Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (УМК 21 век)
Тип урока | урок изучения нового материала |
Форма проведения урока | Перевернутый класс |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Род имен существительных |
Целеполагание – образовательный результат: | Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. Задачи: - формировать умение определять род имён существительных; - способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать; -воспитывать интерес к изучаемому, коллективизм, взаимопомощь. |
Проектирование образовательных результатов | Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении. Предметные: находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное. Метапредметные: - регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия - познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. - коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражают свои мысли последовательно, четко и ясно |
Информационно-образовательная среда урока/занятия | Электронные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийная доска, планшет. Информационные технологии и электронные средства обучения: видеоролик, презентация, образовательная платформа Uchi.ru Средства обучения: учебник русского языка (Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. «Русский язык» 3 класс в двух частях, часть 1) |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
Перед уроком в качестве домашнего задания учащимся предложено просмотреть видеоролик «Род имен существительных» по ссылке: https://vk.com/video110922405_456239032 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Класс разделен на 4 группы. Приветствие обучающихся. – Проверим готовность к уроку. - Прочитайте слова на слайде: - Все качества вам знакомы? Какие на уроке нам не пригодятся? - Начнем мы с терпения и аккуратности, запишем число в рабочую тетрадь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Си си сл са ср ас Честь, достоинство, слава | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | - Прослушайте загадки, отгадки запишите в тетрадь: 1) Все его зимой боятся- Больно может он кусаться. Прячьте уши, щеки, нос, Ведь на улице …(мороз) 2) Лес укрыт снегами, Пахнет пирогами Елка в дом идет, Что такое Новый год? (праздник) 3) Морозы и вьюга, И снег на дворе, К нам в гости Приходит зима в ….(декабрь) Проверка по слайду: - А теперь, подчеркнем в каждом слове букву по ее характеристике: 1) из первого слова выделите безударный гласный звук и подчеркните букву его обозначающую (о); 2) во втором слове подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук (д); 3) в третьем слове подчеркните букву, обозначающую мягкий согласный непарный по звонкости-глухости (р). - Составим слово из выделенных букв (род). - У какой части речи можем определить род? Давайте, определим, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Уберем лишнее слово в каждой группе на слайде: (по щелчку убираем слова) - По какому признаку выделили «лишние» слова? -Что мы знаем о существительном? - Сформулируем тему урока, цель и задачи. Слайд: | Слушают учителя, вступают в беседу, отвечают на вопросы, оформляют записи в тетради «Лишние» слова: красный, играть, т.к. все остальные являются именами существительными. | Самопроверка, формулируют учебную задачу | Правильное написание |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Упражнение в определении рода имен существительных | Фронтальная, индивидуальная, групповая. Словесный, практический. Упражнение, работа с правилом, алгоритмом | 1) Группы 1 и 2: работают на платформе Uchi.ru по заданию учителя с карточкой «Мужской, женский, средний род имен существительных». Группа 3: работают с карточкой по составлению правила определения рода у имен существительных (приложение 1) Группа 4: выполняют упражнения 1 (учебник с.160). Коллективная проверка-вывод правила – Какая часть слова помогла образовать новые слова? – К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова женского рода? - Предлагаю хором прочитать правило определения рода имен существительных в стихотворной форме и запомнить его. Слайд: 2) Группы 3, 4 - работают на платформе Uchi.ru по заданию учителя с карточкой «Определяем род имен существительных» Группы 1 и 2 - выполняют упражнение 2 (учебник). - Сделаем вывод: какие окончания у существительных каждого рода. – От чего зависит выбор формы имени прилагательного? – Сформулируем алгоритм. А теперь сравним наши предположения с правилом в учебнике и алгоритмом «Как определить род имени существительного?» - Как быть, если существительное стоит во множественном числе? | Выполняют задания упражнения; отвечают на вопросы. Работают с правилом, алгоритмом; определяют род имен существительных – Петух, бык. Совместное составление таблицы: М.р. | Ж.р. | Ср.р. | -а, -я, - | -а, -я, - | -о, -е, -ё | Есть «особенные» существительные, которые могут относиться к разному роду, в зависимости от контекста, например: умница, растеряха, соня. Делают вывод: чтобы определить род у существительного, его необходимо поставить в форму единственного числа. Но существуют такие существительные, у которых нет формы единственного числа, например: ножницы, род у таких слов не определяется. | Ориентируются в учебнике; осуществляют поиск и выделение необходимой информации в правиле и алгоритме для выполнения учебных заданий; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение работать в группе | Упражнение, правило, алгоритм |
V. Закрепление знаний и способов действий. | Групповая. Практический. Упражнение | Предлагает группам выполнить задание на карточке 2 (приложение 2). Проверка при помощи интерактивной доски в программе MimioStudio. | Составляют словосочетания прил.+сущ., определяют род имен существительных и прилагательных. Представитель от каждой группы выходит и соединяет свои слова в словосочетания. | Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения | Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Вернемся к началу урока, к словам качествам. Какие качества нам пригодились во время рока? Давайте, определим род каждого слова-качества по алгоритму, составленному в ходе работы. Слайд: – Какова была наша цель на уроке? Достигли мы ее? – Как вы оцените свою работу на уроке? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. Алгоритм определения рода имен существи- тельных Упр.3 с.162 (учебник) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | Алгоритм |
Приложение 1
Вспомнив материал, изученный дома самостоятельно, составьте правило по определению рода у имен существительных, закончив предложения, используя слова для справок.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Слова для справок: брат, сестра, он, она, оно, солнце, среднего, мужского, женского, поле, дерево, стол, книга, тигр, девочка.
Приложение 1
Вспомнив материал, изученный дома самостоятельно, составьте правило по определению рода у имен существительных, закончив предложения, используя слова для справок.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Слова для справок: брат, сестра, он, она, оно, солнце, среднего, мужского, женского, поле, дерево, стол, книга, тигр, девочка.
Приложение 1
Вспомнив материал, изученный дома самостоятельно, составьте правило по определению рода у имен существительных, закончив предложения, используя слова для справок.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Имена существительные, которые можно заменить словом ______, - _______________рода. Например: ___________________________________.
Слова для справок: брат, сестра, он, она, оно, солнце, среднего, мужского, женского, поле, дерево, стол, книга, тигр, девочка.
Приложение 2
Карточка 2 (группа 1)
Соедините прилагательные подходящими существительными, определите род у каждой части речи.
Душистая
Субботний
Красное
Верный
Железная
друг
вино
вечер
сирень
дорога
Карточка 2 (группа 2)
Соедините прилагательные подходящими существительными, определите род у каждой части речи
Душистая
Субботний
Красное
Верный
Железная
пёс
платье
день
игрушка
акация
Карточка 2 (группа 3)
Соедините прилагательные подходящими существительными, определите род у каждой части речи.
Душистая
Субботний
Красное
Верный
Железная
друг
пальто
день
деталь
сирень
Карточка 2 (группа 4)
Соедините прилагательные подходящими существительными, определите род у каждой части речи.
Душистая
Субботний
Красное
Смелый
Добрая
друг
солнце
день
девочка
акация