СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 7-м классе "Архимедова сила"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  В 7-М КЛАССЕ "АРХИМЕДОВА СИЛА"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 7-м классе "Архимедова сила"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме « Архимедова сила»

Учитель: Ильина В.Е.



Тема урока

Архимедова сила

Базовый учебник

Пёрышкин А.В. Физика 7

Цель урока

обеспечить усвоение учащимися смысла понятия «Архимедова сила» и формулы для расчёта архимедовой силы

Задачи

- обучающие: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить выталкивающую силу; вывести правило для вычисления архимедовой силы

- развивающие: развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью

- воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на уроке; чувство уверенности в своих суждениях; терпимость и взаимоуважение (по отношению к одноклассникам)

Тип урока

изучение нового материала

Формы работы учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная (или групповая – на усмотрение учителя) работа (по выполнению демонстраций)

Необходимое техническое оборудование

- компьютер, проектор, проекционный экран, динамики;

- портрет Архимеда, ведёрко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, ёмкость с водой, соль, ч.л., динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, отливной сосуд; пакетик с чаем, стакан с водой, видео-урок по данной теме, презентации



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Использование икт

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2


4

5

6

1

Орг.момент


Ппроверка готовности класса к занятию

Приготовить всё необходимое для урока

3

2

Актуализация знаний

Видео «Демонстрация измерения выт.силы»

Учитель опускает чайный пакетик в стакан с водой (как бы собирается пить чай), но увлёкся разглядывая окрашенную воду в стакане

- Ребята, никогда не замечала, как интересно и не сразу окрашивается вода при заваривании чая. Можете объяснить, как это происходит?

Учитель снова увлёкся, опуская в воду и поднимая в воздух пакетик чая.

- Интересно, почему верёвочка от пакетика в воде не натянута так, как в воздухе? Неужели пакетик в воде легче, чем в воздухе? Но почему?!

- Что ещё за сила? Как она выглядит? Давайте нарисуем её, что ли?!


- А как сильно она выталкивает?

- Что-то я сомневаюсь в этой формуле…Чем докажете? Как можно измерить вес тела? выт.силу?

-







Объясняют смысл явления диффузии





Вспоминают о действии выталкивающей силы

Изображают в тетрадях и на доске силы, действующие на пакетик, Fвыт = F2 – F1 = Pж = m ж · g Объясняют, как можно измерить вес тела и выт.силу

7




Демонстрация опыта ( видео)

Кто желает повторить? Вдруг это обман? (можно выбрать так: кто первый скажет, в каких единицах измеряется сила, давление, объём, …)

- Хорошо, верю! Убедили! Проверили экспериментально. Теперь ещё раз послушаем о действии выт.силы.


Просмотр, прослушивание и прогование о действии выт.силы






[1] – 0,25

3

Изучение нового материала

Презентация

- А кто-нибудь обратил внимание на заголовок демонстрации? Почему написано –Архимедова сила? Ведь речь шла о выт.силе? Значит, …

- Давайте-ка разберёмся с этой силой. Запишите тему сегодняшнего урока

- Кто такой Архимед?

Почему выт.силу называют Архимедовой?



- Интересно, а как людям приходит в голову какое-то открытие?.. Почему Архимед начал раздумывать над выт.силой

- Давайте посмотрим на опыт Архимеда с выт.силой

- Кто желает повторить этот эксперимент?

Какое оборудование вам для этого понадобится?




выт.сила – это Архимедова сила


Сами формулируют тему

Древнегреческий учёный Впервые указал на её существование и рассчитал её значение









Называют оборудование и проводят опыт (одновременно 2 уч-хся: 1 - с пресной водой, 2 – с солёной)

20













[2] - 1,5


[3]-3

[4]-0,22




- От чего же зависит сила Архимеда?

Мы можем измерить FA. А как её рассчитать без опыта?..

FА = Fвыт = Pж = m ж · g = (сжVт)g


От объёма погруженного тела и от плотности жидкости.

Записывают формулы, рисуют треугольник-формулу





[5] - 3


4

Промежуточные итоги.

Задание на дом



Физминутка для глаз


Рефлексия



Объявление домашнего задания: §51-опорный конспект по вопросам 1-5, упр.26 (1, 2)

Выполняют гимнастику для глаз.

Вспоминают, что узнали нового, и где могут пригодиться эти знания.

Записывают задание на дом.


5

5

Усвоение и закрепление нового материала


Работа с презентацией:

- интерактив «Имерение силы Архимеда» [6]

- интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» [7]

Если есть запас времени, можно предложить учащимся…

- А сейчес… БЛИЦ-ОПРОС!

От чего зависит сила Архимеда?

Где легче плавать: в пресном озере или море? Почему?

- Вы – знатоки игры «Что? Где? Когда?»

Внимательно слушайте и правильно отвечайте!

1) На ловле относительно глубоководных жемчужных раковин издавна специализировалась этническая группа населения Южной Японии – ама, причём преимущественно женщины. Ныряльщицы способны опускаться на глубину 30 м и оставаться там более минуты. В последнее время на месте этих промыслов возникли крупные предприятия по искусственному разведению жемчуга. Для этой цели используются плоты, к которым снизу подвязывают корзины с раковинами-жемчужницами.

Объясняют результаты измерений

Выполняют вычисления




Один учащийся быстро отвечает на вопросы



Всем классом совещаются и отвечают на вопросы с подробными объяснениями

10




























Какая сила действует на человека в воде? Как она изменяется с глубиной погружения и с увеличением давления на ныряльщицу?

2) У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырём и являющийся своеобразным гидростатическим устройством.

Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?

3) Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?

4) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой 1 000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.

Могут ли быть правдой эти россказни?




















Формулы

FА = Pв возд. – Pв жид. FА = сжg Vт m ж = сж· V m ж · g = Pж FА = Pж

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика 7: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа

  2. Рабочая тетрадь по физике (для 7 класса) к учебнику Пёрышкина А.В.

  3. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина/В.А. Шевцов. – Волгоград: Учитель

  4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./А.И. Сёмке. – М.: НЦ ЭНАС. - (Портфель учителя)