СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка, по теме "Одушевлённые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - способствовать ознакомлению с одушевленными именами существительными, развитию умения различать их с опорой на вопрос: кто?, подбирать примеры таких существительных

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка, по теме "Одушевлённые имена существительные"»

Уроки 1-2
Одушевленные имена существительные

Урок 1


Тема

Одушевленные имена существительные

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с одушевленными именами существительными, развитию умения различать их с опорой на вопрос: кто?, подбирать примеры таких существительных

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий

Основное содержание темы, понятия
и термины

Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя существительное». Иллюстрации с изображением людей разных профессий


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо, загадка

Эх, звоночки, синий цвет –

С язычком, а звону нет.

Ф. Фетисов

Отгадывают загадку, записывают отгадку (колокольчик)

Вырабатывают калли-графический почерк

Письмо

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Слова лексико-
тематической группы

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают записанные слова лексико-
тематической группы

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Письмо слов

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте тему и сформулируйте цель урока

Читают, предлагают формулировки цели
урока

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем


V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Имена существительные,
отвечающие
на вопрос: кто? Профессии
(упр. 80)

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

– Прочитайте стихотворение.
Назовите его.

– Найдите в предложениях имена существительные. Кого так
называют?

– Запишите слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что?

Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. Находят имена
существительные. Изменяют форму слов, записывают по образцу

Находят существи-
тельные. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных, обозначающих профессии людей. Умеют выполнять действия по алгоритму

Беседа по вопросам, письмо

2. Одушевленные имена существительные. Правило (учебник, с. 48)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует работу с правилом. Проводит беседу по его содержанию

Читают и отвечают

на вопросы учителя

Усваивают и воспро-
изводят правило,
приводят примеры

Правило

3. Классификация слов – одушевленных имен существительных (упр. 81)

Парная, инди-
видуальная.

Словесный,
практический.

Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение

Подбирают слова
к каждой группе.

Составляют предло-
жение

Осуществляют клас-
сификацию слов,
обозначающих одушевленные предметы.

Контролируют действия партнера

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

4. Классификация. Одушевленные предметы. Отгадывание
загадок

Коллективная. Словесный.

Загадки, письмо

– Отгадайте загадки:

1. Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

2. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит – воет,

Упадет – землю роет.

3. Тонко кружево плету:

Не заметишь на лету.

Кто в мою попался сеть,

В ней останется висеть.

Б. Тимофеев

Предлагает отгадки объединить в одну группу и записать
с вопросом

Слушают загадки,
отгадывают.

– Комар.





– Жук.




– Паук.






– Насекомые (кто?):
комар, жук, паук

Воспринимают
на слух вопросы
учителя, анализируют услышанное.

Высказывают свое
мнение.

Осуществляют клас-
сификацию слов,
обозначающих одушевленные предметы.

Наблюдают над лексическим значением слов.

Сравнивают, обоб-
щают слова, делают
выводы.

Умеют задавать
вопрос к словам –
одушевленным
существительным

Загадки, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 52)

Парная, инди-
видуальная.

Словесный,

практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Перед каждым словом запишите вопрос.
Обозначьте ударение в словах

Вставляют пропущенные буквы. Записывают вопросы. Обозначают ударение в словах

Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные, правильно
задают к ним вопросы. Умеют ставить
ударение

Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:
• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предло-

жения в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

Слова, обознача-

ющие профессии

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Предлагает подобрать 5 слов, обозначающих профессии
людей, и записать их

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития



Урок 2


Тема

Одушевленные имена существительные

Педагогические цели

Способствовать развитию умения распознавать одушевленные имена существительные, подбирать синонимы, составлять предложения, находить в них главные члены

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: общеучебные – находят необходимую информацию в словаре; логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости

Основное содержание темы, понятия
и термины

Одушевленные имена существительные. Синонимы

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя существительное». Словарь синонимов


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли
в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

ко о вол яз

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Слова, обознача-

ющие профессии

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают записанные слова – названия профессий

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Письмо слов

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

Знакомит с темой и целью
урока

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем


V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Одушевленные имена существительные. Синонимы (упр. 82)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо, работа со словарем

– Прочитайте. С помощью
словаря синонимов подберите
к каждому имени существительному синоним.

– Запишите ряд слов с одушевленными именами существи-
тельными

Из словаря синонимов выписывают синонимы к каждому существительному. Записывают одушевленные имена
существительные

Владеют умением
работать со словарем синонимов, извлекать из него синонимы
к заданным словам. Распознают одушев-
ленные имена
существительные

Работа со словарем, письмо

2. Дидактическая игра. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа в рабочей тетради (№ 53)

Парная, инди-
видуальная.

Словесный,
практический. Дидактическая игра

Объясняет правила игры.
Контролирует

Выбирают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Выписы-

вают однокоренные
слова

Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные. Распознают однокоренные слова, выделяют корень

Дидактическая игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения по тексту под руко-

водством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Распространенные и нераспространенные предложения. Одушевленные имена существительные (упр. 83)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический.

Чтение, беседа, письмо

Предлагает списать, правильно обозначить начало и конец предложения, вставить пропущенные буквы, найти одушевленные имена существительные, распространенные и нераспространенные предложения

Записывают предложения.

Вставляют пропущенные буквы.

Находят одушевленные имена существительные, распространенные и нераспространенные предложения

Умеют определять
одушевленные имена существительные.

Распознают распространенные и нераспространенные предложения.

Объясняют правописание слов, выделяют орфограммы

Беседа по вопросам, письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали сегодня
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Слова-синонимы

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Предлагает подобрать 3 пары слов-синонимов и записать их

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития