СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 8»б» классе по теме "Сложное предложение»".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 8 классес детьми с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 8»б» классе по теме "Сложное предложение»".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара"





Технологическая карта урока русского языка в 8»б» классе по теме "Сложное предложение»".











Учитель: Баранова Ариадна Гурьевна



г.о.Самара, 2023г.




Цели:

Цель: Закрепление знаний учащихся о сложном предложении.

Задачи:


Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания учащихся о сложном предложении;

- закрепить знания учащихся о выделении главных членов в предложении, как грамматической основы в каждой части сложного предложения.


Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы;

-способствовать развитию фонематического слуха и мыслительной деятельности;

- способствовать развитию осмысленного восприятия через выполнение упражнений, заданий.

Ключевые компетенции:

Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) о сложном предложении в результате совместной деятельности учащихся и учителя.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.

Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.

Методы и приёмы:

создание ситуации занимательности, беседа, демонстрация слайдов, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Оборудование к уроку:

  • Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М. «Просвещение, 2013г.

  • Схемы.

  • Карточки с домашним заданием.

  • Слайды


Тип урока: урок закрепления знаний.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ключевые компетенции

1











































.

I. Организационный момент















II. Словарная работа


















- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Добрый день, ребята! Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.





- Тетради открыты, записываем число, классная работа.



- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.

(На доске слово «Бандероль»)

- Ребята, кто знает, что такое бандероль?

Зачитаем понятие из учебника. стр.228



- Ребята, а для чего нужна бандероль? В каких случаях мы можем её использовать?





- Ребята, найдите «опасное место» в слове? Где мы можем совершить ошибку.

(Орфограмма «а» и «е»).

Поставьте ударение.

- Запомните, как пишется это слово. Запомните орфограммы. Запишите это слово к себе в тетрадь.



На доске второе слово «Квитанция»

- Что такое квитанция?-



- Ребята, а для чего нам нужна квитанция? В каких случаях нам её выдают, либо мы её используем?



- Ребята, найдите «опасное место» в слове? Где мы можем совершить ошибку?

(Орфограмма «и»). Поставим ударение. Запомните, как пишется это слово. Запомните орфограммы. Запишите это слово к себе в тетрадь.



- Ребята, а теперь составьте предложения (устно) с данными словами и запишите одно из них их в тетрадь.



Дифференциация:

-Кто записал предложение с классом, может придумать и записать своё предложение со словарным словом.
























Обучающиеся зачитывают

(Бандероль - лёгкая почтовая посылка в бумажной обёртке.

См.стр.228 учебник).

Отправить с помощью бандероли, что- то небольшое, легкое из одного города, в другой.

Например: книгу другу, документы, напечатанные фотографии.



Обучающиеся записывают словарное слово и выполняют рекомендации учителя







Квитанция - официальная расписка о принятии денег или иных ценностей.

См. стр. 228 учебник.)

При оплате коммунальных услуг, при покупке промышленных товаров







Обучающиеся записывают словарное слово и выполняют рекомендации учителя





Я получил на почте бандероль от друга. Мама оплатила квитанцию за отопление и воду.


























активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.












3






















I I I. Повторение пройденного материала по теме «Предложение»



Устная работа:














Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.



-Ребята, что мы только что записали с вами?



- Закончите моё высказывание нужным словом…..«Мы выражаем мысли, передаём чувства и эмоции, какую то информацию с помощью……..(чего?)…речи, предложений.

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?










Предложения





Речи



Из предложений



Предложение — это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение выражают законченную мысль; имеют грамматическую основу.

осуществлять действие по образцу и заданному правилу.





















































































































4.











5.

Таблички на доске:

Предложения простые, сложные, предложения с однородными членами

















































Работает ученик.

Разбор предложения по членам.



















































IV. Сообщение темы урока









V. Объяснение нового материала

На доске даны два простых предложения:


-Какие предложения вы знаете? 







- Ребята, какие члены предложения мы называем однородными?







Приведите пример





- С помощью, каких союзов или знаков могут соединяться однородные члены предложения?

-Что такое простое предложение?).



- Как мы их подчёркиваем?

- Как называются остальные члены предложения?



Запишем предложение на доске.

-Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?



Запишем еще одно предложение рядом



-Чем отличаются эти предложения ? 

-Из чего состоит грамматическая основа?



Задание: Сделать разбор предложения по членам. У доски работает ученик.

-Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?



-Почему стоит запятая?

-На каких уроках вы еще работаете с предложениями? 





Итак, сформулируем тему урока, а для этого нам поможет схема на доске:



 ____   ====,      ____ ====.





-Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, что такое сложное предложение, закрепим свои знания, как выделять в каждой части сложного предложения главные члены.

Будем соотносить сложное предложение со схемой. Находить отличия между сложными и простыми предложениями.

На лугу пестрели цветы.

Порхали бабочки.



- Прочитайте первое предложение.

- Какое оно?

- Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

- Прочитайте второе предложение.

- Какое оно?

- Найдите подлежащее и сказуемое во втором предложении.

- Теперь посмотрите, что я сделаю

Учитель соединяет два простых предложения в одно сложное, отделяя их друг от друга запятой:

На лугу пестрели цветы, порхали бабочки.

- Я соединила два простых предложения в одно сложное.

- Части сложного предложения отделяются друг от друга запятой.

- Давайте запишем предложение и подчеркнём грамматические основы. Сколько грамматических основ в данном предложении?



Ребята, а теперь сделайте вывод: какое предложение называется сложным?

Учебник стр. 230 правило. Читает один из учащихся, а мы с классом дополняем правило.









Дополни определение и правило.




Зачитывают:

простые и сложные, предложения с однородными членами



Однородные члены предложения отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову. Это предложения, в которых есть перечисления



Я собрала в лесу грибы, ягоды, травы



и, а, но, с помощью запятой

Предложение, в котором только одна грамматическая основа, это подлежащее и сказуемое

Подлежащее-одной чертой, сказуемое-двумя.

Второстепенные



Наступила ранняя весна. 

Одна

Простое



Наступила ранняя весна, прилетели первые перелетные птицы. 

разное количество грамматических основ

Из главных членов - подлежащего и сказуемого

Обучающийся разбирает предложение по членам предложения.

Две грамматические основы.

Это предложение сложное



разделяет части сложного предложения

чтение, география, биология







Сложное предложение.

































Простое.

Обучающиеся находят главные члены предложения



























Две





В сложном предложении может быть……или ……частей.

В каждой части сложного предложения есть свои главные члены: …….и……

Части сложного предложения разделяются при чтении голосом, а при письме……



…….. состоит из двух или нескольких частей, связанных по смыслу. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены: подлежащее и сказуемое. Части сложного предложения при чтении разделяются голосом, а при письме запятой или союзами «И», « А», «НО» с запятой.


Познавательные

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

































высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.



























































- способствовать развитию осмысленного восприятия через выполнение упражнений, заданий





































высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.


6



VI .Физминутка









Упражнение на выработку правильной осанки:

- Немного отдохнём. Встали прямо, спинку выпрямили, потянулись к солнцу (руки вверх)-3-5 сек.

И резко опустили руки вниз, как бы груз сбросили. Выполнить 2-3 раза


7.



VII Закрепление нового материала.

1.Работа с учебником.

































2. Графическое задание: Соотнесите предложения со схемами.







































3. Сравнение предложений по типу. Задание на проекторе.

СЛАЙД 1.

-Даны предложения на проекторе.













СЛАЙД 2











СЛАЙД 3.







СЛАЙД 4.







СЛАЙД 5.













СЛАЙД 6.



СЛАЙД 7











VIII. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.




































VIII. Закрепление нового материала.

1.Работа с учебником.

Стр. 229 , списать предложения под темой урока.

(Предложения из учебника:

Море яростно стонало, и волны бешено рвались.

Дети спят, хозяйка дремлет.           

Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.                                              

Царь на коне разъезжается, а царица в тереме наряжается.)



Вывод:

- Чем похожи предложения?

- Сколько частей в каждом сложном предложении?

- Как выделяются части сложного предложения при письме?

- Чем они различаются?

- Какими союзами соединены части?  



- Готовы работать дальше?!!!



Предлагаются схемы к предложениям.

   ____   ====,      ____ ====.                    

  Дети спят, хозяйка дремлет.                                                                         

____   ====,   и   ____ ====.               

Море яростно стонало, и волны бешено рвались.



   ____   ====,   а   ____ ====.                    

  Царь на коне разъезжается, а царица в тереме наряжается.

____   ====,   но   ____ ====.                    

  Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.



-Ребята, какие это предложения? Почему вы так считаете?

Сделаем вывод.







  1. -Чем отличаются эти предложения?

-В каком из них выражается более сложная мысль?



Читая это предложение, мы представляем себе не одну, а несколько картин. ЛЕС.ЕЛЬ.РЕЧКУ.



Рассмотрите картинку, какому предложению она соответствует?







- Выясним, а как эти предложения отличаются грамматически. Для этого выделим грамматическую основу в каждом предложении. Т.е. найдем подлежащее и сказуемое.



- (Что?) Лес(подлежащее). Лес (что делает?) Чернеет(сказуемое).



- Во втором предложении три грамматические основы (Что?)Лес(подлежащее). Лес (что делает?) чернеет( сказуемое). (Что?) ель(подлежащее). Ель (что делает?) зеленеет (сказуемое). (Что?)речка)

(подлежащее). Речка (что делает?) блестит (сказуемое).

.Схема простого предложения.



.Схема сложного предложения.





-Итак, сделаем вывод.

-Закончите предложение:

Сложное предложение состоит из…        

Части сложного предложения связываются… 

Разделяются…



        Вам предложены карточки с предложениями. Ваша задача: найти среди этих предложений сложные и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложных предложениях).

Составить схемы к сложным предложениям.



Дифференциация:

1вариант. Найти сложные предложения и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложном предложении).                               

2вариант. Найти сложные предложения и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложном предложении). Составить схемы к сложным предложениям.                           






























Это сложные предложения

Две части, две грамматические основы в каждой части



Союзами И, А, НО









Дети определяют, к какой схеме подходит предложение и зачитывают

























Сложные предложения. Они состоят из двух грамматических основ









Дети зачитывают



Прозрачный лес один чернеет.

  1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.



Во втором предложении выражена более полная, сложная мысль.









К этому изображению лучше подойдёт второе предложение, т.к. оно передает больше информации. Глубже и ярче раскрывает мысль



Эти предложения отличаются по количеству грамматических основ. В первом предложении одна грамматическая основа.





Обучающиеся выделяют грамматические основы























двух и более простых предложений

две и более грамматические  основы.

по смыслу, интонацией, союзами и

запятой

Коммуникативные, познавательные



оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения; уметь донести своё мнение и понять других













































































высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.



















































высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.


9.

IX. Итог урока. Рефлексия

О чём говорили сегодня на уроке?

- Какие предложения называются сложным?



- Что ставится между частями сложного предложения?

-Для чего важно уметь составлять сложные предложения?



- Как вам это пригодится в жизни?



- Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.

- На следующем уроке мы продолжим углублять и расширять свои знания о сложном предложении. Поупражняемся в постановке знаков препинания и союзов в сложном предложении. 

Спасибо всем за активность на уроке! Мне было приятно! Урок окончен.


О сложных предложениях

Предложения, которые состоят из двух или нескольких грамматических основ

Части сложного предложения разделяются запятой и союзами

Чтобы употреблять в речи



Речь станет грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!