СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 6 класс (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «литература» для 6 классов и раскрывает содержание обучения литературе. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 6 класс (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)»

Ступень обучения: основное (общее) образование, 6 класс

п/п

четв

темы

Содержание занятия

Теория

литературы

Универсальные

учебные действия

Внутрипредметные

и межпредметные

связи

Метапредметные

ценности

Краеведение

Творческая

работа

Возможные

виды

внеурочной

деятельности

Внедрение

Планируемые

результаты

Дата

ВВЕДЕНИЕ

1




О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)


работа с учебником, выразительное чтение; устное рассуждение

Литература и другие виды искусства

развитие мировоззрения, представлений о роли чтения, книги и искусства в жизни человека и общества





Ученик научится: —формулировать свои представления о прочитанных книгах и литературных героях;—характеризовать структуру учебника, выявлять особенности; —формулировать на основе личных впечатлений представление о роли чтения и книги в жизни человека и общества.


ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

2-4



  1. Мифы «Пять веков», «Прометей»,. Отражение в древнегреческих мифах представлений о человеческой истории, героизме.


  1. Миф «Яблоки Гесперид». Стремление познать мир реализовать свою мечту.


  1. Вн/чт Урок внеклассного чтения по мифам Древней Греции

миф, мифологический сюжет, мифические герои.

выразительное чтение, различные виды пересказа; дискуссия; составление простых планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения

Ломоносов «Письмо о пользе стекла»; Г. Моро «Гесиод» изобразительное искусство (отражение мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве; репродукции картиин Ф Фюгера «Прометей несет людям огонь», П.П.Рубенса «Прометей прикованный» и др.); произведения декоративно-прикладного искусства; скульптура; кино по мотивам древнегреческих мифов.

формирование нравственно-эс-те6тических представлений при характеристике художественного мифа.


изложение с элементами сочинения.



Ученик научится: -Составлять цитатный план; -выразительно читать фрагменты мифов; -находить нужную информацию в учебнике; - понимать художественную идею мифа; -готовить сообщение о мотивах древнегреческих мифов в других видах искусства; находить информацию в Интернете; формулировать вывод о роли античных мифов для последующего развития литературы и искусства.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 часа)

5-7



  1. Легенды, предания, сказки

легенда, предание, сказка;

Художествен-ный пересказ сказки;



сказки в регионе.




Ученик научится:


5-7



  1. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». УНТ и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники.



  1. Сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле. Краткость, образность.

структура и композиция сказки, мифологические элементы в волшебной сказке

запись фольклорных произведений

литература (В. и Я. Гримм «Смерть кума»; миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»); изобразительное искусство (иллюстрации И.Я. Билибина «Баба Яга», В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем»); музыка; кино, мультипликация.

развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике отношения народа к смерти.


сочинение сказки; творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников».

запись фольклорных произведений своей местности.

составление сборника из сказок, сочиненных учащимися, и фольклорных сказок региона.

-готовить художественный пересказ сказки; -исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра; -выявлять и характеризовать структуру волшебной сказки; -готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему, связанную со сказками (структура волшебной сказки; сказка в других видах искусства; сказка и миф и т.д.); - представлять материал в табличном виде;-сопоставлять миф и сказку


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)

8-10



  1. «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.


  1. «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Характеристика исторических персонажей


  1. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)

древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.

выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.

литература (Н.М. Языков «Евпатий»); музыка (М.П. Мусоргский. Ария Пимена из оперы «Борис Годунов»); изобразительное искусство (иллюстрации В.А. Фаворского к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра, Б.А. Чориков «Венчание на царство князя Владимира Мономаха», картина неизвестного автора «Владимир II Всеволодович Мономах», А.Д. Кившенко «Владимир Мономах на съезде русских князей», В.М. Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», М.О. Микешин «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах», рисунки учащихся

формирование интереса к истории и культуре Древней Руси.

исторические события края в памятниках древней литературы.

самостоятельная исследовательская работа с текстом.



Ученик научится: -характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; - характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; пользоваться при рассказе иллюстративным рядом; -составлять простой и цитатный план и давать ответ по плану; формулировать вывод о пафосе и идеях произведений; готовить сообщения по теме «Отражение истории Древней Руси в музыке и живописи»;- проводить самостоятельное исследование памятников древн. литературы


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

М.В. ЛОМОНОСОВ

11-13



  1. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».


