СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое части речи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое части речи?"»

Районный конкурс молодых специалистов «Педагогический дебют»









Технологическая карта урока русского языка на тему:

«Что такое части речи?»










Учитель: Мухаметзянова А.Р.

Класс: 2 А

Дата: 27.02.2025







Саратов 2025



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Мухаметзянова Аделина Руслановна

Тема урока: «Что такое части речи?»

Класс: 2 А

Цель урока: -создание условий для формирования усвоения нового понятия – части речи.

Задачи:

Дидактические:

- формировать общее представление учащихся о частях речи;

- формировать умения учащихся соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

- закрепить представления учащихся о роли мягкого знака в словах, о грамматической основе предложения.

Развивающие:

- способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- способствовать развитию умений учащихся работать в парах и самостоятельно;

- обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

- формировать у учащихся понимание необходимости изучения русского языка;

- воспитывать чувство товарищества, трудолюбие и прилежание.





Планируемые результаты:

Предметные:

- знать, что такое части речи, уметь различать их по вопросам и обозначению;

- уметь приводить примеры слов разных частей речи.

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь выделять и формулировать цель урока;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

- уметь находить общее решение, работать в парах;

- уметь высказывать собственное мнение с аргументацией.

Регулятивные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

- уметь оценивать работу и результат деятельности.

Личностные:

- уметь проводить самооценку собственной работы;

- уметь организовать взаимопомощь в паре;

- понимать важность и ценность знаний, полученных в ходе урока.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля

1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности


3 минуты

Словесный (беседа)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аделина Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Начнем наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- Посмотрите на экран. Кого вы видите?

- Сова встречается во многих сказках и ее образ очень напоминает бабушку в очках, которая излагает очень умные вещи и представляет собой копилку знаний. Сову принято считать символом мудрости! Посмотрите, у совы есть для нас какой-то конверт. Открыть его мы сможем только в конце урока, если вы будете работать активно и справитесь с самостоятельной работой на «отлично»!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.



Высказывают свои предположения.






Ф

Презентация (слайд №1)

Контроль учителя (наблюдение)

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии


5-6 минут

Словесный (беседа), игровой (Игра «Удивительные слова – синонимы»)




















Проверяет знания детей по пройденной теме и организует затруднение через задание.

- Вспомним, тему вашего прошлого урока. Скажите, пожалуйста, какую роль может выполнять мягкий знак в словах? Приведите примеры таких слов.


- Предлагаю вам поиграть в игру «Удивительный мягкий знак». Играть будем в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах. У вас на столах есть карточки с некоторыми словами. Во всех словах есть мягкий знак. Но слова перепутались. Вам нужно стрелочками соединить слова с ролью мягкого знака, которую он в них выполняет. Та пара, которая первой выполнит это задание – поднимает руку. Проверим ваши ответы.


Ноябрь, маленький, пьёт, семья, кольцо, серьёзный.


- Молодцы, ребята! Вы безошибочно распределили слова с разделительным и смягчительным мягким знаком.



- Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, учёные разделили все слова на большие группы – части речи.





Мягкий знак в словах может служить для смягчения предыдущего согласного (тень, букварь) и для разделения согласной буквы и букв я,е,ё,ю,и (воробьи, льёт).




Отвечают на вопросы учителя.







Выполняют задание учителя.













Ф








П

Презентация ( слайд № 2 ), интерактивное задание в Learning.Apps


Или карточки с заданиями

Контроль учителя (опрос)

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Просит определить, в чем заключается затруднение.

- Какой вопрос у вас возник? Знаете ли вы, что такое части речи?

Фиксируют затруднение, определяют причину затруднения.

- Мы не знаем, что такое части речи.


Ф

Не применяется


4. Построение проекта выхода из затруднения


3 минуты

Словесный (беседа, прием «Перепутанные пункты плана»)


Предлагает сформулировать цель урока.

- Какова же тема нашего урока?

-Какую цель к уроку можно поставить? Что мы будем делать?

- Давайте составим план нашего урока.

Посмотрите на экран. Вы видите перепутанные пункты плана. Нужно расставить их в правильном порядке.


Формулируют цель урока:


- Части речи.

- Узнать, что такое части речи.


Составляют план урока.





