IV Работа по теме урока (35 минут) Цель. Способствовать формированию знаний о народных промыслах Физминутка (2 мнуты) Практическая работа | - Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме. (Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике.) - Посуда бывает разной. А из каких материалов делают посуду? - Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома. (Слайд 2 ) А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота. Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув. Гончарные тарелки, крынки использовали в каждой крестьянской семье. А в русской печи все готовили в чугунках (чугунных горшках) или глиняной посуде. (Слайд 3) - Рассмотрим 2 чашки для чая. (смотрят изделия ) Обратите внимание на форму, силуэт, украшения. -Какая чашка подойдёт для праздничного стола? - Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда. -Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды - А кто из вас знает, как называется набор посуды? Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права? Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. (Слайд 4) Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера. - Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки). - Ребята, как вы думаете, где производят посуду? Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из большого торгового села Хохлома Нижнегородской губернии. (У учащихся на партах лежат памятки, с помощью которых они знакомятся с историей возникновения Хохломы) - Ребята, прочитайте внимательно, обратите внимание на характерные черты данной росписи и ее особенности. Народные умельцы большого торгового села Хохлома Нижнегородской губернии начали особым образом расписывать деревянные изделия. Вещи, изготовленные нижнегородскими мастерами, были так хороши, что ими пользовались даже в царских палатах. В 12 в хохломская посуда стала очень популярной и в России, и за ее границами. В 1916 году в городе Семёнове открылась школа художественной обработки дерева. С тех пор Семёнов считается «столицей» Золотой Хохломы. Хохломские изделия расписаны узорами из кудрявых травинок, ягод, листьев и цветов. Узоры выполняются вручную и поэтому никогда не повторяются: хоть что-то да изменит художник в следующей работе – или по-другому расположит завитки, или чуть изменит изгиб веточки. В хохломской росписи используются только золотой, красный и черный цвета. Старинный способ золочения деревянных изделий практически без изменений сохранился до наших дней. - Чем знаменита Хохлома? Где зародилась Хохлома? - В каком веке хохломская посуда была стала очень популярна? - Какие узоры характерны для хохломской росписи? Как их выполняют? - А какие цвета характерны для росписи? - Я предлагаю рассмотреть схему росписи изделия и описать этапы росписи. (Слайд 5) Выполняют 1. Тонирование поверхности золотистым цветом. 2. Прорисовка орнамента. 4. Роспись элементов орнамента. - А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды. - Сегодня мы будем расписывать изделия. - У вас на столах имеются заготовленные тарелочки. У них уже есть начальный фон. Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи. (Слайд 6). Включаю музыку. - На доске вы можете увидеть образцы узора, который можно использовать в своей росписи. - Вспоминаем наш план работы над росписью. Что начинают делать первым делом народные умельцы? - Нам необходимо сделать наброски узора, затем сделать фон, а потом украсить наш узор цветом. | Называют предметы, которые видят перед собой - Дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д. - Дерево Делают выбор Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная - Сервиз Знакомятся с определением Мастер Изображения, Украшения, Постройки - На заводах Работают с памятками. - Хохлому использовали в царских палатах. Зародилась она в Нижнегородской области, в селе Хохлома. - Для данной росписи характерны травные узоры. - Для хохломы характерен, желтый, черный, красный и зеленый цвета. Рассматривают схему росписи. Получают заготовки Рассматривают узоры - Делают наброски узора | Предметные: Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды. Регулятивные: -Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. -Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Личностные: 1. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества. 2. Воспитывать духовно-нравственные качества через приобщение к культуре русского народа. 3. Развивать доброжелательность, доверие и внимательность, готовность к сотрудничеству, к оказанию помощи одноклассникам. Познавательные: - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Предметные: Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |