Технология обучения анализу поэтического текста
В основу технологии положены:
- Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства
- Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»
М.Ю.Лермонтов Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
- Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
- Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
- Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)
Тучка
Утёс
Для наглядности
представим «шаги» анализа
в виде таблицы
Таблица
тучка
утес
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки,
связанные с каждым
из ключевых образов (полюсов)
– и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению
тех или иных ассоциаций,
того или иного эмоционального восприятия текста
тучка
лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в
утес
тучка (уменьш.суф.)
золотая (эпитет)
утром
умчалась (олицетв.)
лазурь
весело (эпитет) играя (олицетв.)
лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в
утес-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.) пустыня
Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)
легкая
светлая
Легкомыс-
ленная
тучка
Подви-
жная
Беззабот-
ная
Молодость, радость бытия
темный
Несчаст-
ный
тяжелый
утес
Страдаю-
щий
плачущий
Старость, одиночество
Таблица
тучка
лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в
утес
ассоциации
тучка (уменьш.суф.)
золотая (эпитет)
утром
умчалась (олицетв.)
лазурь
весело (эпитет) играя (олицетв.)
лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в
л егкая
п одвижная
легкомысленная светлая
м олодость
беззаботность
с олнце
чистое небо радость бытия
(и т.д.)
ассоциации
утес-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.) пустыня
т яжелый
темный
неподвижный несчастный
старость разлука
о диночество
слезы
(и т.д.)
Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:
- Тропы
- Синтаксические фигуры и приемы
- Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза (основа всей художественной системы)
- тучКа (уменьш.) – утес-великан
- умчалась – стоит
- весело – одиноко
- играя – плачет
- Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты ( делают образы более яркими)
- утес-великан
- влажный след
- старый
- одиноко
Олицетворения ( переводят действие в символический план)
- Ночевала тучка … на груди утеса
- Умчалась… весело играя
- … в морщине старого утеса
- Одиноко он стоит … плачет
Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова)
Но остался влажный след в морщине //
Старого утеса. Одиноко //
Он стоит…
О чем же это стихотворение? ( интерпретация )
Об одиночестве.
О весне и осени человеческой жизни.
А может быть,
о свободе и ее пределах?
Алгоритм анализа
1. С е м а н т и ч е с к и й а н а л и з
1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
2.Выписать лексические цепочки , соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –
3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2 . Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.