СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения анализу поэтического текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения анализу поэтического текста»

Технология обучения  анализу поэтического текста

Технология обучения анализу поэтического текста

В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»

В основу технологии положены:

  • Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства
  • Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

М.Ю.Лермонтов  Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

М.Ю.Лермонтов Утёс

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Тучка Утёс

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

Тучка

Утёс

Для наглядности  представим «шаги» анализа в виде таблицы

Для наглядности

представим «шаги» анализа

в виде таблицы

Таблица тучка утес

Таблица

тучка

утес

 Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки,

связанные с каждым

из ключевых образов (полюсов)

и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению

тех или иных ассоциаций,

того или иного эмоционального восприятия текста

тучка лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня

тучка

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес

тучка (уменьш.суф.)

золотая (эпитет)

утром

умчалась (олицетв.)

лазурь

весело (эпитет) играя (олицетв.)

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес-великан (эпитет)

влажный след (эпитет)

морщина

старый (эпитет)

одиноко (эпитет)

задумался (олицетв.)

плачет (олицетв.) пустыня

Следующий шаг:  придумываем ассоциации  к каждому  из ключевых образов  («ассоциативный анализ»)

Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)

легкая светлая Легкомыс- ленная тучка  Подви- жная Беззабот- ная  Молодость, радость бытия

легкая

светлая

Легкомыс-

ленная

тучка

Подви-

жная

Беззабот-

ная

Молодость, радость бытия

темный Несчаст- ный  тяжелый  утес  Страдаю- щий  плачущий Старость, одиночество

темный

Несчаст-

ный

тяжелый

утес

Страдаю-

щий

плачущий

Старость, одиночество

Таблица тучка лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в утес ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в л егкая п одвижная легкомысленная светлая м олодость беззаботность с олнце чистое небо радость бытия (и т.д.) ассоциации утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня т яжелый темный неподвижный несчастный старость разлука о диночество слезы (и т.д.)

Таблица

тучка

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

утес

ассоциации

тучка (уменьш.суф.)

золотая (эпитет)

утром

умчалась (олицетв.)

лазурь

весело (эпитет) играя (олицетв.)

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

л егкая

п одвижная

легкомысленная светлая

м олодость

беззаботность

с олнце

чистое небо радость бытия

(и т.д.)

ассоциации

утес-великан (эпитет)

влажный след (эпитет)

морщина

старый (эпитет)

одиноко (эпитет)

задумался (олицетв.)

плачет (олицетв.) пустыня

т яжелый

темный

неподвижный несчастный

старость разлука

о диночество

слезы

(и т.д.)

 Еще раз обращаемся  к художественным средствам, проясняющим, уточняющим  мысль поэта, и определяем  их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д.

Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:

  • Тропы
  • Синтаксические фигуры и приемы
  • Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза   (основа всей художественной системы)  тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Антитеза (основа всей художественной системы)

  • тучКа (уменьш.) – утес-великан
  • умчалась – стоит
  • весело – одиноко
  • играя – плачет
  • Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты  ( делают образы более яркими)  тучка золотая  утес-великан влажный след старый одиноко  весело

Эпитеты ( делают образы более яркими)

  • тучка золотая

  • утес-великан
  • влажный след
  • старый
  • одиноко
  • весело
Олицетворения  ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя … в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет

Олицетворения ( переводят действие в символический план)

  • Ночевала тучка … на груди утеса
  • Умчалась… весело играя
  • в морщине старого утеса
  • Одиноко он стоит … плачет
  Синтаксический прием  переноса во второй строфе,  ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утеса. Одиноко // Он стоит…

Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова)

Но остался влажный след в морщине //

Старого утеса. Одиноко //

Он стоит…

О чем же  это стихотворение?  ( интерпретация ) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?

О чем же это стихотворение? ( интерпретация )

Об одиночестве.

О весне и осени человеческой жизни.

А может быть,

о свободе и ее пределах?

Алгоритм анализа

Алгоритм анализа

1. С е м а н т и ч е с к и й а н а л и з 1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные  по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.  2.Выписать лексические цепочки , соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым – 3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

1. С е м а н т и ч е с к и й а н а л и з

1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2.Выписать лексические цепочки , соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –

3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

 1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления  и т.д. 2 . Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2 . Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!