СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Причастие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке учащиеся знакомятся с причастием и его морфологическими признаками.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Причастие как часть речи»»

Технологическая карта урока. 7 класс Морфология. Орфография. Культура речи Причастие

Тема: Причастие как часть речи

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • раскрыть понятие признак предмета по действию, проявляющийся во времени, показать различие между общими признаками прилагательного и причастия;

  • выяснить морфологические признаки причастия (глагольные и прилагательного);

  • выяснить синтаксическую роль причастий в предложении

Планируемые результаты

Предметные

  • знать, что обозначает причастие, что в грамматике причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета или действием над этим предметом;

  • знать морфологические признаки (вид, время, род, число, падеж) и синтаксическую роль причастий;

  • доказывать в форме рассуждения принадлежность слова к причастию;

  • отличать причастие, от прилагательных и глаголов;


Метапредметные

познавательные:

  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

коммуникативные:

  • пользоваться толковым словарём;

  • развивать способность строить рассуждение






Личностные

  • стремиться к личностному самоопределению;

  • осознавать необходимость совершенствования культуры речи;

  • стремиться к обогащению лексикона именами существительными






Межпредметные связи: литература (упр.75)

Ресурсы урока: учебник; рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Вовлекает учащихся в беседу об известных им из курса 5-6 класса частях речи.

  • Предлагает прочитать словосочетания в учебнике на с. 32, ответить на вопросы, выписать словосочетания и сравнить их.

  • Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу.





  • Называют части речи, изученные ранее, их значение.


  • Читают словосочетания, называют слова, обозначающие признак предмета. Выписывают в тетрадь существительные из текста.

  • Называют тему урока: «Причастие как часть речи». Определяют учебную задачу: узнать, чем отличаются причастия от прилагательных, выяснить морфологические признаки причастия (глагольные и прилагательных), научиться определять синтаксическую роль причастий в предложении.


Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает выполнить упр. 72

  • Читают задание, кратко высказывают свое мнение, продолжают предложенные предложения


Организация познавательной деятельности

  • Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания к упр.73. Просит обратить внимание на вопрос, какие признаки прилагательного можно обнаружить у причастий.

  • Предлагает подвести промежуточные итоги - обобщить сведения о причастии и его морфологических признаках

  • Предлагает выполнить упр. 74. Просит обратить внимание на признаки глагола у причастия. Предлагает записать вывод о признаках глагола у причастия.



  • Предлагает записать текст, данный в упр.75, найти в тексте причастия и определить, каким членом предложения они являются.

  • Предлагает обобщить полученные знания о причастии как части речи.

  • Предлагает рассмотреть домашнее задание – упр. 76 в учебнике

  • Читают задание. Планируют действия. Сопоставляют данные формы слов. Выясняют, как изменяется причастие. Записывают, по каким признакам изменяются данные причастия.

  • Делают вывод о том, что причастие имеет схожие с прилагательным непостоянные морфологические признаки

  • Читают задание к упражнению. Определяют значение выделенных морфем. Приходят к выводу, что причастие имеет признаки глагола: вид и время, эти признаки у причастия являются постоянными. Записывают вывод. По окончании зачитывают их вслух.

  • Выполняют задание. По окончании проводят взаимопроверку в парах. Если в ходе работы возникли вопросы, обсуждают в классе.

  • Готовят сообщение о причастии на основе определения на стр.33.

  • Читают задание. Комментируют порядок выполнения


Подведение итогов

  • Организует работу в группах. Предлагает сопоставить причастия с именами прилагательными, подобрать к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу существительные.







  • Предлагает выполнение «тестовой пятиминутки»




  • Делятся на группы (количество групп зависит от числа учащихся в классе). Планируют деятельность в группе, продумывают план сообщения, распределяют обязанности. Работают над сообщением и представляют полученные результаты. Отмечают достоинства и недостатки выступлений.

  • Учащиеся выполняют тесты. Проводят взаимопроверку в парах. Подводят итоги урока.

Диагностика достижения планируемых результатов: устные сообщения на сопоставление причастий с именами прилагательными, результаты «тестовой пятиминутки»

Дополнительные творческие задания: доказать справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого заменяют в предложении один из глаголов причастием.

Образец: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку. – Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















4