Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо, загадка | Эх, звоночки, синий цвет – С язычком, а звону нет. Ф. Фетисов | Отгадывают загадку, записывают отгадку (колокольчик) | Вырабатывают калли-графический почерк | Письмо |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Слова лексико- тематической группы | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают записанные слова лексико- тематической группы | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письмо слов |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте тему и сформулируйте цель урока | Читают, предлагают формулировки цели урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Имена существительные, отвечающие на вопрос: кто? Профессии (упр. 80) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение. Назовите его. – Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют? – Запишите слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? | Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. Находят имена существительные. Изменяют форму слов, записывают по образцу | Находят существи- тельные. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных, обозначающих профессии людей. Умеют выполнять действия по алгоритму | Беседа по вопросам, письмо |
2. Одушевленные имена существительные. Правило (учебник, с. 48) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Организует работу с правилом. Проводит беседу по его содержанию | Читают и отвечают на вопросы учителя | Усваивают и воспро- изводят правило, приводят примеры | Правило |
3. Классификация слов – одушевленных имен существительных (упр. 81) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упраж- нением, контролирует его выполнение | Подбирают слова к каждой группе. Составляют предло- жение | Осуществляют клас- сификацию слов, обозначающих одушевленные предметы. Контролируют действия партнера | Упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомен- дуемых пособиях (см.: Лите- ратура) | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
4. Классификация. Одушевленные предметы. Отгадывание загадок | Коллективная. Словесный. Загадки, письмо | – Отгадайте загадки: 1. Не зверь, не птица, А нос как спица, Летит – кричит, Сядет – молчит. Кто его убьет, Свою кровь прольет. 2. Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт; Летит – воет, Упадет – землю роет. 3. Тонко кружево плету: Не заметишь на лету. Кто в мою попался сеть, В ней останется висеть. Б. Тимофеев Предлагает отгадки объединить в одну группу и записать с вопросом | Слушают загадки, отгадывают. – Комар. – Жук. – Паук. – Насекомые (кто?): комар, жук, паук | Воспринимают на слух вопросы учителя, анализируют услышанное. Высказывают свое мнение. Осуществляют клас- сификацию слов, обозначающих одушевленные предметы. Наблюдают над лексическим значением слов. Сравнивают, обоб- щают слова, делают выводы. Умеют задавать вопрос к словам – одушевленным существительным | Загадки, письмо |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 52) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Перед каждым словом запишите вопрос. Обозначьте ударение в словах | Вставляют пропущенные буквы. Записывают вопросы. Обозначают ударение в словах | Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные, правильно задают к ним вопросы. Умеют ставить ударение | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Слова, обознача- ющие профессии | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает подобрать 5 слов, обозначающих профессии людей, и записать их | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте, все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, – под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ко о вол яз | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания. Слова, обознача- ющие профессии | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Зачитывают записанные слова – названия профессий | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий | Письмо слов |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Знакомит с темой и целью урока | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Одушевленные имена существительные. Синонимы (упр. 82) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо, работа со словарем | – Прочитайте. С помощью словаря синонимов подберите к каждому имени существительному синоним. – Запишите ряд слов с одушевленными именами существи- тельными | Из словаря синонимов выписывают синонимы к каждому существительному. Записывают одушевленные имена существительные | Владеют умением работать со словарем синонимов, извлекать из него синонимы к заданным словам. Распознают одушев- ленные имена существительные | Работа со словарем, письмо |
2. Дидактическая игра. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа в рабочей тетради (№ 53) | Парная, инди- видуальная. Словесный, практический. Дидактическая игра | Объясняет правила игры. Контролирует | Выбирают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Выписы- вают однокоренные слова | Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные. Распознают однокоренные слова, выделяют корень | Дидактическая игра |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомен- дуемых пособиях (см.: Лите- ратура) | Выполняют движения по тексту под руко- водством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Распространенные и нераспространенные предложения. Одушевленные имена существительные (упр. 83) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает списать, правильно обозначить начало и конец предложения, вставить пропущенные буквы, найти одушевленные имена существительные, распространенные и нераспространенные предложения | Записывают предложения. Вставляют пропущенные буквы. Находят одушевленные имена существительные, распространенные и нераспространенные предложения | Умеют определять одушевленные имена существительные. Распознают распространенные и нераспространенные предложения. Объясняют правописание слов, выделяют орфограммы | Беседа по вопросам, письмо |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Слова-синонимы | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Предлагает подобрать 3 пары слов-синонимов и записать их | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |