Учитель: Мухаметзянова А.Р.
- формировать умения учащихся соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- закрепить представления учащихся о роли мягкого знака в словах, о грамматической основе предложения.
- способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- обогащать словарный запас учащихся.
- воспитывать чувство товарищества, трудолюбие и прилежание.
- уметь приводить примеры слов разных частей речи.
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- уметь высказывать собственное мнение с аргументацией.
- уметь оценивать работу и результат деятельности.
- понимать важность и ценность знаний, полученных в ходе урока.
Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля |
1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности 3 минуты | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аделина Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Начнем наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - Посмотрите на экран. Кого вы видите? - Сова встречается во многих сказках и ее образ очень напоминает бабушку в очках, которая излагает очень умные вещи и представляет собой копилку знаний. Сову принято считать символом мудрости! Посмотрите, у совы есть для нас какой-то конверт. Открыть его мы сможем только в конце урока, если вы будете работать активно и справитесь с самостоятельной работой на «отлично»! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Высказывают свои предположения. | Ф | Презентация (слайд №1) | Контроль учителя (наблюдение) |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии 5-6 минут | Словесный (беседа), игровой (Игра «Удивительные слова – синонимы») | Проверяет знания детей по пройденной теме и организует затруднение через задание. - Вспомним, тему вашего прошлого урока. Скажите, пожалуйста, какую роль может выполнять мягкий знак в словах? Приведите примеры таких слов. - Предлагаю вам поиграть в игру «Удивительный мягкий знак». Играть будем в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах. У вас на столах есть карточки с некоторыми словами. Во всех словах есть мягкий знак. Но слова перепутались. Вам нужно стрелочками соединить слова с ролью мягкого знака, которую он в них выполняет. Та пара, которая первой выполнит это задание – поднимает руку. Проверим ваши ответы. Ноябрь, маленький, пьёт, семья, кольцо, серьёзный. - Молодцы, ребята! Вы безошибочно распределили слова с разделительным и смягчительным мягким знаком. - Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, учёные разделили все слова на большие группы – части речи. | Мягкий знак в словах может служить для смягчения предыдущего согласного (тень, букварь) и для разделения согласной буквы и букв я,е,ё,ю,и (воробьи, льёт). Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание учителя. | Ф П | Презентация ( слайд № 2 ), интерактивное задание в Learning.Apps Или карточки с заданиями | Контроль учителя (опрос) |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Просит определить, в чем заключается затруднение. - Какой вопрос у вас возник? Знаете ли вы, что такое части речи? | Фиксируют затруднение, определяют причину затруднения. - Мы не знаем, что такое части речи. | Ф | Не применяется | |
4. Построение проекта выхода из затруднения 3 минуты | Словесный (беседа, прием «Перепутанные пункты плана») | Предлагает сформулировать цель урока. - Какова же тема нашего урока? -Какую цель к уроку можно поставить? Что мы будем делать? - Давайте составим план нашего урока. Посмотрите на экран. Вы видите перепутанные пункты плана. Нужно расставить их в правильном порядке. | Формулируют цель урока: - Части речи. - Узнать, что такое части речи. Составляют план урока. | Ф | презентация (слайд №3,4,5) | |
5. Реализация построенного проекта 5 минут | Словесный (беседа), практический (выполнение задания) | - Откройте учебник на с. 40 и найдите правило. Прочитайте, что же называется частями речи. - Найдите упражнение 70. Внимательно рассмотрите рисунок и попробуйте определить его тему. - 1 ряд попробует назвать по рисунку слова, которые обозначают названия предметов. На какие вопросы отвечают эти слова? - 2 ряду нужно назвать по рисунку слова, которые обозначают признаки этих предметов. То есть, какие они, эти предметы, которые назвал 1 ряд. На какие вопросы отвечают эти слова? - 3 ряд попробует назвать по рисунку слова, которые обозначают действия этих же предметов. На какие вопросы отвечают эти слова? - Выполняя это задание, мы сейчас определили целых три части речи, большие группы слов, у которых есть своё обозначение и свои вопросы. | Читают правило с.40 Выполняют устное задание. | Ф | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40. | Контроль учителя (выполнение задания) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5-6 минут | Практический (выполнение задания), словесный (беседа). | Посмотрим на упражнение 71. Рассмотрите схему, представленную на этой странице. - Часть речи, которая называет какой-либо предмет и отвечает на вопросы кто?/что? Является именем существительным. - Часть речи, которая называет признаки предметов и отвечает на вопросы какой?/какая?/какое?/какие? Называется именем прилагательным. - Часть речи, которая называет действия предметов и отвечает на вопросы что делает?/что сделает?/ что делают?/что сделали и т.д. называется глаголом. Прочитайте предложение из схемы. Из слов каких частей речи оно состоит? Как вы это определили? По каким признакам? (вопросы, слова-названия). Физминутка – Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки. А теперь открываем глаза и продолжаем работу. | Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание в парах с комментированием. | Ф | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40. Презентация (слайд №6) | Контроль учителя (выполнение задания с обсуждением) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6 минут | Практический (выполнение задания) | - Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. - Найдите упражнение 73 на с. 42. Прочитайте строки из «Казачьей колыбельной песни». Вам нужно выписать в тетрадь выделенные слова и сверху простым карандашом подписать, какими частями речи являются эти слова. Вы можете опираться на схему на с.41. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг друга по эталону. - Скажите, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении задания? Кто допустил 1-2/ 3 и более ошибок? - Как вы определяли части речи? - Вы справились с самостоятельной работой на отлично! Я очень рада, что у вас все получилось! | Выполняют самостоятельную работу, сверяют ответы с эталоном. Эталон Младенец – сущ., смотрит – глагол, месяц – сущ., ясный – прилаг., колыбель – сущ. | И | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40. Презентация (слайд №7) | Самоконтроль (выполнение задания), контроль учителя (наблюдение). |
8. Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - Скажите мне, какая у нас была цель сегодняшнего урока? - Как вы думаете, достигли ли мы этой цели? - Что же такое часть речи? Чем части речи отличаются друг от друга? | - Узнать, что такое части речи. - Да, достигли. - Части речи – это большие группы слов. Они различаются тем, что каждая часть речи что-то называет (предмет, признак, действие). Также части речи отличаются вопросами. | Ф | Не применяется | Контроль учителя (опрос) |
9. Рефлексия учебной деятельности 3-4 минуты | Словесный (беседа) | Предлагает оценить работу на уроке. - Запишите домашнее задание (учить правило на с.40, рассмотреть схему с.41, упр. 74). - Посмотрите на экран. Что вы видите? Мы уже говорили о том, что сова считается символом ума и мудрости. Я вас призываю к тому, чтобы вы всегда оставались такими же умными, мудрыми и ответственными учениками. Только тогда вы добьетесь больших успехов в учебе! - Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке и выбирает радостную совушку. Теперь поднимите руку те, кто собрал лишь немного знаний и выбирает совушку под номером 2. И поднимите руку те, кто совсем не узнал ничего нового, кому было очень трудно – 3 совушка. - Вы большие молодцы, работали сегодня как настоящие умные совушки! Откроем наш конверт. Сова для вас приготовила наклейки. Я вам их вручаю за хорошую работу на уроке. - Отметки за урок: работали активно и на «отлично» - …. Работали хорошо - …. Попрошу всех встать. Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо! | Оценивают свою работу, высказывают затруднения. | Ф | Презентация (слайд №8,9,10) | Самоконтроль (самооценивание работы на уроке) |