Урок № 8
Тема: «Точка. Прямая. Линии на плоскости.»
Цель: ввести понятие точка, прямая, плоскость, развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков.
Организационный момент.
(Приветствие. Проверка домашнего задания.)
Актуализация опорных знаний.
Вспомнить что такое точка, прямая.
Изучение нового материала.
Геометрия – одна из наиболее древних наук.
Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду.
Раздел геометрии, в котором рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией.
Сегодня мы начинаем изучение планиметрии.
Первое понятие в геометрии — это точка.
Точка — это основное геометрическое понятие. В переводе с латыни слово «точка» означает результат мгновенного касания, укол.
Плоскость – одно из основных понятий геометрии. Примеры плоскостей мы встречаем в жизни постоянно – это поверхности окна, парты, школьной доски. В отличие от этих поверхностей, математическая плоскость не ограничена краями. Математическая плоскость простирается бесконечно во все стороны.
Прямая – ещё один термин геометрии. Если начертить отрезок АВ и продолжить его в обе стороны, то получим прямую АВ или прямую ВА (рис.1).
Рис.1
Через любые две точки можно провести только одну прямую. Значит, 2 различные прямые могут пересекаться только в одной точке. Прямая не имеет концов: она неограниченно продолжается в обе стороны. Точки А и В лежат на прямой.
Две прямые на плоскости, которые не пересекаются, называются параллельными прямыми.
И обозначаются AB||CD.
Прямая разделяет плоскость на две части, две полуплоскости.
Л
инии бывают:
Кривые линии бывают замкнутые и незамкнутые.
Замкнутая линия не имеет обрывающихся концов. Она начинается и заканчивается в одной точке. Причем эта точка может находиться в любом месте на этой линии.
Незамкнутая линия имеет один или два обрывающихся конца. Начало и конец такой линии находятся в разных местах.
Также линии бывают:
самопересекающиеся;
не самопересекающиеся;
1. Учащимся предлагаются задания на распознавание линий:
1). На рисунке 2 изображены две группы линий.
Рис. 2
а) Чем отличаются линии одной группы от другой?
б) Выложите из нити замкнутую линию (вариант 1), незамкнутую линию (вариант 2).
2). На рисунке 3 изображены две группы линий.
Рис. 3
а) Что общего у линий обеих групп?
б) Чем отличаются линии одной группы от линий другой группы?
в) Выложите из нити замкнутую линию с самопересечением (вариант 1), незамкнутую линию с самопересечением (вариант 2).
Решение упражнений
Начертить прямую.
Начертить ломаную.
Начертить замкнутою кривую с 2-мя самопересечениями.
Начертить незамкнутую кривую с 2-мя самопересечениями.
№342, 343,344,346,347,348,349,350,351,352.
7. Домашнее задание.
Стр.77-78 (чит.),
№245, 360.