СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков по УД "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Основы генетики и селекции

Тема: Основы учения о наследственности и изменчивости. Закономерности изменчивости. Генетика человека.

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков по УД "Биология"»

План занятия

Занятие №

10-11

Дата


УД/МДК:

Биология

Группа

13

Тема(Раздел) программы:

Тема урока:

Основы генетики и селекции

Основы учения о наследственности и изменчивости. Закономерности изменчивости. Генетика человека.

Форма и методы занятия:

Методы – проблемный, практический, самостоятельный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Формы - практическое занятие, комбинированная

Дифференцированный метод

Цель занятия:

рассмотреть особенности генетики человека



1. Образовательная:

- продолжать формирование знаний о генах и генотипе, доминантных и рецессивных аллелях;

2. Развивающая:

развивать навыки решения генетических задач и умения использовать генетические термины и закономерности для решения практических заданий;


3. Воспитательная:

осознание важности полученных знаний для здоровья будущих поколений

Формируемые компетенции:

личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

метапредметных:

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

предметных: формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


Методико-дидактические оснащение занятия:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., Биология учебник для студ.учережд сред. проф. образования , Изд.центр «Академия» 2014.

Оборудование

Интерактивная доска, Презентация, пазлы, раздаточные листы



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы обратить внимание на:

• Наследственность
• Хромосомы
• Ген
• Фенотип
• Генотип
• Мутации

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Создавая семью, молодые люди часто ставят себе вопрос: Кто родится - мальчик или девочка? Родится ли ребенок здоровым? Каким будет цвет ее глаз и волос?

На многие из этих вопросов помогает ответить генетика человека. Генетика человека - одна из интенсивнее всего развивающихся отраслей науки. Она является теоретической базой медицины, раскрывает биологические основы наследственных болезней. Знание генетической природы заболеваний позволяет своевременно поставить точный диагноз и провести необходимое лечение. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия. 
1)Генетическая разминка (дифференцированные задания):
«Сильные» студенты составляют синквейны, а «слабые» придумывают высказывания, с которыми остальные соглашаются или нет («верю - не верю») по понятиям на слайде
Так же как успешная работа хирурга немыслима без знания анатомии, так и работа генетика невозможна без сведений о строении хромосом.
2)Эстафета:
Обучающиеся делятся на 3 команды, участники которых по очереди отвечают на вопросы 
1. Сколько всего хромосом в клетках тела человека?
2. Сколько хромосом в половых клетках?
3. Сколько пар половых хромосом в клетках тела человека? 
4. Какими символами обозначаются половые хромосомы мужчин, женщин? 
- К чему приведет изменение числа или структуры хромосом? 
Слайды мутаций. 
Генетика человека дала ответы на многие вопросы, давно интересовавшие людей, например: 
- От чего зависит пол ребенка? (от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку: если сперматозоид, несущий Х-хромосому, развивается женский организм; если Y-хромосому, развивается мужской организм).
Просмотр видеоролика оплодотворения

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Составление пазла:
До последнего времени генетические исследования на человеке заметно отставали, например, от уровня знаний в области генетики дрозофилы, кукурузы, кишечной палочки. Вопрос для обсуждения: Почему человек является очень неудобным объектом для генетических исследований?


обучающимся предлагаются варианты ответов, написанные на обратной стороне пазлов:
- малое количество хромосом; 
- невозможность направленных скрещиваний; 
- поздняя половая зрелость 
- редкая (25-30 лет) смена поколений; 
- большое число потомков в каждой семье;

- влияние социальных факторов

Если пазл собран верно (варианты 2,3,4,6), получится нормальный ребенок. Если одобрены варианты 1 и (или) 4, получается мутант.

Генетика человека - это молодая наука, но мы с вами видим, что она помогает понять механизмы наследования признаков, возникновения некоторых наследственных заболеваний и предлагает варианты их лечения. Я надеюсь, что в жизни основы этой науки вам пригодятся. Если вы сомневаться в глубине своих знаний, посетите генетическую консультацию, она есть во всех крупных городах.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Работа в группах (сильные студенты делают задания на карточках)
1)Почему нежелательным является брак двоюродных брата и сестры? 
Многие заболевания вызываются рецессивными мутантными аллелями. При родственном браке, в сравнении с неродственным, значительно возрастает вероятность появления гомозиготного состояния генов уродства, ранней смертности в потомстве. 
2) Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
Назначить дополнительную ДНК-экспертизу, отцовство возможно.
3)У женщины, которая забеременела в первую брачную ночь, родился ребенок с заячьей губой (слайд). Может ли это быть связано с большим количеством алкоголя, выпитого молодым во время свадьбы? 
Употребление алкоголя вызывает повреждение сперматозоидов, в том числе мутации их хромосом, а, следовательно, есть вероятность, что оплодотворение произошло с участием дефектной спермы. Могут быть у детей умственная отсталость и различные уродства: изменение черт лица, заячья губа, волчья пасть.

Д/З. Составить портрет будущего ребенка:

1) монеткой определить пол ребенка (орел – мальчик, решка – девочка);

2) пользуясь учебником (стр. 105), выбрать 5 значимых внешних признаков;

3) определиться с генотипом потенциального супруга;

4) составить схемы скрещивания по каждой паре признаков;

5) в случае различных вариантов у ребенка выбрать те, что больше нравятся;

6) нарисовать портрет


ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ: