Технологическая карта урока. 7 класс Морфология. Орфография. Культура речи Причастие
Тема: Причастие как часть речи | Тип: изучение нового материала |
Задачи: раскрыть понятие признак предмета по действию, проявляющийся во времени, показать различие между общими признаками прилагательного и причастия; выяснить морфологические признаки причастия (глагольные и прилагательного); выяснить синтаксическую роль причастий в предложении |
Планируемые результаты |
Предметные знать, что обозначает причастие, что в грамматике причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета или действием над этим предметом; знать морфологические признаки (вид, время, род, число, падеж) и синтаксическую роль причастий; доказывать в форме рассуждения принадлежность слова к причастию; отличать причастие, от прилагательных и глаголов; | Метапредметные познавательные: коммуникативные:
| Личностные стремиться к личностному самоопределению; осознавать необходимость совершенствования культуры речи; стремиться к обогащению лексикона именами существительными
|
Межпредметные связи: литература (упр.75) |
Ресурсы урока: учебник; рабочая программа |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Вовлекает учащихся в беседу об известных им из курса 5-6 класса частях речи. Предлагает прочитать словосочетания в учебнике на с. 32, ответить на вопросы, выписать словосочетания и сравнить их. Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу. | Читают словосочетания, называют слова, обозначающие признак предмета. Выписывают в тетрадь существительные из текста. Называют тему урока: «Причастие как часть речи». Определяют учебную задачу: узнать, чем отличаются причастия от прилагательных, выяснить морфологические признаки причастия (глагольные и прилагательных), научиться определять синтаксическую роль причастий в предложении. |
Мотивация познавательной деятельности |
| |
Организация познавательной деятельности |
Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания к упр.73. Просит обратить внимание на вопрос, какие признаки прилагательного можно обнаружить у причастий. Предлагает подвести промежуточные итоги - обобщить сведения о причастии и его морфологических признаках Предлагает выполнить упр. 74. Просит обратить внимание на признаки глагола у причастия. Предлагает записать вывод о признаках глагола у причастия. Предлагает записать текст, данный в упр.75, найти в тексте причастия и определить, каким членом предложения они являются. Предлагает обобщить полученные знания о причастии как части речи. Предлагает рассмотреть домашнее задание – упр. 76 в учебнике | Читают задание. Планируют действия. Сопоставляют данные формы слов. Выясняют, как изменяется причастие. Записывают, по каким признакам изменяются данные причастия. Делают вывод о том, что причастие имеет схожие с прилагательным непостоянные морфологические признаки Читают задание к упражнению. Определяют значение выделенных морфем. Приходят к выводу, что причастие имеет признаки глагола: вид и время, эти признаки у причастия являются постоянными. Записывают вывод. По окончании зачитывают их вслух. Выполняют задание. По окончании проводят взаимопроверку в парах. Если в ходе работы возникли вопросы, обсуждают в классе. Готовят сообщение о причастии на основе определения на стр.33. Читают задание. Комментируют порядок выполнения |
Подведение итогов |
| Делятся на группы (количество групп зависит от числа учащихся в классе). Планируют деятельность в группе, продумывают план сообщения, распределяют обязанности. Работают над сообщением и представляют полученные результаты. Отмечают достоинства и недостатки выступлений. Учащиеся выполняют тесты. Проводят взаимопроверку в парах. Подводят итоги урока. |
Диагностика достижения планируемых результатов: устные сообщения на сопоставление причастий с именами прилагательными, результаты «тестовой пятиминутки» |
Дополнительные творческие задания: доказать справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого заменяют в предложении один из глаголов причастием. Образец: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку. – Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку. |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |
| | |
| | |
| | |