  1. Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация;


  1. Независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея произведения

стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами, выразительное чтение наизусть

литература (М.В. Ломоносов и Анакреон; Н.М. Олейников «Из жизни насекомых»); изобразительное искусство (Л.С. Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова; Ф.И. Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова).

формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, человеке определенной эпохи, системы взглядов; воспитание идеала бескорыстного служения на благо Отечества.

устный портрет М.В. Ломоносова.




Ученик научится:

-заполнять таблицу по ходу рассказа учителя; - характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения; -определять ведущий мотив стихотворения М.В.Ломоносова; - сопоставлять лексику из стихотворений Анакреона и Ломоносова и формулировать вывод;


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В.А. ЖУКОВСКИЙ

14-16



  1. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. Жуковский и Пушкин.

баллада, фантастика; фабула, композициягерой, образ.

лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; заполнение таблиц;

литература (стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В., посвященные Жуковскому)

формирование исследовательских навыков и логического мышления.


коллективный творческий проект.

час искусств:

«В.А. Жуковский в музыке и живописи».




14-16



. 2. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.



3.Баллада «Светлана» - новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения


прослушивание музыкальных произведений; выявление основных признаков баллады; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.

баллада В.А. Жуковского «Людмила»); музыка (романсы на стихи В.А. Жуковского А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.С. Аренского, Д.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.Н. Верстовского); изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского художников О.А. Кипренского, Е.И. Эстеррейха, К.П. Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.).





создание слайдовой презентации «В.А. Жуковский в

Ученик научится: -подбирать материал для часа искусств и готовить сообщение; -участвовать в коллективном творческом проекте; -выявлять и характеризовать признаки баллады; -выразительно читать балладу; характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников; -составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод.


А.С. ПУШКИН

17-18



1-2 Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

авторское отноше-ние к героям

цитатный план; составление ассоциатив-ных рядов


воссоздание особой лицейской атмосферы;



литератур-ная гостиная


характеризо-вать отдельные эпизоды биографии поэта;


Проверка техники чтения обучающихся

19-25



3.Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.


4.Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер».


5.Интерес к истории России: роман «Дубровский» — историческая правда и художественный


6.Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь,

элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); историческая правда и художественный вымысел.

лексическая работа; выразительное чтение; выразительное чтение наизусть; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; письменное высказывание по предложенному началу; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом

литература (образ благородного разбойника в фольклоре и литературе); музыка (прослушивание музыкальных записей: Н.А. Римский-Корсаков «Редеет облаков летучая гряда...»; ария Дубровского «Итак, все кончено....» из оперы Э.Ф. Направника «Дубровский»); изобразительное искусство (портреты А.С. Пушкина; портреты лицеистов

примеры нравственного поведения, порядочности, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям.

литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

изложение с элементами рассуждения; стилистический эксперимент; создание воображаемого диалога с героем на основе предложенных вопросов


создание компьютерной презентации по материалам краеведческого поиска.

Ученик научится: -выразительно читать лирические стихотворения А.С. Пушкина; -готовить выставку, посвященную А.С. Пушкину; -определять двусложные размеры стиха; -составлять письменное высказывание по предложенному началу;





7.Искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость

8.Основной вымысел; конфликт;

9.Центральные персонажи.


просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века»; подбор цитат для ответа; выразительное чтение наизусть







-осваивать элементы текстологи-ческой работы (сопоставление чернового и чистового вариантов ).


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

26-29



  1. Годы учения. Ссылка на Кавказ.


  1. Поэт и власть.


  1. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «Листок».


метафора, инверсия, антитеза

лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.

литература (В.А. Жуковский «Листок»; В.А. Луговской «Кленовый лист»); изобразительное искусство (портреты М.Ю. Лермонтова; репродукции картин И.И. Шишкина «На севере диком...», К.А. Айвазовского; иллюстрации А.М. Васнецова, В.А. Замирайло, В.М. Конашевича, Г.С. Берендгофа, Д.И. Митрохина, М.И. Пикова и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е. Варламов «Белеет парус одинокий...».

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся на основе работы с поэтическими произведениями.

М.Ю. Лермонтов и Кавказ

составление ассоциативных рядов со словами парус и море.

конкурс чтецов


Ученик научится: -подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ; -выявлять мотивный ряд стихотворений М.Ю. Лермонтова; -сопоставлять стихотворения различных поэтов; -находить краеведческий материал и использовать его в рассказе о жизни поэта;

— сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова





  1. Многозначность художественного образа.









и формулировать вывод; определять трехсложные размеры стиха; -составлять ассоциативные ряды с ключевыми словами;

- готовить стихотворение для конкурсного исполнения.


Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа = 3 часа – 2 четверть + 1 час – 3 четверть)

30-33



  1. Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)




героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; сообщения; участие в дискуссии; са¬мостоятельная исследовательская работа с текстом.

литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам

развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.





Ученик научится: выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов; характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен;

-сопоставлять образы героев повести


Проверка техники чтения обучающихся

30-33



  1. Центральные образы и приемы их создания


  1. Лирическое и эпическое в содержании повести


  1. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение,

метафора, риторические фигуры).

самостоятельная исследовательская работа с текстом; лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; выразительное чтение наизусть

литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.

заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

творческий проект «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

конкурс знатоков; подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом

-формулировать художественную идею произведения; -пользоваться необходимыми литературоведческими термина-ми при характеристике повести; -сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести; писать изложение с заменой лица; -участвовать в творческом проекте; участвовать в конкурсе знатоков; -принимать участие в дискуссии,


И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)

34-36



  1. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции.


  1. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

  2. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет).

лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.

изобразительное искусство (конкурс рисунков; устное рисование); музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).



составление ассоциативных рядов; конкурс рисунков

дискуссия «Спешите делать добрые дела...».

оформление альбома из лучших рисунков учащихся.

Ученик научится: -рассказывать о творческой истории произведения; -определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; -формулировать художественную идею; -составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ; -характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль; -составлять ассоциативные ряды; -определять роль композиции в идейно-тематическом замысле; -характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении.


Н.А. НЕКРАСОВ

37-38



  1. Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,



  1. «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

различные виды чтения, выразительное чтение наизусть; подбор эпиграфов

изобразительное искусство (живопись художников-передвижников; репродукции картин: И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова;

А.Г. Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).

формирование представлений о гражданской позиции.


микросочинение с предложенным финалом либо заданным эпиграфом.

литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники -передвижники».


Ученик научится: -отличать трехсложные размеры стиха от двусложных; письменно характеризовать стихотворный текст; -выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении; -формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного; -формулировать художественную идею произведения; готовить сообщение о творчестве одного из художников- передвижников; -писать сочинение с предложенным финалом; -объяснять понятие «коллективный портрет»; -подбирать материал для лит/худ.выставки



Л.Н. ТОЛСТОЙ

39-41



1-2. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого;

3.Рассказ «Бедные люди». проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» преданность,

автобиографическая проза, рассказ, повесть.

лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные типы пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.

литература (А. Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой «Семейный вечер», К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален);



сочинение-зарисовка; составление комментария к афоризмам JI.H. Толстого.

дискуссия «Спешите делать добрые дела...».


Ученик научится: -составлять комментарий к заданным словам; составлять устное высказывание на заданную тему; готовить художественный пересказ фрагмента; -составлять цитатный план для устного ответа;



В.Г. КОРОЛЕНКО

42-44



  1. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе».

2. Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

повесть; художественная деталь, портрет и характер, герой.

лексическая работа; различные виды пересказа; составление плана для характеристики эпизода, персонажа; работа с иллюстрациями.

литература (В.Г. Короленко «История моего современника»); изобразительное искусство (репродукции картин Ф.С. Журавлева «Дети- нищие»,

формирование мировоззренчесских представлений о сострадании, добре и доброте.


самостоятельная исследовательская работа с текстом

диспут «Как я поступил бы на месте героя...».


Ученик научится: сопоставлять характеры героев повести; - характеризовать нравственную позицию героев



42-44



  1. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.


подготовка вопросов для обсуждения;

П.Н. Чистякова «Нищие дети», В.Г. Перова «Тройка», «Спящие дети», А.Г. Венецианова «Захарка», В.А. Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», В.М. Васнецова «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование).






Ученик научится: — формулировать вопросы для размышления; -использовать иллюстративный материал при характеристике произведения; - характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям; -участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию; выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла;


А.П. ЧЕХОВ (3 часа)

45-47



  1. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.


  1. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям.


  1. Приемы создания комического эффекта.

юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении

лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; различные виды пересказа; подбор афоризмов и крылатых фраз из произ-ведений А.П. Чехова; работа с терминами; работа с учебником; работа с иллюстрациями; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.

изобразительное искусство (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В. Шиш- маревой, Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.


музеи А.П. Чехова.

самостоятельная исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему или создание диафильма (компьютерной презентации).


компьютерная презентация «Музеи А.П. Чехова».

Ученик научится: -характеризовать роль детали в юмористическом произведении; -находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль; -создавать письменный рассказ по предложенной теме; -подбирать материал и составлять покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации); -проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом;


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И.А. БУНИН (2 часа)

48-49



  1. Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...»


  1. Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).

составление словаря языка персонажа; выразительное чтение, выразительное чтение наизусть; художественный пересказ; работа с учебником; самостоятельная исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.

литература (И.А. Бунин «Мать», «Сверчок»; К.Г. Паустовский. Отрывок из очерка «Исаак Левитан»); музыка (П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»); изобразительное искусство (И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе»).

формирование чувства единства с миром природы, гуманистического мировоззрения.


подготовка сообщения о символическом значении красного и белого цветов в русской культуре.



Ученик научится: -совершенствовать умения исследовательской работы с тестом; -сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы; -давать письменный отзыв об эпизоде; -выполнять художественный пересказ текста; -находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения; - готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин русских художников.


А.И. КУПРИН

50-52



  1. Детские годы писателя. Рассказ «Белый пудель» Основные темы и характеристика образов.

  1. Рассказ «Та пёр». Основные темы и характеристика образов.


  1. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия

рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.

лексическая работа; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; подготовка сообщения; экскурсия по выставке репродукций русских художников; работа с учебником; прослушивание музыкальной композиции.


изобразительное искусство (репродукции картин, посвященных изображению Крыма: И.К. Айвазовский, К.Ф. Богаевский и др.); музы¬ка (Ф. Лист «Венгерская рапсодия», А.Г. Рубинштейн).


воспитание чувства собственного достоинства, товарищества.


конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.



Ученик научится: -готовить устный рассказ по заданному началу; составлять письменный отзыв об эпизоде; -выявлять особенности речи героев; -характеризовать художественную идею произведения; подбирать заглавия к частям рассказа; - готовить художественный пересказ текста; -


С.А. ЕСЕНИН

53-54



  1. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песня о собаке», Пафос и тема стихотворения.

поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора; песня.

лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами;




литература (Г.И. Анфилов «Собака»); изобразительное искусство (К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня»); фотографии С.А. Есенина.



составление словаря тропов и фигур, встречающихся в изученных стих. С.А. Есенина

литературный вечер «Поэты XX века о родине, природе и о себе»: А.А. Блок «Там неба осветленный край...»,

составление словаря художественных средств С.А. Есенина.

Ученик научится: составлять устный отзыв о стихотворении; -проводить самостоятельную исслед. работу по предл. учит. теме;


53-54



  1. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...». Основная идея и тема стихотворений.

поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора; песня.

лексическая работа; выразительное чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами;




литература (Г.И. Анфилов «Собака»); изобразительное искусство (К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня»); фотографии С.А. Есенина.






«Снег да снег...»; Ф. Сологуб «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак «После дождя»; Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский «Снег в сентябре»; стихотворения других поэтов (по выбору).





Ученик научится: -готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.А. Есенина; -готовить материалы для вечера поэзии;

-готовить материалы для словаря поэтических образов; -находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения; -объяснять значение лексических новообразований редких слов.





Проверка техники чтения обучающихся

М.М. ПРИШВИН

55-56



  1. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя


  1. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

сказка-быль; конфликт; сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.

изобразительное искусство иллюстрации Е.М. Рачева «Митраша в болоте», «Рогатый великан», «Настя возле черного пня», «Митраша и Травка», «Заяц»; устное рисование.

развитие нравственно-эстетических представлений о природе и человеке.


сочинение-зарисовка, конкурс рисунков.


издание альбома-презентации лучших рисунков учащихся с текстами из сочинений-зарисовок

Ученик научится: -отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль»; -с помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ текста; -определять конфликт произведения; -проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом; -создавать сочинение-зарисовку;


Н.М. РУБЦОВ

57-58



1. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Звезда полей»,

художественная идея,

выразительное чтение; обсуждение;

литература (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»);

развитие нравственно-эстетических.





Ученик научится:

участвовать в обсуждении;





2.Стихотворение «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй стихотворений

кольцевая композиция, образ.

подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.

изобразительное искусство (иллюстрации в учебнике; репродукция картины И.И. Левитана «Тихая обитель»; устное рисование).

и мировоззренческих представлений


устное сочинение-миниатюра «Тихая моя родина».


выпуск литературной газеты «Родина моя...».

- выразительно читать стихи о природе; -определять тему и идею поэтического текста; -писать сочинение-миниатюру; устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами.


А.А. АХМАТОВА (1 час)

59

5

1

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века.

мотив, анафора, эпитет

выразительное чтение, сообщение, беседа, выразительное чтение наизусть; обсуждение.

литература (война в лирике поэтов 40-х годов XX века); фотография

А.А. Ахматовой; изобразительное искусство (военный плакат).

воспитание патриотизма.





Ученик научится: -определять тему стихотворений; -выразительно читать лирические стихотворения о войне;


ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

60-61



  1. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, бессмертия, любви к родине; М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»;

  2. 1. Изображение войны; проблема подвига, долга, жизни и смерти, К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

мотив, художественные средства.

выразительное чтение, выразительное чтение наизусть; литературно-музыкальная композиция.

музыка (композитор М. Блантер, стихи М.В. Исаковского «В лесу при-фронтовом», Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония, музыка Я. Френкеля, стихи Р.Г. Гамзатова «Журавли» в исполнении М. Бернеса); изобразительное искусство (плакат «Родина-мать зовет», репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа»).

воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.



собирание и изучение писем участников Великой Отечественной войны.

издание и тиражирование сборника писем с фронта «Из семейного архива».

Ученик научится: -выразительно читать произведения военной лирики; -участвовать в подготовке литературно-музыкальной композиции; -устанавливать внутрипредметные связи; -готовить материалы из семейного архива для публикации в сборнике.


В.П. АСТАФЬЕВ

62-63



  1. Краткие сведения о писателе..

рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.

самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беседа; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению

фотография

В.П. Астафьева; изобразительное искусство (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»;

воспитание интереса к истории России.

заочная экскурсия «Овсянка — малая родина писателя».



слайдовая презентация «Овсянка — малая родина В.П. Астафьева».

Ученик научится: -определять тематику и проблематику произведения; выразительно читать по ролям;


64-65



  1. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа

рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея

самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беседа; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению

«Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»).






самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слов; -устанавливать межпредметные связи; -находить (в том числе в Интернете) краеведческий и иллюстративный материал для заочной экскурсии и слайдовой презентации.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ»

ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»

66



История создания, тематика, проблематика.

сказка (развитие представлений); стиль.

пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.

литература

(«Второе путешествие Синдбада»); изобразительное искусство (создание иллюстрации к произведению; персидский пейзаж).

формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.





Ученик научится: -находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы; -пересказывать эпизод с заменой лица;



Я. И В. ГРИММ

67



Краткие сведения о писателях.

Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет.

лексическая работа; выразительное чтение; пересказ разных типов; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг

литература (сопоставление русской сказки со сказкой братьев Гримм); изобразительное искусство (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).

формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.




литературная викторина.

Ученик научится: -сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм; -формулировать выводы; - готовить художественный пересказ; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета; -находить основные признаки «бродячего» сюжета


О. ГЕНРИ

68-69



  1. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих» : о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

  2. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

новелла; юмор, ирония (развитие представлений).

лексическая работа; рассказ от другого лица; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; заполнение таблицы; работа с учебником; подготовка выставки.

изобразительное искусство (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).

формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщений о библейских сюжетах.


устное рисование.



Ученик научится: -выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет;

-находить в тексте худ. детали



ДЖ. ЛОНДОН

70



  1. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге

Сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения

лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросом для обсуждения; работа с иллюстрациями;

изобразительное искусство (репродукции картин Р. Кента «Вид Лисьего острова зимой», «Лето», «Аляска. Зима», «Медвежий ледник», «Замерзший водопад. Аляска»).

формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.



творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона»


слайдовая презентация компьютерного фильма (анимации) по рассказу «Любовь к жизни».

Ученик научится: -самостоятельно исследовать эпизод рассказа; -готовить сообщение о художественных средствах рассказа; -характеризовать личность героя; формулировать микровыводы и выводы;


Чтение наизусть – 9-10 произведений (отрывков)

В результате изучения литературы ученик 6 класса должен знать:

*содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

*наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

*основные факты жизненного и творческого пути писателей – классиков;

*основные теоретико – литературные понятия;

уметь:

работать с книгой;

*определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

*выявлять авторскую позицию;

*выражать свое отношение к прочитанному;

*выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

*владеть различными видами пересказа;

*строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

*участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения

Количество часов: 70

Программа обеспечена УМК «Литература» для 6 классов / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — М.: ООО «Русское слово»