Ф

презентация (слайд №3,4,5)


5. Реализация построенного проекта


5 минут

Словесный (беседа), практический (выполнение задания)








- Откройте учебник на с. 40 и найдите правило. Прочитайте, что же называется частями речи.

- Найдите упражнение 70. Внимательно рассмотрите рисунок и попробуйте определить его тему.

- 1 ряд попробует назвать по рисунку слова, которые обозначают названия предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?

- 2 ряду нужно назвать по рисунку слова, которые обозначают признаки этих предметов. То есть, какие они, эти предметы, которые назвал 1 ряд. На какие вопросы отвечают эти слова?

- 3 ряд попробует назвать по рисунку слова, которые обозначают действия этих же предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?

- Выполняя это задание, мы сейчас определили целых три части речи, большие группы слов, у которых есть своё обозначение и свои вопросы.

Читают правило с.40



Выполняют устное задание.

Ф












Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40.






Контроль учителя (выполнение задания)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


5-6 минут

Практический (выполнение задания), словесный (беседа).

Посмотрим на упражнение 71. Рассмотрите схему, представленную на этой странице.

- Часть речи, которая называет какой-либо предмет и отвечает на вопросы кто?/что? Является именем существительным.


- Часть речи, которая называет признаки предметов и отвечает на вопросы какой?/какая?/какое?/какие? Называется именем прилагательным.


- Часть речи, которая называет действия предметов и отвечает на вопросы что делает?/что сделает?/ что делают?/что сделали и т.д. называется глаголом.


Прочитайте предложение из схемы. Из слов каких частей речи оно состоит? Как вы это определили? По каким признакам? (вопросы, слова-названия).


Физминутка

– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

Закройте глазки.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

Вспоминают правила работы в парах.




Выполняют задание в парах с комментированием.



















Ф

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40.


Презентация (слайд №6)


Контроль учителя (выполнение задания с обсуждением)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


6 минут

Практический (выполнение задания)

- Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

- Найдите упражнение 73 на с. 42. Прочитайте строки из «Казачьей колыбельной песни».

Вам нужно выписать в тетрадь выделенные слова и сверху простым карандашом подписать, какими частями речи являются эти слова. Вы можете опираться на схему на с.41.



- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг друга по эталону.

- Скажите, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении задания? Кто допустил 1-2/ 3 и более ошибок?

- Как вы определяли части речи?

- Вы справились с самостоятельной работой на отлично! Я очень рада, что у вас все получилось!

Выполняют самостоятельную работу, сверяют ответы с эталоном.











Эталон

Младенец – сущ., смотрит – глагол, месяц – сущ., ясный – прилаг., колыбель – сущ.




И

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, 2 часть, стр.40.


Презентация (слайд №7)

Самоконтроль (выполнение задания), контроль учителя (наблюдение).

8. Включение в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

- Скажите мне, какая у нас была цель сегодняшнего урока?


- Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?

- Что же такое часть речи? Чем части речи отличаются друг от друга?




- Узнать, что такое части речи.



- Да, достигли.


- Части речи – это большие группы слов. Они различаются тем, что каждая часть речи что-то называет (предмет, признак, действие). Также части речи отличаются вопросами.

Ф

Не применяется

Контроль учителя (опрос)

9. Рефлексия учебной деятельности


3-4 минуты

Словесный (беседа)


Предлагает оценить работу на уроке.

- Запишите домашнее задание (учить правило на с.40, рассмотреть схему с.41, упр. 74).


- Посмотрите на экран. Что вы видите?

Мы уже говорили о том, что сова считается символом ума и мудрости. Я вас призываю к тому, чтобы вы всегда оставались такими же умными, мудрыми и ответственными учениками. Только тогда вы добьетесь больших успехов в учебе!

- Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке и выбирает радостную совушку. Теперь поднимите руку те, кто собрал лишь немного знаний и выбирает совушку под номером 2. И поднимите руку те, кто совсем не узнал ничего нового, кому было очень трудно – 3 совушка.


- Вы большие молодцы, работали сегодня как настоящие умные совушки! Откроем наш конверт. Сова для вас приготовила наклейки. Я вам их вручаю за хорошую работу на уроке.


- Отметки за урок: работали активно и на «отлично» - …. Работали хорошо - ….

Попрошу всех встать. Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо!






Оценивают свою работу, высказывают затруднения.


Ф

Презентация (слайд №8,9,10)

Самоконтроль (самооценивание работы на уроке)