлении, шерсть будет казаться объемной, густой, где-то грубой, а где-то пушистои и мягкой. Напомню вам, что: - Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса. - Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости. - Диагональные- движение. - Горизонтальные- покой. - Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. | Учитель объясняет и показывает детям на примере, как изображать животное. | Учащиеся слушают и рисуют животное. Задают вопросы учителю, если им не понятно. |
2.Физминутка | На болоте две подружки, Две зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево повернулись, улыбнусь. | Учитель показывает движения детям | Учащиеся повторяют движения за учителем |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по пройденному материалу. | 1.Самостоятельная практическая деятельность учащихся | - Теперь приступаем к работе. - При помощи простого карандаша нарисуйте свое животное и изобразите шерстку. Обратите внимание на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Старайтесь изобразить шерсть по форме животного. Затем покажите глазки, носик, усики и т.д. Обводить контур зверюшки не нужно. Используем только штрихи! | Учитель контролирует работу учащихся; Оказывает индивидуальную помощь | Учащиеся приступают к самостоятельной работе |
V1. Итог урока. Цель: подвести итог урока | Выставка работ – любование общей композицией. Анализ работ. Рефлексия | - Ребята, Вы отлично потрудились. - Что интересного было на уроке? (игра, рисунки героев Евгения Чарушина) -Что нового вы узнали? (кто такой анималист, о технике коротких штрихов) - Трудно или легко вам было сегодня выполнять здание? (Дети отвечают) - Ребята, дома можно закончить рисунок, если вы не успели это сделать на уроке. - Урок закончен. До свидания. | Учитель предлагает вспомнить что было на уроке; совместная оценка изобразительной деятельности по критериям: регуляция нажима, штриховка разной направленности и смешивание цветов | Учащиеся показывают свои работы, и вспоминают правила работы с акварелью. |